81-760/761 «Ока» | |
81-760/761 | |
|
|
Данные по выпуску | |
---|---|
Годы постройки |
с 2010 года |
Страна постройки | |
Завод | |
Технические данные | |
Тип вагона |
Мг/Мп |
Ширина колеи |
1520 мм |
Род тока и напряжение |
750 В постоянного тока |
Диаметр колёс |
860 мм |
Конструкционная скорость |
100 км/ч |
Число вагонов в составе |
2—8 |
Число сидящих мест |
39/44 |
Пассажировместимость |
300/320 чел. |
Длина вагона |
20120/19140 мм |
Ширина |
2686 мм |
Высота |
3680 мм |
Материал вагона |
Нержавеющая сталь |
Мощность ТЭД |
4×170 кВт |
Ускорение при пуске |
1,3 м/с² |
Ускорение при торможении |
1,1 м/с² |
Эксплуатация | |
В эксплуатации | |
Страны эксплуатации | |
Метрополитен | |
Ока (вагон метро)
|
81-760/761 «Ока» — модель вагонов метрополитена, выпускаемых заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года. В настоящее время эксплуатируется в Москве.
Первое упоминание о начале разработки вагонов 81-760 относится к ноябрю 2005 года. Инициатива создания принадлежала ОАО «Метровагонмаш», и вначале все работы велись самостоятельно, без финансирования Московским метрополитеном, на который эти вагоны и были ориентированы. Цель разработки состояла в том, чтобы максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны «Яуза» и «Русич» имели слишком высокую цену. Тогда предполагалось, что 81-760 будут максимально унифицированы с выпускаемыми с 1977 года вагонами 81-717/714, но с новым приводом разработки АЭК «Динамо», усиленной тележкой, новым салоном, пластиковой передней маской, аварийным выходом и другими нововведениями.
В 2008 году рассматривался вариант сделать на 81-760 свободный проход между всеми вагонами поезда, как, например, в метрополитене Торонто, однако от этого варианта отказались. Через год в качестве одного из вариантов внешнего вида рассматривался неокрашенный полированный кузов из нержавеющей стали.
19 июня 2010 года на станции «Марьина роща» на открываемом новом участке Люблинской линии Московского метрополитена прошла презентация первого опытного поезда мэру города и журналистам.
В 2011 году на вагонах 37001 и 37002 опытного состава были установлены светодиодные фары вместо обычных, но от этого варианта поначалу отказались, и на первых 90 головных вагонах были установлены обычные, однако в начале 2013 года, начиная с секции 37093, было решено вернуться к светодиодным фарам.
12 апреля 2012 года началась эксплуатация вагонов 81-760/761 на Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. Одним из первых пассажиров стал мэр Москвы Сергей Собянин[1]. Эксплуатация с пассажирами на регулярных маршрутах началась 19 апреля 2012 года. Изначально поезда работали по будням в утренний и вечерний часы пик (до 10:00 и с 17:00 по 21:00), а обкатывались днём с 10:30 до 14:30. Тем не менее, в ходе эксплуатации составов регулярно выявлялись многочисленные проблемы , из-за которых они часто отсутствовали на линии. С лета 2012 года поезда стали выпускать и на другие маршруты, работающие в течение всего дня.
25 мая стало известно, что вагонам типа 81-760/761 присвоено имя «Ока».
С ноября 2012 года вагоны «Ока» начали поступать на Серпуховско-Тимирязевскую линию, а 26 декабря 2012 года был дан старт пассажирской эксплуатации, причём, если на Калининской линии в начале своей эксплуатации новый подвижной состав выдавался под пассажиров исключительно в часы пик, на Серпуховско-Тимирязевской первый этап работы с пассажирами проходил во внепиковое время. С середины января составы стали выдаваться на линию также и в час-пик.
В конце 2012 года стало известно, что Баку арендует один пятивагонный состав с целью принятия решения, закупать ли новую модель для обновления парка метрополитена[2]. 21 января 2013 года состав типа 81-760/761 «Ока» приступил к пассажирским перевозкам на основном маршруте «Ичяри Шяхяр» — «Ази Асланов». В ходе испытаний неоднократно происходили сбои и поломки, и в июле 2013 года состав был возвращен на завод, а позже поступил в эксплуатацию на Серпуховско-Тимирязевскую линию Московского метрополитена.
