Симулятор российских железных дорог, схема российских железных дорог, список советских и российских генерал-лейтенантов, протяженность российских железных дорог

В списке представлены электровозы, когда либо эксплуатировавшиеся на советских, а позже российских железных дорогах нормальной колеи, то есть с шириной 1524/1520 мм. В список также включены опытные электровозы, проходившие испытания, но по ряду причин так и не введённые в эксплуатацию.

Содержание

Историческая справка

Г. К. Мерчинг — один из основоположников электрической тяги

Первые проекты внедрения электровозной тяги появились ещё в Российской империи. Так ещё в 1876 году Ф. А. Пироцкий проводил опыты по передаче электроэнергии через рельсы. Опыты проводились в Сестрорецке на железнодорожной ветке длиной 3,5 км. В 1880 году по ветке уже ездил самодвижущийся вагон с установленным на нём электродвигателем. В 1887 году инженер Г. К. Мерчинг впервые на курсе электротехники ввёл раздел «Электрические железные дороги, электровозы», а в 1893 году издал учебник с содержанием лекций, в предисловии которого указал на всю важность внедрения электрической тяги. К началу XX века многие инженеры начинают активно заниматься вопросами внедрения электрической тяги в России[1].

С 1900 года в городе Лодзь уже курсировали электропоезда, а с 1910 года проводились опыты с аккумуляторными электропоездами на участке Санкт-ПетербургЦарское Село. Но совсем иначе дела обстояли с электровозами. Дело в том, что электрификация железных дорог требует большого начального вложения финансов, так как прежде всего требуется возведение устройств электроснабжения: в том числе: воздушная контактная сеть, тяговых подстанций, а то и целых электростанций. Да и электровоз стоит в 2—3 раза выше, чем паровоз. Также ещё одним сдерживающим фактором оказались сами железные дороги — многие из них имели запас по пропускной и провозной способности, что снижало актуальность внедрения электровозной тяги поездов[2]. И всё же в 1911 году инженерным советом выносится решение о необходимости составления технического проекта по электрификации одного из участков Закавказской железной дороги. В 1914 году этот проект разрабатывает инженер Г. О. Графтио (ученик Мерчинга), однако начавшаяся война не позволила реализовать проект[1].

Электровоз С10-03 на Сурамском перевале

После произошедших в 1917 году революций и с установлением советской власти, отношение к электровозам кардинально изменилось и вопрос об их внедрении рассматривался уже на самом высоком уровне. Уже в 1920 году образуется Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), среди планов которой были и проекты по электрификации отдельных грузовых направлений железных дорог, а 17 февраля 1925 года уже НКПС только на электрификацию Сурамского перевала выделил из общегосударственного фонда 4 миллиона рублей. Эти работы были завершены в первой половине 1932 года, а 16 августа состоялось торжественное открытие движения электровозов по участку ХашуриЗестафони Закавказской железной дороги[3].

Обозначения электровозов

Советские электровозы получали преимущественно серию, состоящую из буквенной части ВЛ (Владимир Ленин) с добавлением к ней уточняющих цифр. Цифры в серии позволяют определить род тока питания: до 39 — постоянный, с 40 — переменный. Помимо этого, у электровозов переменного тока первая цифра обозначает число осей (4, 6, 8). Первые советские магистральные электровозы получили обозначение серии С (Сурамский перевал). Также некоторые из первых электровозов получили серии, имеющие политическое происхождение:

Все пассажирские электровозы заводов «Шкода» получали серию с буквенной частью ЧС (чехословацкие) к которой добавлялась цифра, характеризующая конструкцию локомотива (ЧС2, ЧС7). Наиболее разнообразными являются серии промышленных электровозов, у которых каждый завод применял собственную систему обозначений. Так, например, у электровозов Днепропетровского ЭВЗ переменного тока серия состояла из Д к которой добавлялось число, указывающее на сцепной вес электровоза (Д94, Д100). Промышленные электровозы НЭВЗа имели обозначение серии из 4 частей, например у электровоза IV-КП1 серия означала следующее: 4-осный (IV) контактный электровоз 1-го исполнения.

