Юбилейный (вагон метро)

Перейти к: навигация, поиск
Юбилейный
81-722/723/724
Поезд модели 81-722/723/724 на заводе Метровагонмаш
Данные по выпуску
Годы постройки

с 2014

Страны постройки

Россия Россия,

Заводы

Метровагонмаш,
ОЭВРЗ

Производитель

Трансмашхолдинг

Составов построено

8

Вагонов построено

16 Мг, 16 Мп, 16 Пп

Нумерация

Мг: 22001—22xxx
Мп: 23001—23xxx
Пп: 24001—24xxx

Технические данные
Тип вагона

Мг/Мп/Пп

Ширина колеи

1520 мм

Род тока и напряжение

750 В

Диаметр колёс

860 мм

Конструкционная скорость

100 км/ч

Число вагонов в составе

6

Композиция состава

Мг+Мп+2xПп+Мп+Мг

Число сидячих мест

36/44/44

Длина вагона

20000/19210 мм

Ширина

2700 мм

Высота

3644 мм

Эксплуатация
В эксплуатации

с 2015

Страна эксплуатации

Россия Россия

Метрополитен

Петербургский

Линии

Невско-Василеостровская

Депо

ТЧ-5 «Невское»

Юбилейный на Викискладе

Вагоны метрополитена типа 81-722/723/724 «Юбилейный» (в честь 60-летия Петербургского метрополитена, первоначально — «Охта») — модель вагонов метрополитена, конструктивно являющаяся обновлённой модернизированной версией вагонов «Яуза», спроектированная и построенная ОАО «Метровагонмаш» для Петербургского метрополитена с учётом опыта эксплуатации вагонов метро «НеВа» российско-чешского производства.

История

В начале 2014 года в рамках программы по обновлению подвижного состава в электродепо «Невское» Петербургского метрополитена, обслуживающее Невско-Василеостровскую линию, был объявлен конкурс на поставку 11 шестивагонных электропоездов с асинхронным тяговым приводом. До этого в рамках этой программы Петербургский завод «Вагонмаш» совместно с чешским предприятием Skoda Transportation выпустил 9 шестивагонных поездов модели 81-556/557/558 «НеВа», поэтому предполагалось, что следующая партия также будет состоять из вагонов того же типа. Однако в связи с высокой стоимостью производства данных вагонов, победителем конкурса стал Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) в составе концерна «Трансмашхолдинг», незначительно обойдя по цене ОАО «Вагонмаш» с проектом поездов «НеВа».[1]

В рамках нового контракта постройку новых вагонов было решено наладить на Октябрьском электровагоноремонтном заводе, который ранее участвовал в конкурсе на поставку новых поездов для Невско-Василеостровской линии в августе 2012-го года и предлагал реализовать поезда модели 81-780/781 «Ладога», проигравшей по конкурсу модели «НеВа». Однако по ряду требований нового технического задания, включая ограничения по весу вагонов, вагоны типа 81-780/781 не подходили, поэтому ОАО «ОЭВРЗ» совместно с партнёром по Трансмашхолдингу — Мытищинским вагоностроительным заводом «Метровагонмаш» начали разработку новой модели вагонов, соответствующей требованиям техзадания.[2] При проектировании нового поезда за основу были взяты производившиеся в период 19912004 годов на заводе «Метровагонмаш» вагоны типа 81-720/721 «Яуза», которые было решено оснастить обновлённым экстерьером и более современным оборудованием, максимально унифицировав комплектующие с вагонами 81-760/761. Новые вагоны получили модели 81-722 (головной моторный), 81-723 (промежуточный моторный) и 81-724 (промежуточный прицепной) и фирменное название «Охта», которое чуть позже было изменено на «Юбилейный» в честь 60-летия Петербургского метрополитена.[3]

Первый поезд серии было решено выпустить на заводе Метровагонмаш, после чего передать производство на ОЭВРЗ. Сборку вагонов планировалось завершить в ноябре 2014 года, однако из-за финансовых затруднений поезд был окончательно собран лишь в апреле 2015 года.[4] Моторные головные вагоны 81-722 получили номера 22001 и 22002, моторные промежуточные 81-723 — 23001 и 23002, прицепные промежуточные 81-724 — 24001 и 24002. В конце месяца вагоны были переданы для приёмочных испытаний в ТЧ-1 «Автово» Петербургского метрополитена, где они были сформированы в шестивагонный электропоезд в конфигурации 22002-23002-24002-24001-23001-22001, который вскоре поступил для прохождения испытаний в депо ТЧ-6 «Выборгское». После завершения испытаний первый состав был передан для пассажирской эксплуатации в ТЧ-5 «Невское».

В настоящее время все составы производятся на заводе "МетроВагонМаш". Первые вагоны были построены к августу 2015 года, по состоянию на декабрь на МВМ изготовлено и отправлено в метрополитен 5 шестивагонных поездов. До конца 2015 года завод планирует поставить метрополитену 6 или 7 поездов, а всего контракт предусматривает выпуск 11 поездов.[5]

Эксплуатация электропоездов «Юбилейный» с пассажирами была неудачно начата в ноябре 2015 года[6], по состоянию на январь эксплуатируется до двух поездов одновременно.

