«Надземный экспресс» — система легкорельсового транспорта, планируемая к строительству в Санкт-Петербурге. По существу, является линией скоростного трамвая[1]. Начало строительства планировалось на 2011 год, пуск первого участка на 2013—2014 года[2]. На данный момент реализация проекта приостановлена.
Содержание |
«Надземный экспресс» должен решить транспортные проблемы южной части города, соединив между собой Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский, Невский административные районы. Большинство этих районов обеспечены связью с центром города посредством собственных радиальных веток метро, за исключением Красносельского (куда запланирована Красносельско-Калининская линия) и Фрунзенского (Фрунзенско-Приморская линия, в процессе строительства), однако между собой эти районы связаны плохо, как общественным транспортом, так и автомагистралями.
Перспективные планы строительства «надземного экспресса» предусматривают продление трассы в Петергоф, Весёлый Посёлок и Красногвардейский район, в аэропорт «Пулково». Также разрабатывается проект продления «надземного экспресса» до станции метро «Гражданский проспект», и далее продолжения до станции метро «Старая деревня» через Проспект Просвещения и Коломяги[3].
Интервал движения должен составить 2–6 минут[4], скорость движения — 80 км/ч[5].
Длина первой очереди должна была составить 31 километр.
Трасса первой очереди «надземного экспресса» должна была пройти от пригорода Санкт-Петербурга Стрельны, где расположена морская резиденция президента РФ, до района Обухово[6].
Предусматривались станции:
Вторая очередь «надземного экспресса» должна была войти в концепцию развития, которую Смольный планировал подготовить для участия в федеральной программе «Транспорт России» и получения финансирования из бюджета Российской Федерации[7]. Вторая очередь согласно генеральному плану, предусматривает продление трассы после «Обухово».
Вариант начала 2008 года предполагал следующую трассировку после «Обухово»: на север, вдоль главного хода Октябрьской железной дороги и сворачивает на восток по проспекту Елизарова к станции метро «Елизаровская». После того как трасса пересекает Неву, «надземный экспресс» вдоль улицы Коллонтай направляется к станции метро «Проспект Большевиков».[8]
В конце 2008 года был озвучен второй вариант, который пересёк Неву в новом месте: по ул. Грибакиных к станции метро «Пролетарская» и на север вдоль ул. Бабушкина. После того, как трасса пересекает Неву, «надземный экспресс» вдоль Народной улицы и проспекта Большевиков направляется к станции метро «Проспект Большевиков».[9]
Затем «надземный экспресс» поворачивал на север, вдоль Российского и Индустриального проспектов. Там запланирована пересадка на станцию проектируемой Ржевской линии, после чего «надземный экспресс» направится на север, мимо станции «Ручьи» проектируемой Красносельско-Калининской линии, до конца Гражданского проспекта, где будет расположена конечная станция «надземного экспресса»[7].
Также была озвучена неожиданая часть линии в приморском районе: линия идёт на юго-запад по Шуваловскому проспекту и Туристской улице до проспекта Савушкина, где предполагалось разместить конечную станцию «надземного экспресса»[9].
Строительство второй очереди планируется закончить к 2020 году[10].
Помимо указанных станций первой очереди разрабатывались планы по продлению трассы «надземного экспресса» до Петергофа. Условием строительства является получение федерального финансирования этого проекта как социально-значимого в связи со статусом Петергофа как наукограда. Пожелание довести трассу «Надземного экспресса» до ПУНКа в неофициальном порядке высказал премьер-министр Владимир Путин[11].
Проект строительства линии предусматривал разветвление «надземного экспресса» на станции «Улица Пионерстроя». Решение о выборе вилочного, маршрутного или раздельных линий с пересадкой на станции «Улица Пионерстроя» ещё не принято.
На линии предусматривались станции (ориентировочно):
К 2013 году планировалось построить ответвление к аэропорту «Пулково»[3].