При конструктивных изменениях, к серии добавлялся уточняющий индекс, позволяющий определить внесённые изменения. В приведённых ниже списках эти индексы означают следующее:

Если индекс имеет другое значение, то это указано в примечаниях.

Переименования электровозов

В процессе выпуска у части электровозов была сменена серия. Обстоятельства этого были различные, ниже по годам указаны основные из них.

1938. Согласно указанию наркома путей сообщения Л. М. Кагановича, электровозы СМ (Сурамский модернизированный) были переименованы в ВЛ22. Выпущенные ранее электровозы ВЛ (Владимир Ленин) при этом также получили новое официальное обозначение — ВЛ19. Числа 22 и 19 в обозначениях указанных электровозов указывают нагрузку от колёсных пар на рельсы, в тонна-силах.

1960. Электровозы Г1 были переименованы в ЭО (электровоз опытный), для избежания путаницы с одноимённым газотурбовозом.

Январь 1963. В связи с произошедшими за полгода до этого событиями в Новочеркасске, заместитель министра путей сообщения Муратов П. Г. дал директиву о замене букв Н (Новочеркасский), а заодно и Т (Тбилисский), в обозначениях серий уже выпущенных электровозов буквами ВЛ (Владимир Ленин), аргументируя это как возобновление устоявшейся традиции[4][5]. В результате были переименованы следующие серии электровозов:

  • Н8 (Новочеркасский 8-осный) → ВЛ8;
  • Т8 (Тбилисский 8-осный) → ВЛ10;
  • НО (Новочеркасский однофазный) → ВЛ61;
  • Н6О (Новочеркасский 6-осный однофазный, позже О стала читаться как «ноль») → ВЛ60;
    • Н6ОП (пассажирский) → ВЛ60П;
  • Н8О (Новочеркасский 8-осный однофазный, позже О стала читаться как «ноль») → ВЛ80в (3 первых электровоза серии);
  • Н62 (Новочеркасский 62 серия) → ВЛ62;
  • Н81 (Новочеркасский 81 серия) → ВЛ80

Списки электровозов

Списки электровозов разделены по роду тока в системах питания: постоянного тока, переменного тока и двухсистемные, которые могут работать как на постоянном, так и на переменном токе. Отдельно выделены аккумуляторные электровозы, включая контактно-аккумуляторные (могут работать как от аккумуляторов, так и от контактной сети). В списках электровозы упорядочены по годам выпуска, трофейные и репарационные — по году попадания на советские железные дороги.

Электровозы также различают по роду службы (пассажирские, грузовые, маневровые), этот параметр в таблице обозначен с помощью цвета:

Маневровый/Промышленный
Магистральный грузовой
Магистральный грузопассажирский
Магистральный пассажирский

