2ЭС10С

Перейти к: навигация, поиск
2ЭС10

2ЭС10-001 в сентябре 2011 г.
Основные данные
Страна постройки

Россия Россия

Завод

Уральский завод железнодорожного машиностроения г.Верхняя Пышма

Годы постройки

С 2010 г.

Главный конструктор

коллектив ДКРиИ
(Группа Синара)
+ Siemens AG

Всего построено

118 (на ноябрь 2014г.), заказ: 221+1 машина

Род службы

Магистральный грузовой

Конструкционная скорость

120 км/ч

Технические данные
Род тока и напряжение в контактной сети

постоянный, 3 кВ

Осевая формула

2 (20-20)

Сцепной вес

200 т

Нагрузка от движущих осей на рельсы

25 тс

Система регулирования

Тиристорно-импульсная (тяговый преобразователь с индивидуальными инверторами)

Тип ТЭД

1TB2822

Подвешивание ТЭД

Опорно-осевое

Диаметр колёс

1250 мм

Часовая мощность ТЭД

8 800 кВт на валах

Сила тяги часового режима

621 кН
(не более 15 минут),
максимальная при трогании - 784 кН (не более 15 минут)

Скорость часового режима

50,0 км/ч

Длительная мощность ТЭД

8400 кВт на валах

Сила тяги длительного режима

538 кН при 55 км/ч,
370 кН при 80 км/ч,
236 кН при 120 км/ч

Электрическое торможение

Рекуперативно-реостатное
(8400кВт/5600кВт соответственно)

КПД

87,5%
(в продолжительном режиме, при скорости 80 км/ч)

Эксплуатация
Страна

Россия Россия
(РЖД, ПО Апатит)

 Изображения на Викискладе


2ЭС10 «Гранит» — российский грузовой двухсекционный восьмиосный электровоз постоянного тока с асинхронным тяговым приводом, один из мощнейших в мире электровозов постоянного тока, производимый российской компанией «Группа Синара» при участии немецкого концерна Siemens (СП «Уральские Локомотивы»).

Создание

Владимир Якунин, Петер Лёшер и Александр Мишарин проезжают во время опытного рейса электровоза 2ЭС10 с поездом в сто вагонов рекордного веса 9 тысяч тонн границу Европы и Азии (знак на заднем плане)

Электровоз выпускается в городе Верхняя Пышма Свердловской области ООО «Уральские локомотивы», совместным предприятием немецкого концерна Siemens и ЗАО Группа Синара на базе Уральского завода железнодорожного машиностроения, с 2010 года. РЖД в мае 2010 года подписало контракт на закупку 221 такого электровоза на 42 миллиарда рублей[1][2][3].

На момент создания электровоз является самым мощным выпускаемым локомотивом для колеи 1520 мм. При стандартных весовых параметрах он способен водить поезда весом примерно на 40-50 % больше, чем электровозы серии ВЛ11. Планируется, что при применении «Гранита» на участках Свердловской железной дороги с тяжёлым горным профилем появится возможность пропуска транзитных поездов весом от 6300-7000 тонн без разделения состава и отцепки локомотива. 4 августа 2011 года была продемонстрирована работа 2ЭС10 в трехсекционном исполнении, с заданной нагрузкой составом 9000 тонн[4]. Доказана эффективность такой компоновки для работы на сложных участках в Уральских горах (на перевалах).

В созданную «Уральскими локомотивами» базовую платформу электровоза «Гранит» интегрированы современные разработки компании «Сименс» в области электропривода — блок вспомогательных трансформаторов, дроссель входного фильтра, блок охлаждения, тяговый преобразователь, тяговый двигатель и интегрированный редуктор. Комплектующие и модули для электровоза поставляют более 100 российских предприятий. Они обеспечивают завод электронными системами, тормозным, вспомогательным и пневматическим оборудованием, оборудованием для кабины, заготовками для колесной пары и т. д.