15 октября 2009 года бывший губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко объявила о принципиальном изменении трассы «Надземного экспресса». В соответствии с первым вариантом нового проекта линия должна пройти от аэропорта Пулково до Московского вокзала по Дунайскому проспекту мимо станций метро «Звёздная» и «Купчино», Бухарестской улице мимо станции метро «Волковская», Касимовской, Камчатской и Растанной улицам и Лиговскому проспекту. Длина — около 25 километров[12][13], в соответствии со вторым — от аэропорта Пулково до Московского вокзала вдоль железной дороги[14]. В конце 2010 года было объявлено о наличии проекта прокладки линии по Пулковскому шоссе, Московскому и Лиговскому проспектам[15].
Городское правительство отказалось от ранее рассматривающихся технологий монорельса и «трамвая на шинах» в пользу классического легкорельсового транспорта. В качестве вариантов подвижного состава рассматривается несколько предложений от ведущих мировых производителей подвижного состава для систем легкорельсового транспорта. Частично наземное прохождение трассы и «трамвайное» прошлое подвижного состава, вероятно, послужит причиной выбора верхнего токосьема (при помощи пантографа).
По информации городских властей, стоимость закупки подвижного состава оценивается в 4,5 млрд рублей[16].
В 2008 году было озвучено, что весьма вероятно, что завод для строительства подвижного состава для «Надземного экспресса» будет построен в Санкт-Петербурге[17][18].
Изначально заявлялось, что «надземный экспресс» будет сдан в эксплуатацию в 2008 году[19], но впоследствии сроки реализации проекта неоднократно сдвигались. В мае 2008 года начало строительства планировалось на 2009 год, пуск первого участка на 2011. В октябре 2008 г. вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров заявил о сдвиге сроков запуска надземного экспресса как минимум на один год[20]. В феврале 2009 года в качестве сроков начала строительства был назван 2011 год, даты ввода в эксплуатацию - 2013-2014 годы[2].
Предполагается потратить 1,4 млрд руб на проведение первоначальных работ первой очереди новой трассы[6]:
В январе 2009 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров заявил о том, что в связи с мировым финансовым кризисом реализация проекта «Надземный экспресс» будет приостановлена[28].
«Надземный экспресс» будет создаваться на основе концессионного принципа: финансирование проекта будет осуществляться на 60% из государственных средств (федеральная программа развития метро и легкорельсового транспорта) и на 40% – из частных.[16]. Ориентировочная стоимость проекта: 33 миллиарда рублей[24].
Финансовым консультантом проекта выступает Всемирный банк.
Технико-экономическое обоснование и коммерческая оценка проекта подготовлены компанией «Профессиональные Комплексные Решения» (ПКР).
Власти будут использовать опыт двух предыдущих проектов, реализуемых по этому принципу — Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля. Компании, которые будут участвовать в проекте:[16]
и другие, названия которых пока не разглашаются. Сроки проведения конкурса на выбор инвестора неоднократно переносились: сначала дата «ноябрь 2008 года» была изменена на «январь 2009 года», а затем и на «май 2009 года»[29].