Электровозы постоянного тока

Серия Иллюстрация Осевая формула Напряжение, В Годы выпуска Заводы Кол-во Примечания
ГЭТ 20 н.д. 19261927 «Динамо» (ГЭТ) & Мытищинский вагоностроительный завод Государственный Электротехнический Трест
ЭП
(ЭПу
и
ЭПш)
20 550 19311938 «Динамо» (ГЭТ) & Подольский крекинго-электровозостроительный завод 76 Электровоз Промышленный
Узкий - с шириной кузова 2300 мм
Широкий - с шириной кузова 2900 мм
С
(C10)
30 + 30 3000 19311932 General Electric 8
СС
30 + 30 3000 19321934 «Динамо», Коломенский 21 Советский
ВЛ19 (ВЛ)
30 + 30 3000, 1500, 1500/3000 19321938 «Динамо», Коломенский 144
Си
(С10и)
30 + 30 3000 19331934 Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri 7 Итальянский
В
20 — 20 750 1933 Società Nazionale Officine di Savigliano (итал.)русск. 10
ПБ21
2—30—2 1500/3000 1934 «Динамо», Коломенский 1
СО
20 + 20 750 19361939 «Динамо», Подольский 15
СК
30 + 30 3000 1936, 1938 «Динамо», Коломенский 4
СКу
30 + 30 3000 1938 «Динамо», Коломенский 1
ВЛ22м)
30 + 30 3000 19381946 «Динамо», Коломенский 39
II-КП1
20—20 н.д. 1941 Коломенский, «Динамо» 1
V-КП-2
20 + 20 750 1940, 1941 «Динамо», Коломенский 15 В основном идентичны СО
ВЛ19М
30 + 30 3000 1947 НЭВЗ 10 с электрооборудованием от ВЛ22М
ВЛ22м
30 + 30 3000 19471958 НЭВЗ 1541
E44№ 47
20—20 1500 19331935 Siemens-Schuckertwerke AG 1 Трофейный E44-047. Переделке подвергся в 1949 году
IV-КП1
20 + 20 1500 19491956 LEW «Hans Beimler» (нем.)русск., «Динамо», НЭВЗ 289
IV-КП2
20 + 20 750 19501955 НЭВЗ 20
ПЭ150
20 + 20 + 20 1100 1951 Henschel-Werke, Siemens-Schuckertwerke 16 Переделывались Перовским вагоноремонтным заводом
13Е1
20 + 20 + 20 1500 19521953 Пльзеньский завод им. В. И. Ленина (Škoda) 32
II-КП4А
20 + 20 550 19521953 НЭВЗ 16 Заводское обозначение:
Ш — ширококолейный
II-КП4В
20 + 20 220 19521954 НЭВЗ 7 Заводское обозначение:
Ч — чугуновоз
II-КП4Б
20 + 20 600 19531956 НЭВЗ 18 Заводское обозначение:
Ббурлак
ВЛ8
(Н8)
20+20+20+20 3000 19531967 НЭВЗ, ТЭВЗ 1722
ВЛ23
30 + 30 3000 19561961 НЭВЗ 489
21Е
20 + 20 + 20 1500 19561962 Škoda Holding 224не менее 224
ЕЛ1
20 + 20 + 20 1500 19571971 LEW «Hans Beimler» (нем.)русск. 564
ЕЛ2
20 + 20 1500 19571967 LEW «Hans Beimler» (нем.)русск. 230
ЧС1
20 — 20 3000 19571960 Škoda Holding 102
ЧС2 30 — 30 3000 19581973 Škoda Holding 790
ЭО (Г1)
30 + 30 3000 1959 LEW «Hans Beimler» (нем.)русск. 2
ВЛ8Р
20+20+20+20 3000 1961 ТЭВЗ 1 с регурируемым возбуждением ТЭД
21Ем
20 + 20 + 20 1500 1961 Пльзеньский завод им. В. И. Ленина (Škoda) 53не более 53
26Е
20 + 20 + 20 1500 1961 Пльзеньский завод им. В. И. Ленина (Škoda) 2
ЧС3
20 — 20 3000 1961 Škoda Holding 87
ВЛ10
(Т8)
2(20—20) 3000 19611977 НЭВЗ, ТЭВЗ 1900
26Ем
20 + 20 + 20 1500 1964, 1965 Пльзеньский завод им. В. И. Ленина (Škoda) 25 Заводской тип — E37