Эксплуатация

В ходе экспериментальных поездок электровоза был выявлен ряд недоработок. В частности, зимой при больших отрицательных температурах неустойчиво работали компрессоры производства Полтавского завода по причине перемерзания холодильника, впоследствии на новые электровозы стали устанавливаться компрессоры типа АКВ Челябинского компрессорного завода (ЧКЗ). От потока воздуха зеркала для осмотра поезда в кривых складывались и разбивались. Ещё одно замечание было к конструкции наклонной тяги, где установлен резиновый сайлентблок. При сильных морозах он терял эластичность и электровоз боксовал. В результате подконтрольной эксплуатации в конструкцию отдельных узлов и деталей было внесено около 60 изменений, повышающих надёжность машины.

В августе 2012 года квалификационная комиссия, состоящая из представителей ОАО «РЖД», завода-изготовителя, отраслевых институтов, поставщиков основного оборудования и компании Siemens, рекомендовала «Уральским локомотивам» приступить к серийному производству электровозов. Серийное производство началось в октябре 2012 года. До конца 2012 года на Свердловскую дорогу должно было поступить 40 электровозов. В феврале 2014 года 3 электровоза поступило в локомотивное депо Челябинск Южно-Уральской железной дороги для эксплуатации на сложном участке Челябинск — Златоуст — Кропачёво, каждый электровоз 2ЭС10 заменяет два электровоза ВЛ10 по СМЕТ. В целом до 2017 года ОАО «РЖД» получит 221 машину этой серии[5].

В январе 2013 была обнаружена сквозная трещина бандажа 2ЭС10-022. По распоряжению руководства РЖД электровозы отправились на отстой. Изначально электровозы 2ЭС10 комплектовались бандажами, произведенными в Днепропетровске (Украина) на заводе концерна «Интерпайп». Однако в ходе эксплуатации на украинских бандажах начали обнаруживаться сколы. В результате несколько «Гранитов» и «Синар» впервые были отстранены от эксплуатации. В конечном итоге производитель заменил поставщиков бандажей колесных пар. Однако новые бандажи (произведённые на ОАО «ЕВРАЗ НТМК», Нижний Тагил) показали себя также далеко не с лучшей стороны. Уже в начале этого года на них обнаружили не сколы, а целые сквозные трещины. Именно после этого руководством РЖД было принято решение отстранить от эксплуатации все «Граниты» до устранения проблемы и соответствующего заключения экспертной комиссии. Большинство 2ЭС10 направились в моторвагонное депо Санкт-Петербург-Московское. Только там находился уникальный на тот момент в России станок «Hegensheidt MFD». На нем проводились работы по расточке бандажей у «Гранитов» — ради этого локомотивы проделали путь длиной в 2 тыс. км. В результате, от работы был отстранён весь парк 2ЭС10 СвЖД, а это — 44 электровоза. В апреле 2013 данная проблема была решена[6].

2ЭС10С

2ЭС10С — бустерная секция, не имеет кабин управления, сцепляется по СМЕ между головными секциями. Таким способом может быть получен трёхсекционый двенадцатиосный локомотив.

Примечания

  1. РЖД: «Siemens to supply 221 electric locomotives to Russian Railways» (англ.)
  2. Униан транспорт: «Новые грузовые электровозы 2ЭС10 будут востребованы в РФ и странах Средней Азии»
  3. РосБизнесКонсалтинг: «В. Якунин: Грузовые электровозы 2ЭС10 „Гранит“ будут поставляться на российский рынок и страны СНГ»
  4. 4 августа опытный образец грузового электровоза с асинхронным тяговым приводом «Гранит» (серия 2ЭС10) совершил поездку с рекордным весом 9 тыс. тонн по маршруту Екатеринбург-Сортировочный — Первоуральск — Балезино.
  5. Марьяна Балакшина, Евгения Мусихина. Следующий шаг // Гудок, № 149 (25110), 23 августа 2012
  6. РЖД возвращают в строй электровозы «Гранит» — Новости России — ИА REGNUM

Ссылки

  • Первый российско-германский грузовой электровоз, разработанный совместно с компанией «Сименс», представили премьер-министру Владимиру Путину. www.rzdtv.ru (19 ноября 2010). Архивировано из первоисточника 12 мая 2012.
  • Специальный репортаж: особенности электровоза 2ЭС10 «Гранит». www.rzdtv.ru (28 мая 2012). Архивировано из первоисточника 22 июля 2012.

2ЭС10С.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52