В качестве основных проблем первого проекта «надземного экспресса» его противниками назывались:
Санкт-Петербург: Ледовый трамвай | Сухопутная трамвайная система | Скоростная трамвайная система | |
---|---|
История | До революции · Советский период · После распада СССР Грузовой трамвай · Ораниенбаумская электрическая линия |
Инфраструктура | ГУП «Горэлектротранс»: Трамвайные парки · Конечные станции и оборотные кольца · Маршруты · Музей |
Подвижной состав | МБ · Вагоны конки · Коломенские моторные вагоны · Мытищинские моторные вагоны · МС-1/ПС · МС-2 · МС-3/МСП-3 · МС-4/МСО-4/МСП-4 · МХ/ПМ · ММ · ЛМ-33/ЛП-33 · ЛМ-36/ЛП-36 · ЛМ-47/ЛП-47 · ЛМ-49/ЛП-49 · ЛМ-57 · T2SU · ЛВС-66 · ЛМ-67 · ЛМ-68 · ЛМ-68М · КТМ-5 · ЛВС-80 · ЛП-83 · ЛВС-86 · ЛВС-89 · ЛВС-8-2-93 · ЛВС-97 · ЛМ-99 · КТМ-19 · ЛВС-2005 · ЛМ-2008 |
Производство трамваев в Санкт-Петербурге |
Завод «Красный Путиловец»: Ф · МС-1/ПС · МС-2 · МС-3/МСП-3 · МС-4/МСО-4/МСП-4 Петербургский трамвайно-механический завод: ЛМ-33/ЛП-33 · ЛМ-36/ЛП-36 · ЛМ-47/ЛП-47 · ЛМ-49/ЛП-49 · ЛМ-57 · ЛВС-66 · ЛМ-67 · ЛМ-68 · ЛМ-68М · ЛВС-80 · ЛП-83 · ЛВС-86 · ЛВС-89 · ЛВС-93 · ЛМ-93 · ЛВС-97 · ЛМ-99 · ЛМ-2000 · ЛВС-2005 · ЛМ-2008 · 71-154 ЦКБ «Рубин»: ПТВ-2000 (проект) |
Отражение в культуре | Кинематограф |
Трамвайные системы на территории России | |
---|---|
Действующие | Ангарск | Ачинск | Барнаул | Бийск | Владивосток | Владикавказ | Волгоград (трамвай) | Волгоград (скоростной трамвай) | Волжский | Волчанск | Дзержинск | Екатеринбург | Златоуст | Ижевск | Иркутск | Казань | Калининград | Кемерово | Коломна | Комсомольск-на-Амуре | Краснодар | Краснотурьинск | Красноярск | Курск | Липецк | Магнитогорск | Москва | Набережные Челны | Нижнекамск | Нижний Новгород | Нижний Тагил | Новокузнецк | Новосибирск | Новотроицк | Новочеркасск | Ногинск | Омск | Орёл | Орск | Осинники | Пермь | Прокопьевск | Пятигорск | Ростов-на-Дону | Салават | Самара | Санкт-Петербург | Саратов | Смоленск | Старый Оскол (скоростной трамвай) | Таганрог | Тверь | Томск | Тула | Улан-Удэ | Ульяновск | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск (скоростной трамвай) | Уфа | Хабаровск | Челябинск | Черёмушки | Череповец | Ярославль |
Служебные | Усть-Катав |
Закрытые | Абинск (к) | Архангельск | Астрахань | Воронеж | Выборг | Грозный | Ейск (п) | Заходское (к,п) | Иваново | Ильский (к) | Ирбит (к) | Казань (к) | Карпинск | Каменск-Уральский | Киров | Кисловодск | Копейск | Крымск (к) | Малышев Лог | Мурманск (б) | Новороссийск | Новошахтинск | Пенза (б) | Поповка (к) | Псков | Ростов (к) | Ростов-на-Дону (к) | Рязань | Саблино (к) | Санкт-Петербург (ледовый трамвай) | Советск | Старая Русса | Череха (к) | Шахты |
Строящиеся и проектируемые |
Барнаул (скоростной трамвай) | Воронеж (скоростной трамвай) | Екатеринбург (скоростной трамвай) | Жуковский (трамвай) | Казань (скоростной трамвай) | Липецк (скоростной трамвай) | Москва (скоростной трамвай) | Санкт-Петербург (скоростной трамвай) | Чебоксары (скоростной трамвай) | Пенза (скоростной трамвай) |
Примечание: к — конка, п — паровой, б — бензомоторный, курсив — строительство начиналось, но не было завершено. |
Транспорт Санкт-Петербурга (описание) | ||
---|---|---|
Городской |
|
|
Железнодорожный |
|
|
Воздушный |
|
|
Водный |
|
|
Исторический |
|
Надземный экспресс.