ЧС2т
30 — 30 3000 1964, 1965 Škoda Holding 150 Реостатный тормоз был на 4 из 6 осей, позже переделаны в ЧС2. Заводской тип — E53
ЭГМ
2—2 3000 1964 Депо Тбилиси 1 Переделка из тепловоза ТГМ3-282
ЧС2М
30 — 30 3000 1965 Škoda Holding 2
ВЛ8В
20+20+20+20 6000 1966 ТЭВЗ 1 Высоковольтный (на 6 кВ)
К-10 20 250 с 1971 Александровский машиностроительный завод 5600
(более)
Контактный узкоколейный шахтный электровоз. Эксплуатируется на шахтных и наземных промышленных узкоколейных железных дорогах различной колейности (550, 575, 600, 750 и 900 мм)
К-10Н
20 250 н.д. Новочеркасский электровозостроительный завод 900
(более)
Полный аналог К-10
ВЛ23И
30 + 30 3000 1972 Локомотивное депо Ленинград-Сортировочный-Московский[источник не указан 180 дней] 1 Переделка ВЛ23-006:
опытные модернизации электрооборудования,
И − «импульсное регулирование».
ЧС2Т 30 — 30 3000 19721976 Škoda Holding 120 Заводской тип — E63
ВЛ22И
30 + 30 3000/6000 19731975 ТЭВЗ 5 переделка из ВЛ22м
ВЛ12
2(20—20) 3000 19731974 НЭВЗ 2
ВЛ10У
2(20—20) 3000 19741986 НЭВЗ, ТЭВЗ 977 Усиленный (повышена сила тяги за счёт повышения сцепного веса)
ЧС200
2(20—20) 3000 19751979 Škoda Holding 12
ВЛ11
2(20—20) 3000 19751984 ТЭВЗ 477
ВЛ8М
20+20+20+20 3000 19761985 ТЭВЗ н.д. С возвращающими устройствами, позволяющими поднять скорость с 80 до 90–100 км/час
ВЛ11У
2(20—20) 3000 1977, 1978 ТЭВЗ 2 Усиленный (аналогично ВЛ10У)
ЧС6
2(20—20) 3000 19791981 Škoda Holding 30
Э2
2(2—2) 400 и 200 1980 ДЗМО 2не менее 2 Электровоз-тягач
ЕЛ21
20 + 20 + 20 1500 19811986 LEW «Hans Beimler» (нем.)русск. 265
ЧС7
2(20—20) 3000 19832000 Škoda Holding 291
ВЛ10Н
2(20—20) 3000 1984, 1985 ТЭВЗ 10 Для Норильской ж.д.
ВЛ118
2(20—20) 3000 19841987 ТЭВЗ 254 С сириесным (последовательным) соединение всех 8 ТЭД
ВЛ15
2(20—20—20) 3000 19841991 НЭВЗ, ТЭВЗ 40
ВЛ11М
2(20—20) 3000 19861996 ТЭВЗ 453
ВЛ232ВЛ23
2(30 + 30) 3000 19871990 91—93 Постоянный сцеп из 2ВЛ23
ВЛ233ВЛ23
3(30 + 30) 3000 1987 10—12 Постоянный сцеп из 3ВЛ23
ЕЛ22
20 + 20 + 20 1500/3000 1987, 1989 LEW «Hans Beimler» (нем.)русск. 4около 4
ВЛ15С
2(20—20—20) 3000 1988, 1989 НЭВЗ, ТЭВЗ 4
ВЛ15А
2(20—20—20) 3000 1988, 1989 ТЭВЗ, НЭВЗ 6 Для предприятия «Аппатит»
ВЛ10-1
20—20 3000 2000, 2001 ЧЭРЗ 2 1-секционный
ВЛ10П
2(20—20) 3000 2000—н.д. н.д. н.д.
ЧС2К 30 — 30 3000 2002—наст.вр. ЗЭРЗ, ЯЭРЗ 240 После КРП с заменой кузова
НПМ2
20—20 1500 2003—наст.вр. НЭВЗ 11не менее 11
ВЛ10К
2(20—20) 3000 2004—наст.вр. ЧЭРЗ 390 После КРП
ВЛ11К
2(20—20) 3000 2004—наст.вр. ЧЭРЗ 30 После КРП
ЭП2К
30 — 30 3000 2006—наст.вр. Коломенский 101
ЭС42ЭС4К
2(20—20) 3000 2006—наст.вр. НЭВЗ 54не менее 54
ЭС62ЭС6
2(20—20) 3000 2007—наст.вр. УЗЖМ 101не менее 101
4E10
20—20 3000 2008 ТЭВЗ 1
ЭС102ЭС10
2(20—20) 3000 2011 УЗЖМ & Siemens 2

