Конечные станции и оборотные кольца санкт-петербургского трамвая

По состоянию на 2008 год при эксплуатации трамвайной сети Санкт-Петербурга для стоянки и разворота подвижного состава используются примерно 30 конечных станций и оборотных колец, из которых некоторые имеют неиспользуемые пути, еще около 10 находятся в рабочем состоянии, но в пассажирском движении не участвуют. Во второй половине XX века число конечных станций и оборотных колец было в несколько раз больше.

Статистика использования конечных станций и оборотных колец

Название Расположение Описание Дата открытия Дата закрытия Текущее состояние Примечания
Деревня Алексеевка 1931 1967 закрыта
Альпийский пер. (Пр. Славы) К востоку от Бухарестской ул. между Пр. Славы и Южным шоссе 1966 Используется при сокращённых рейсах
Байконурская ул. К северу от пр. Испытателей между пр. Сизова и Байконурской ул. Конечная станция для трамваев, прибывающих с востока по пр. Испытателей: 2 пути 1976 2008 внешний путь демонтирован, внутренний используется при сокращённых рейсах До строительства в 1988 году к/ст «Долгоозёрная ул.» располагалась в конце трамвайной линии по пр. Испытателей; внешний путь долгое время был не пригоден к эксплуатации по причине зарастания кустарником и деревьями, демонтирован в 2008 году после строительства магазина «О-Кей»
Балтийский вокзал Площадь Балтийского вокзала 1908 1948 Рельсы и контактная сеть полностью демонтированы
Благодатный пер. К северо-западу от перекрёстка Московского пр. и Благодатной ул. между домами на северной стороне Благодатного пер. в 100 м от Московского пр. (перед пожарным депо) Конечная станция с путевым развитием и диспетчерской 1937 1961 На месте к/ст располагаются сквер и жилой дом (Благодатная ул., 20)
Большая Морская ул. 1914 1950 закрыта
Большая Разночинная ул. Прямоугольник Большая Разночинная ул. — Корпусная ул. — Пионерская ул. — Чкаловский пр. 1947 2001 закрыта
Ж/д ст. «Броневая» К востоку от ж/д ст. «Броневая» 1969 2 октября 2002 рельсы и контактная сеть полностью демонтированы Строительство линии по Благодатной ул. от Московского пр. до ж/д ст. «Броневая» стало возможным лишь после переноса в 1967 году Варшавской железной дороги на запад на место нынешнего её расположения[1].
Варшавский вокзал К западу от Варшавского вокзала 1918 1993 закрыта
Весёлый посёлок 1960 1973 закрыта
Пл. Восстания (Знаменская пл.) 1907 1951 Рельсы и контактная сеть полностью демонтированы
Завод «Вулкан» (Новоладожская ул.) Северо-западнее перекрёстка Новоладожской и Пионерской ул. Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по Пионерской ул. c юга 1933 2002 закрыта При развороте трамваи выезжали на служебную линию, ведущую к заводу «Вулкан» по Новоладожской ул.
Ст. м. «Выборгская» 1980 действующая
Остров Голодай 1929 1961 закрыта
Горный институт 1930 1960 закрыта
Госпиталь Восточнее пересечения Народной ул. и Октябрьской наб. 1988 1993 закрыта К/ст была построена и использовалась во время реконструкции Володарского моста.
Детская ул. Адрес диспетчерской: Детская улица, 4 1957 действующая
Долгоозёрная ул. 1988 1990 Рельсы и контактная сеть полностью демонтированы Располагалась в конце трамвайной линии по пр. Авиаконструкторов, демонтирована одновременно с продлением ветки до ул. Шаврова и строительства там одноимённой к/ст.
Екатерингоф 1916 1961 закрыта
Ул. Жени Егоровой Юго-восточнее перекрёстка ул. Жени Егоровой и Суздальского пр. 3 пути, диспетчерская 1982 действующая