Конструкция

Схема формирования

Электропоезд модели 81-722/723/724 базовой формируется из вагонов трёх типов:[1]

Базовое количество вагонов в составе — 6, включая 2 головных, 2 промежуточных моторных и 2 промежуточных прицепных (Мг—Мп—Пп—Пп—Мп—Мг). По сравнению с поездами базовой модели 81-720/721 «Яуза», у новых поездов в составе имеются прицепные вагоны за счёт использования более мощных асинхронных тяговых электродвигателей.[1]

Механическое оборудование

Внешние изображения
Экстерьер
Общий вид спереди
Вид сбоку
Межвагонное пространство
Тележка
Подвагонное оборудование

Кузова вагонов 81-722/723/724 «Юбилейный» аналогичны кузовам вагонов базовой модели 81-720/721, но отличаются от них маской головных вагонов и схемой окраски. Длина головного и промежуточного вагонов «Юбилейный», как и у «Яузы», составляют соответственно 20000 и 19210 мм, ширина — 2700 мм, высота — 3644 мм. Цветовая схема окраски вагонов схожа с цветовой схемой вагонов «НеВа» — основные цвета — синий и чёрный, дополнительный — белый.

Основным отличием лобовой части головных вагонов нового типа являются изменённая форма лобового стекла, расположения фар и отсутствие выступающей передней панели на уровне пульта машиниста. По сравнению с оригинальными «Яузами», лобовое стекло которых занимало всю высоту кабины до пола, но при этом по ширине находилось только в её левой и средней части, у новых вагонов лобовое стекло уменьшено по высоте до уровня пульта машиниста и расширено во всю ширину кабины. В правой части кабины на уровне ниже лобового стекла находится откидной аварийный выход. Осветительные приборы имеют вертикальное расположение и находятся по краям торцевой части.[4] По бокам кабины в верхней части имеются видеокамеры контроля дверей, а на уровне подножек расположены световые приборы контроля открытия дверей, используемые для контроля совмещения дверей поезда с раздвижными дверями станции на станциях закрытого типа («горизонтальный лифт»), распространённых на Невско-Василеовстровской линии.

Интерьер

Пассажирский салон

Салон вагона, оформленный в стиле отделки станций
Внешние изображения
Салон
Схема планировки вагонов
Салон головного вагона, вид в сторону кабины
Вид на заднюю часть салона головного вагона (модель)
Основной блок сидений
Торцевой блок сидений

Пассажирский салон оборудован четырьмя парными автоматическими раздвижными дверями с каждой стороны, между которыми продольно расположено по 6 сидений для пассажиров (всего 36 сидячих мест), 4 крайних места основной группы, расположенные у автоматических дверей вблизи торцов являются откидными. Кроме основных сидений в проёмах между дверями, у промежуточных вагонов в отличие от «Яузы» также имеется 8 откидных сидений в торцевых частях вагонов (по два сиденья с каждой стороны от прохода каждого торца). В задней торцевой части салона головных вагонов сидячие места отсутствуют для обеспечения большей вместимости в часы пик и возможности размещения инвалидных колясок. Общее число сидячих мест в промежуточном вагоне составляет 44, а в головном — 36, откидными являются все крайние сиденья основной группы между дверями (4 штуки) и торцевые. Кроме сидений, салон вагонов отличается от салона «Яузы» белой цветовой схемой отделки, формой поручней и вентиляционных решёток системы принудительной вентиляции в потолке салона, которые в отличие от базовой модели имеют не округлую, а квадратную форму).[4]

Кабина машиниста

Внешние изображения
Кабина
Общий вид
Пульт управления (вид справа)

Пульт управления и кресло в кабине машиниста, как и у вагонов Яуза, расположен в левой части, однако окрашен в синий цвет и оснащён мониторами и органами управления, по внешнему виду схожими с таковыми у вагонов типа НеВа[4].

Ссылки

  • 81-722/723/724 в фотогалерее Метрофото
  • 81-722, 723 и 724 в фотогалерее Transphoto.ru
  • Фотографии вагонов 81-722/723/724

Примечания

  1. ↑ Вагоны модели 81-722/723/724 «Юбилейный» — metro.vpeterburge.ru
  2. «Яуза» станет «Охтой», чтобы заменить «НеВу»
  3. Юбилейный. Метроблог.ру (28 сентября 2015).
  4. ↑ Первые вагоны типа 81-722/723/724 «Охта» прибыли в Санкт-Петербург
  5. Петербургский метрополитен с запозданием получит вагоны типа "Юбилейный". Санкт-Петербург.ру (6 октября 2015).
  6. «Юбилейный» поезд метро украсили рисунками от пола до потолка. fontanka.ru (12 ноября 2015).

Юбилейный (вагон метро).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52