Электровозы переменного тока

Серия Иллюстрация Осевая формула Напряжение, кВ Годы выпуска Заводы Кол-во Примечания
ОР22 30—30 20 1938 «Динамо», Коломенский 1
ВЛ61 (НО)
30 + 30 20/ 25 19541957 НЭВЗ 12
ВЛ60 (Н6О, Н60)
30 — 30 20/ 25 19571965 НЭВЗ 1728
Ф
30 — 30 25 19591960 Alstom, MTE (Le Matériel de Traction Electrique) 30
ФР
30 — 30 25 1960 Alstom, MTE (Le Matériel de Traction Electrique) 10
ФП
30 — 30 25 19591960 Alstom, MTE (Le Matériel de Traction Electrique) 10
ВЛ60П (Н6ОП)
30 — 30 25 1961 НЭВЗ 1 В 1969 был переделан в ВЛ60ПК−001
К
30+30 25 1961, 1962 Siemens-Schuckertwerke, Krupp 20
ВЛ62 (Н62)
30 — 30 25 1961, 1963 НЭВЗ 2
ВЛ80В (Н8О, Н80)
2(20—20) 25 1961 НЭВЗ 3 с высоковольтным регулированием
Д100
20 — 20 10 1961 ДЭВЗ 2
ВЛ60Р (ВЛ60Р)
30 — 30 25 19621966 НЭВЗ 87
ВЛ80 (Н81)
2(20—20) 25 19621964 НЭВЗ 21 В 1969 переделаны в ВЛ80К
ВЛ60П
30 — 30 25 19621965 НЭВЗ 301
Д100М
20 — 20 10 1962, 1963 ДЭВЗ 51
ВЛ60к
30 — 30 25 19621967 НЭВЗ 501 Ещё не менее 1809 были переделаны из ВЛ60 и ВЛ60р
ВЛ41 (Д92)
20 — 20 10, 25 19631964 ДЭВЗ 78
ВЛ80К
2(20—20) 25 19631971 НЭВЗ 696
Д94
20 — 20 10 19641968 ДЭВЗ 69
ЧС4 30 — 30 25 19651972 Škoda Holding 230
ВЛ40
2 — 2 20/ 25 1966, 1969 ТЭВЗ 2
ВЛ60пк
30 — 30 25 19661975 НЭВЗ 304 ВЛ60п, оборудованные кремниевыми выпрямителями, а также ВЛ60к, переделанные под пассажирские
ВЛ60КУ
30 — 30 25 1967, 1971, 1972 ПКБ ЦТ МПС, ЗЭРЗ 11 с управляемой выпрямительной установкой
ВЛ80А
2(20—20) 25 1967, 1971 НЭВЗ 1,5
ВЛ80Б
20—20 25 19621964 НЭВЗ 0,5 с бесколлекторными ТЭД
ВЛ80Т
2(20—20) 25 1967, 19691980 НЭВЗ 1072 Первые 7 позже переделали в ВЛ80К
ВЛ80Р
2(20—20) 25 1968, 19741986 НЭВЗ 373
ВЛ80В
2(20—20) 25 1970, 1975 НЭВЗ 3 Заводское обозначение — ВЛ80ВР
ЧС4Т 30 — 30 25 19711974, 19771986 Škoda Holding 510
Sr1 (ЭС40)
20 — 20 25 19731984 НЭВЗ, Кюми-Стрёмберг 1 Sr1-3000, который позже был продан в Финляндию
ФК
30 — 30 25 19731976[6] ПКБ ЦТ МПС, КЭРЗ 7 Модернизация Ф и ФР
ВЛ60КР
30 — 30 25 1974 ПКБ ЦТ МПС 1
ВЛ41К
20 — 20 25, 10 19751977 ПКБ ЦТ МПС 13 Модернизация ВЛ41
ВЛ81
2(20—20) 25 1976 НЭВЗ 1
ВЛ83 2(2—2) 25 1976 НЭВЗ 1
ВЛ80С
2(20—20) 25 19791995 НЭВЗ 2746
ВЛ84
2(20—20) 25 1979 НЭВЗ 2
ЧС8
2(20—20) 25 1983, 1987, 1989 Škoda Holding 82
ВЛ85
2(20—20—20) 25 19831992 НЭВЗ 270
ВЛ80РМ
2(20—20) 25 1985 Депо Боготол 1
ВЛ86ф
2(20—20—20) 25 1985 НЭВЗ, Кюми-Стрёмберг 1
ВЛ120БАМ
2(30 — 30) 25 1985начало 1980-х депо Вихоревка 1 Сцеп из двух ВЛ60к, оборудованных СМЕТ. Также применено последовательно-независимое возбуждение ТЭД в режиме тяги.
ВЛ602ВЛ60к
2(30 — 30) 25 19871990 НЭВЗ 550—711[7] Сцеп из двух ВЛ60к, оборудованных СМЕТ
ВЛ80СМ
2(20—20) 25 19901993 НЭВЗ 4
ВЛ65
20 — 20 — 20 25 1992, 19941998 НЭВЗ 48
ЭП200
20+20—20+20 25 1997 НЭВЗ, Коломенский 2
ЭП1
20 — 20 — 20 25 19992007 НЭВЗ 381
ВЛ80М
2(20—20) 25 20012003 УУЛВРЗ 7 Модернизация ВЛ80Т
Э5К2ЭС5К
2(20—20) 25 2004—наст.вр. НЭВЗ 154
ЭП1М
20 — 20 — 20 25 2006—наст.вр. НЭВЗ 296
ЭП1П
20 — 20 — 20 25 2007—наст.вр. НЭВЗ 71 Для железных дорог Приморского края
Э5КЭ5К
20 — 20 25 2007—наст.вр. НЭВЗ 30
ВЛ80С/СВ
2(20—20) 25 2007 УУЛВРЗ 2 смешанное возбуждение ТЭД
Э5К3ЭС5К
3(20—20) 25 2007—наст.вр. НЭВЗ 192
ЭС52ЭС5
2(20—20) 25 2011 НЭВЗ 1