Пл. Искусств (Михайловская пл.) 1909 1951 закрыта
Казанский собор (Пл. Плеханова) 1933 1964 закрыта
Пл. Калинина 1916 2002 закрыта В 1955 году была перенесена несколько севернее своего старого расположения
Ул. Калинина 1929 1941 закрыта
Карбюраторный завод 1932 действующая В 1961 разворот с двумя последовательными сменами движения трамваи был заменён двухпутной петлёй
Кировский завод 1931 1954 закрыта
Ул. Коммуны 1981 действующая
Конюшенная пл. Конюшенная пл. 1951 1998 закрыта
Ул. Кораблестроителей Северо-западнее перекрёстка улиц Наличной и Кораблестроителей 1977 действующая
Косая линия 1929 1957 закрыта
Пр. Культуры Северо-западнее перекрёстка Придорожной аллеи и пр. Культуры 1977 действующая
Ст. м. «Купчино» 1973 действующая
Ж/д ст. «Кушелевка» 1956 действующая
Кушелевская петля 1915 1920-е закрыта
Ст. м. «Ладожская» Западнее Ладожского вокзала 3 пути, диспетчерская, возможность разворота на к/ст 1986 действующая В 2003 году при строительстве Ладожского вокзала была перенесена на несколько сот метров юго-западнее своего старого расположения
Лахтинский разлив Восточнее перекрёстка улиц Школьной и Савушкина 1992 действующая
Наб. Лейтенанта Шмидта 1907 1930 закрыта
Ленинский пр. 1983 1988 закрыта
Завод им. Ломоносова 1936 Используется при сокращённых рейсах
Пр. Луначарского (оборотное кольцо у пр. Энгельса) Пр. Луначарского на участке от Выборгского шоссе до пр. Энгельса Однопутная линия по пр. Луначарского на участке от Выборгского шоссе до пр. Энгельса, позволяющая оборачиваться вокруг ст. м. «Озерки» по часовой стрелке
Пр. Луначарского (оборотное кольцо у ул. Руставели) Юго-восточнее перекрёстка пр. Луначарского и ул. Руставели 1979 действующая
Лафонская пл. 1908 XX век закрыта
Пл. Льва Толстого (Петропавловская ул.) 1909 1950 пути и контактная сеть к/ст частично сохранились в составе существующей трамвайной линии
Малая Балканская ул. 1981 действующая
Малая Охта (к/ст к югу от Дальневосточного пр.) 1936 1941 закрыта
Малая Охта (Гранитная ул.; к/ст к востоку от Новочеркасского пр.) Северо-восточнее перекрёстка Гранитной ул. и Новочеркасского пр.; адрес диспетчерской: Новочеркасский пр., 64 1936 действующая В 1959 году одна разворотная петля для трамваев, прибывающих с севера по Новочеркасскому пр., была перестроена в к/ст с тремя путями
Малый пр. В. О. Северо-восточнее перекрёстка Малого пр. В. О. и ул. Беринга; адрес диспетчерской: ул. Беринга, 11 1930 2006 закрыта на месте к/ст. построена АЗС
Мариинская ул. 1929 1936 закрыта
Пр. Маршала Казакова 1978 действующая
Проспект Мечникова Северо-восточнее перекрёстка Пискарёвского пр. и пр. Мечникова; адрес диспетчерской: Пискарёвский пр., 45 диспетчерская, 3 пути, возможность разворота на к/ст 1916 действующая В 1967 году была перенесена на несколько сот метров юго-западнее своего старого расположения (ранее располагалась непосредственно у корпусов больницы Петра Великого — в разговорной речи к/ст часто называют «Больница имени Мечникова»
Московские ворота Площадь Московские Ворота Оборотное кольцо вокруг Московских ворот 1907 действующая В 1909 году при продлении линии по Московскому пр. разворот со сменой направления трамвая был заменён на оборотное кольцо вокруг Московских ворот. До этого путь проходил через них.
Мясокомбинат 1944 действующая
Наличный пер. (Гавань) 1908 1930 закрыта
Ж/д ст. «Нева» 1967 1997 закрыта
Невский завод (Завод им. Ленина) 1927 действующая
