Тип «Еж-3» | |
81-710 | |
|
|
Данные по выпуску | |
---|---|
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод |
Мытищинский машиностроительный завод, Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова |
Технические данные | |
Род тока и напряжение |
750 В постоянного тока |
Диаметр колёс |
780 мм |
Конструкционная скорость |
90 км/ч |
Пассажировместимость |
264 |
Длина вагона |
19 210 мм |
Ширина |
2700 мм |
Высота |
3695 мм |
Вес тары |
31,7 т |
Мощность ТЭД |
4×72 кВт |
Ускорение при пуске |
1,1 м/с2 |
Ускорение при торможении |
1,2 м/с2 |
Электрическое торможение | |
Эксплуатация | |
В эксплуатации |
с 1973 года |
Метрополитен |
Московский метрополитен, |
Тип «Еж-3» на Викискладе |
Вагоны метро типа «Еж-3» были созданы на основе вагонов типа «Еж»[1], но отличались изменённой электрической схемой: ставились более мощные тяговые электродвигатели ДК-116А, применено импульсное регулирование напряжения в режиме реостатного торможения на высоких скоростях. Также более жесткими стали сидения. Вагоны «Еж-3» являются отдельным типом и не могут эксплуатироваться в одном составе с вагонами типа «Е» и «Еж». Все вагоны «Еж-3» — головные и эксплуатируются, в основном, с промежуточными вагонами «Ем-508Т».
На основе вагонов «Еж-3» были созданы вагоны «Еж-6» (81-712) для работы на подземных линиях стратегического назначения со способностью работы без контактного рельса (от аккумуляторных батарей, а также как вагоны сопровождения с электровозами типа Л). Четыре вагона «Еж-6» № 5581—5584 модернизированы в промежуточные на ЗРЭПС и все вагоны кроме 5582 находятся в составе 5680-5675-5670-5694-5584-5583-5581-5681 пассажирского парка депо «Планерное», а вагон 5582 находятся в составе 5696-5582-5570-5569-5568-5567-5566-5923 пассажирского парка депо «Выхино». В 1997 году два вагона типа «Еж-3» (5686 и 5983) и один вагон «Еж-6» (5582) были модернизированы на ЗРЭПС по типу «ЕжТК». Однако модернизация по такому варианту была признана слишком дорогой, в результате чего вагоны использовались как служебные, а в 2010 году приведены к общему типу модернизированных на ЗРЭПС в 2000-е годы вагонов «Еж-3», «Еж-6» и «Ем-508Т» и вновь стали обслуживать пассажиров.
По конструкции «Еж-3» почти не отличаются от вагонов типа «Е», основные отличия — более мощные тяговые двигатели ДК-116А часовой мощностью 72 кВт (против прежней 68 кВт) и наличие в силовой цепи тиристорных регуляторов ослабления возбуждения для плавного управления током возбуждения ТЭД при торможении на высоких скоростях.
В 2004 году в Харькове два вагона производства Мытищинского машиностроительного завода прошли капитальную модернизацию по типу 81-718.1[2][3], сделавшую их технически совместимыми с вагонами 81-718/719, имеющими тиристорно-импульсную систему управления, с которыми и эксплуатируются в местном метрополитене.
Первые опытные вагоны №№ 5561—5573 в августе-октябре 1973 года поступили в электродепо «Красная Пресня» для работы на Краснопресненской линии, а вслед за ними в сентябре-ноябре следующего года пришли уже серийные «Еж-3» (все или почти все выпущенные для Москвы вагоны с номерами 56хх) и первые «Ем-508Т» (№№ 6398—6399, а также все или почти все вагоны в диапазоне 6400—6443). В свою очередь, все более старые вагоны «Еж», «Еж-1», «Ем-508» и «Ем-509» (все 1972 года выпуска) были отправлены в депо «Северное» для замены вагонов типа «Д», передаваемых в депо «Измайлово» для замены списываемых там вагонов Ам и Бм.
В 1978 году начата эксплуатация вагонов «Еж-3» и «Ем-508Т» на Горьковско-Замоскворецкой линии. Для формирования поездов в депо «Сокол» поступили головные вагоны Еж-3 (1973, 1974 и 1977 годов выпуска) и несколько промежуточных вагонов «Ем-508Т» из депо «Планерное» (и, возможно, из депо «Ждановское»), а также новые «Ем-508Т» с завода (почти все выпущенные для Москвы вагоны в диапазоне 6992—7091; несколько из которых поступили тогда в депо «Планерное»), часть из которых, в связи с нехваткой уже не выпускавшихся к тому времени вагонов «Еж-3», была переоборудована в головные.
Вагоны, с завода в депо «Красная Пресня» и «Сокол» не поступавшие, направлялись в депо «Ждановское» и «Планерное» напрямую.
С августа 1980 года по октябрь 1983 года все они, по мере прихода новых вагонов 81-717 и 81-714, постепенно передавались в депо «Планерное». За счёт этого в конце сентября 1983 года Ждановско-Краснопресненская линия была переведена на 8-вагонные поезда, а последние вагоны из «Сокола» поступили на неё в октябре.
В настоящее время вагоны «Еж-3» и «Ем-508Т» в Московском метрополитене эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии (с капитальным ремонтом на ЗРЭПС), в Харьковском метрополитене на Холодногорско-Заводской линии, в Тбилисском метрополитене на Ахметели-Варкетилской линии, где уже почти все вагоны прошли аналогичную московской модернизацию, но с установкой масок головных вагонов и окраской по типу пражских 81-71М. Кроме того, вагоны «Еж-3» эксплуатировались в Ташкентском метрополитене (переданы в Тбилиси и Баку в 1986-87 годах, часть исчезла в неизвестном направлении) и в Бакинском метрополитене (полностью списаны к 2009 году).
Это заготовка статьи о метро. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Еж-3 (вагон метро).