Двухсистемные электровозы

Данные электровозы могут работать как от 3000 В постоянного тока, так и от 25 000 В переменного тока частотой 50 Гц.

Серия Иллюстрация Осевая формула Годы выпуска Заводы Кол-во Примечания
ВЛ61Д
30 — 30 1963, 1964 ПКБ ЦГ МПС, ЗЭРЗ 12 Двойного питания, из ВЛ61
ВЛ82
2(20—20) 19661968 НЭВЗ 24
ЧС5
30 — 30 1966 Škoda Holding 2
ВЛ82М
2(20—20) 19721979 НЭВЗ 67
ЭП10
20 — 20 — 20 19982006 НЭВЗ, Bombardier Transportation 12
ЭП20
20 — 20 — 20 2010 НЭВЗ 1

Аккумуляторные электровозы

Серия Иллюстрация Осевая формула Система питания Годы выпуска Заводы Кол-во Примечания
Т01
20 постоянный ток, 1,5 кВ 1949 Локомотивное депо Москва-3 1 Переделан из аккумуляторного в контактно-аккумуляторный
ВЛ26
30 — 30 постоянный ток, 3 кВ 19661967 ДЭВЗ 10
ВЛ26м
30 — 30 постоянный ток, 3 кВ 1972 ДЭВЗ 1 Из ВЛ26-002
ЛАМ
10-1-10 — 10-1-10 2003 ВНИКТИ 2 Из ЧМЭ3

Примечания

  1. ↑ Очерки истории техники в России (1861-1917). — М.: «Наука», 1975.
  2. В. А. Раков. Электровозы. Общие сведения // Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — М.: «Транспорт», 1995. — С. 392—393. — ISBN 5-277-00821-7
  3. Е. Н. Боравская. Электрический подвижной состав // История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917—1945 гг. — СПб: «Иван Фёдоров», 1997. — Т. 2. — С. 145—148. — ISBN 5-85952-005-0
  4. Раков В. А. Электровозы серии ВЛ8 // Локомотивы отечественных железных дорог 1956 - 1975. — М.: Транспорт, 1999. — С. 20. — ISBN 5-277-02012-8
  5. // Электрическая и тепловозная тяга. — 1963. — № 1.
  6. Приблизительные данные
  7. Данные требуют уточнения

Литература

Ссылки

  • Отечественные локомотивы  (рус.). S.C.A.D.O. (2 февраля 2011 u/). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 23 апреля 2011.


Симулятор российских железных дорог, схема российских железных дорог, список советских и российских генерал-лейтенантов, протяженность российских железных дорог.

Другая работа для Андертейкера, Ману, Жан-Поль, Бертильссон, Шато Фронтенак.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52