Новая Деревня 1908 1951 закрыта
Оборонная ул. (Ул. Тре́фолева) К востоку от перекрёстка улиц Трефолева и Оборонной 3 пути и разворотная петля на к/ст 1961 Действующая
Озерки 1926 1981 контактная сеть и пути полностью демонтированы
Река Оккервиль Восточнее перекрёстка ул. Дыбенко и Товарищеского пр. 1973 действующая
Окружной суд 1908 XX век закрыта
Ольгинская петля (25-я линия) 1910-е 2006 закрыта Кольцо получило своё название по расположенному рядом в момент открытия Ольгинскому приюту и называлось так ещё в 1920-х годах. Впоследствии получило официальное название «25-я линия», но сохраняло своё исходное наименование в разговорной речи трамвайных служащих и местных жителей вплоть до момента демонтажа.
Охта 1923 1960 закрыта
Охтинская петля 1929 1960 закрыта
Пальменбахский перевоз 1908 1952 закрыта
Парголово 1934 1981 контактная сеть и пути полностью демонтированы
Перекупной пер. 1951 действующая
Петровская пл. 1933 1946 закрыта
Петрозаводская ул. (Лодейнопольская ул.,Барочная петля) Прямоугольник Лодейнопольская ул. — Петрозаводская ул. — Барочная ул. — ул. Большая Зеленина Однопутная линия для оборота трамваев, прибывающих по ул. Большой Зелениной со стороны Чкаловского пр., по улицам Лодейнопольской и Петрозаводской с выездом на двухпутную линию по ул. Барочной. 1914 1999 закрыта
Ул. Пограничника Гарькавого (Урицк) 1929 действующая; в бывшем здании диспетчерской располагается магазин
Политехнический институт 1917 1963 на месте к/ст построена ст. м. «Политехническая»
Порт (к/ст на Гутуевском острове — «Динабургская ул.») 1923 2003 закрыта
Порт (к/ст на Васильевском острове) 1934 1953 закрыта
Предварительная петля Пр. Просвещения где-то между ул. Брянцева и Гражданским пр. Разворотная петля для трамваев, прибывающих по Пр. Просвещения с востока 1970 1972 контактная сеть и пути полностью демонтированы До строительства в 1972 году к/ст «Суздальский пр.» и создания на Пр. Просвещения единой трамвайной линии располагалась в конце трамвайной линии по Пр. Просвещения со стороны пр. Руставели
Придорожная аллея 1976 действующая
Приморский пр. (схема) 1936 действующая
Приморский парк Победы Северо-восточнее перекрёстка Южной аллеи и Крестовского пр.; адрес диспетчерской: Крестовский пр., 25 Западная посадочная площадка: 3 пути; восточная посадочная площадка: 4 пути и 2 тупика с ямами для ремонта подвижного состава; разворотная петля на к/ст (схема) 1947 4 июля 2007 рельсы и контактная сеть полностью демонтированы До момента закрытия являлась самой крупной к/ст Санкт-Петербурга[2][3][4][5][6]
Пл. Репина На пл. Репина северо-восточнее перекрёстка Лоцманской ул. и пр. Римского-Корсакова Два пути, есть возможность разворота на к/ст и выезда на наб. р. Фонтанки 1934 действующая До демонтажа в 2002 году линии по пр. Римского-Корсакова существовала возможность оборота трамваев, прибывающих с него. Также до демонтажа во второй половине 2006 года правого поворота с Лоцманской ул. существовала возможность выезда на Старо-Петергофский пр. на юг.
Ж/д ст. «Ржевка» Ржевская площадь; адрес диспетчерской: Ржевская площадь, 3 3 пути, диспетчерская, возможность разворота на к/ст 1926 действующая
Ул. Рощинская 1909 1928 закрыта
Ж/д ст. «Ручьи» Северо-восточнее перекрёстка пр. Науки и ул. Руставели 3 пути, диспетчерская, есть возможность разворота на кольцо 1966 действующая Выезд на ул. Руставели в сторону Луначарского пр. возможен только с одного из путей