В начале 2014 года для Баку были изготовлены вагоны «Ока» модификации 81-760А/761А со сквозным проходом,[3] но впоследствии Бакинский метрополитен также отказался от них. Вагоны были переданы Московскому метрополитену и проходили обкатку в электродепо «Владыкино». С 15 января 2015 года на Серпуховско-Тимирязевской линии начал работу состав из восьми вагонов модели 81-760А/761А/763А «Ока», в том числе двух прицепных немоторных (81-763А). По сравнению с предыдущей модификацией «Оки» в конструкцию были внесены изменения, увеличивающие общую вместимость поезда и исключающие возможность проезда вне салона.[4][5]
Первые подробности о новых вагонах стали известны осенью 2009 года. Основные особенности вагонов:
Когда завершилось обновление парка Калининской линии, вагоны «Ока» начали заменять устаревший подвижной состав на Серпуховско-Тимирязевской линии, которую планируется полностью перевести на новый тип составов к концу января 2015 года. Некоторое время назад также планировалось поставить эти вагоны на Замоскворецкую и Таганско-Краснопресненскую линии, однако, вскоре это решение посчитали нецелесообразным, обосновав это тем, что в течение последующих нескольких лет на этих линиях будет произведена замена на более перспективный тип подвижного состава. Какой именно — будет зависеть от результатов тендера, однако, в случае победы в нём «Метровагонмаша», вполне возможно, что на эти линии пойдёт перспективная модификация вагонов 81-760.
Массовое производство поездов метро «Ока» началось в конце 2011 — начале 2012 годов. С февраля 2012 года начались поставки вагонов в Московский метрополитен.
ОАО «Метровагонмаш» в сентябре 2011 года заключило контракт с электротехническим концерном «РУСЭЛПРОМ» на поставку тяговых электродвигателей для вагонов модели 81-760/761[8], а также сглаживающих реакторов сетевого фильтра, предназначенных для выравнивания перепадов напряжения в сети[9].
В октябре 2011 года опытный образец кузова промежуточного вагона был отправлен в адрес заказчика Тверским вагоностроительным заводом, осваивающим постройку кузовов вагонов данного типа по заказу Трансмашхолдинга[10].
Расположение карты метрополитена в вагоне опытного состава
Вид салона вагона изнутри
Световая реклама в салоне, 75 лет Московскому метрополитену.
Информационный монитор и индикатор местонахождения на линии (над дверями)
Состав из вагонов с галогенными фарами на станции «Савёловская»
|
|
---|---|
ОАО «Метровагонмаш» (бывш. Мытищинский машиностроительный завод) |
А, Ам • Б, Бм • Г • М5, УМ5, Д • Е (81-703) и модификации Еи, Ер • Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) • Еж, Еж1 (81-707, 81-708) и модификации Еж2, Еж4, Еж6 • Екм (81-7080, 81-7081, 81-7081-01) Ев, Ев3 • Ечс (81-709) • Еж3, Еж6 (81-710, 81-712) • Л (81-711) • И (81-715, 81-716 / 81-715.2, 81-716.2 / .3) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.1, 81-714.1 / .2 / .2М / .3 / .4 / .5 / .5М / .5А / .5Б / .5П / .6 / .6К • 81-720/721|81-720, 81-721 «Яуза» и модификации: 81-720А, 81-721А / 81-720.1, 81-721.1 • 81-740/741|81-740, 81-741 «Русич» и модификации: 81-740A, 81-741A / 81-740.1, 81-741.1 / .2 /.2Б / .4 / .4К • 81-760/761|81-760, 81-761 «Ока» |
ЗАО «Вагонмаш» (бывш. Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова) |
Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) / Ем501, Ема502, Емх503 (81-501, 81-502, 81-503) и модификации Ем501М, Ема502М (81-501М, 81-502М) • Ем508, Ем509, Ем508Т (81-508, 81-508Т, 81-509) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.5, 81-714.5 • 81-540 и 81-541 и модификации: 81-540.1, 81-541.1 / .2 / .2К / .3К / .5 / .7 / .8 / .9 / 81-541Б • ЭС-720, ЭС-719 • 81-720.1, 81-721.1 •81-550, 81-551, 81-552 • 81-561 «Ритор» • 81-572, 81-573 и модификации • 81-572.1, 81-573.1 / .2 • 81-553.1/554.1/555.1|81-553.1, 81-554.1, 81-555.1 «Славутич» • 81-553.3, 81-554.3, 81-555.3 «Казань» • 81-556, 81-557, 81-558 «НеВа» • Контактно-аккумуляторные электровозы 81-580, 81-580.1 ВЭКА, 81-581, 81-582 |
ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» |
81-717.5М, 81-714.5М / .5Н / .5П • 81-780/781|81-780, 81-781 «Ладога» |
ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (бывш. Калининский вагоностроительный завод) | 81-760/761|81-760, 81-761 «Ока» |
Использовавшиеся в СССР вагоны производства Германии | В1, В2, В3, В4 |
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» | 81-7021, 81-7022 • 81-7036, 81-7037 |
ОАО «Кировский завод» | 81-556, 81-557, 81-558 «НеВа» |
Ока (вагон метро).