Трамвайная к/ст совмещена с троллейбусной к/ст «ж/д „ст. Ручьи“»

Село «Рыбацкое» 1935 1987 контактная сеть и пути полностью демонтированы
Ст. м. «Рыбацкое» Севернее ж/д ст. «Рыбацкое» Остановки для высадки и посадки пассажиров у путей, ведущих к ПТО «Рыбацкое» 1987 действующая
Рыбинская ул.
Перекупной пер. 1951 действующая
Завод «Светлана» 1933 1960 закрыта
Свечной пер. (Кузнечный пер.) Прямоугольник Лиговский пр. — Кузнечный пер. — Ул. Марата — Свечной пер. Однопутные линии по Кузнечному и Свечному пер. и Лиговскому пр. с выездом на двухпутную линию на ул. Марата 1929 действующая
Средний пр. (25-я линия) К юго-востоку от перекрёстка Среднего проспекта и 25-ой линии, перед фасадом ВНИМИ, выходящим на Средний пр. 1914 2006 На месте оборотного кольца построена автозаправочная станция
Средняя Рогатка Площадь Победы 1934 1950 закрыта
Стремянная ул. 1929 1992 закрыта
Суздальский пр. Юго-восточнее перекрёстка Суздальского и Светлановского пр. 3 пути и разворотная петля на к/ст 1972 действующая Совмещена с троллейбусной к/ст «Суздальский пр.»
Завод «Северная верфь» 1931 действующая
Пр. Солидарности 1975 действующая
Ж/д ст. «Сосновая поляна» К северу от пр. Народного Ополчения у ж/д ст. «Сосновная поляна» 1971 действующая
Наб. р. Смоленки Южнее пересечения пр. КИМа и пер. Декабристов. 1913 2001 закрыта, на ее месте строится жилой дом
Средняя рогатка 1934 1950 контактная сеть и пути полностью демонтированы
Ст. м. «Старая Деревня» Северо-восточнее ст. м. «Старая Деревня» 2 последовательных пары путей и разворотная петля на к/ст 14 января 1999 действующая
Ж/д ст. «Старая Деревня» К западу от ж/д ст. «Старая Деревня» 27 октября 2000 действующая
Пл. Стачек (Нарвские ворота) К северу от Нарвских ворот Оборотное кольцо на пл. Стачек вокруг сквера к северу от Нарвских ворот 1908 2006 Не действующая.
Стачек, 111 (Привал) Южнее дома 111, корпус 1 по пр. Стачек Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по пр. Стачек с востока 1951 Используется при сокращённых рейсах
Стрельна (к/ст напротив Напротив Константиновского дворца) Напротив Константиновского дворца к югу от Санкт-Петербургского шоссе 1952 действующая
Стрельна (к/ст у Львовского дворца) У Львовского дворца 1924 1941 закрыта
Тихорецкий пр. (Пр. Раевского) 1963 Действующая
Трамвайный парк № 7 им. Володарского (Ул. Грибакиных) Восточнее ул. Грибакиных между пр. Обуховской обороны и ул. Бабушкина 3 пути, есть возможность разворота на к/ст 1954 Используется при сокращённых рейсах
Пл. Тургенева Пл. Тургенева Оборотное кольцо вокруг пл. Тургенева 28 октября (10 ноября) 1907[7] Действующее
Турухтанные острова 1930 2006 закрыта
Хасанская ул. 1982 действующая
Удельная Восточнее ст. м. «Удельная» 2 пути 1981 один из путей используется для пассажирского движения, второй — как запасной
Удельный парк Южнее пр. Испытателей между Коломяжским пр. и Светлановской пл. Разворотная петля для трамваев, прибывающих по пр. Испытателей с запада 1976 действующая
Ул. Шаврова 1990 действующая В 2004 году при строительстве ПТО была перенесена на несколько сот метров севернее своего старого расположения
ЦПКиО 1928 2002 закрыта В 1970 году была перенесена на несколько сот метров восточнее своего старого расположения
Финляндский вокзал (Пл. Ленина) 1908
Финский пер. 9 июля 2000 закрыта, на месте к/ст расположена пешеходная зона
Фонарный пер. Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по ул. Декабристов со стороны ул. Глинки 1933 1964 закрыта
Электромеханический завод (ЛЭМЗ) 1979 действующая
Завод «Электросила» 1928 1941 закрыта
Кинотеатр «Юность» 1951 2004 На месте к/ст построен жилой дом
Пр. Юрия Гагарина Северо-западнее перекрёстка пр. Юрия Гагарина и Авиационной ул. 1960 действующая
Яшумовский песчаный карьер Восточнее перекрёстка Светлановского пр. и ул. Жана Дюкло тупик 1917 1963 закрыта
10-я Красноармейская улица 1915 2002 закрыта

Также в качестве оборотного кольца фактически используется трамвайный парк № 1 им. Коняшина, на время ремонтов в 20042006 годах в качестве оборотных колец использовались трамвайный парк № 2 им. Леонова и Ланской трамвайный парк № 5, СТТП в 20072008 — Кировский трамвайный парк № 8.


Ссылки

  • Полный список конечных станций на сайте «Петербургский трамвай»
  • Список некоторых конечных станций на сайте «Электротранспорт Северной Столицы»

Примечания

  1. До 1967 года Варшавская железная дорога от одноуровневого переезда со шлагбаумом через Киевское шоссе у станции «Шоссейная» шла на север параллельно шоссе и далее посередине Варшавской ул. вплоть до Корпусного шоссе. До настоящего времени сохранился путепровод, по которому Варшавскую железная дорога пересекала ж.д. «Рыбацкое» — «Купчинская» — «Предпортовая». Сейчас под ним проходит западная полоса Пулковского шоссе. Сохранился также путепровод, по которому Варшавскую железную дорогу пересекала Путиловская ветка. Сейчас под ним проходят подъездные пути в районе Корпусного шоссе. В черте Санкт-Петербурга были одноуровневые переезды на пересечениях с улицами Краснопутиловской, Бассейной (устроен после начала застройки на Новоизмаловском пр.) и Корпусной — сквозного движения по Благодатной ул. от Московского пр. за Варшавскую железную дорогу не было: приходилось делать объезд к северу к этому переезду. В 1960 году также был построен подземный пешеходный переход под Варшавской железной дорогой в створе Кузнецовской ул.
  2. Стадион, на который нет пути
  3. Праздник на подходе // Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру». — 23/07/2008 13:48.
  4. Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга. — СПб. : Лики России, 1997. — 240 с. : ил. — ISBN 5-87417-048-0
  5. Крестовский остров
  6. Трамваям на Крестовском дали красный свет
  7. «План Петрограда с ближайшими окрестностями». Приложение к адресной и справочной книге «Весь Петроград». издательство Товарищества А. С. Суворина — "Новое Время» (1916). — Карта города. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012. Проверено 5 января 2011.


Конечные станции и оборотные кольца санкт-петербургского трамвая.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52