По состоянию на 2008 год при эксплуатации трамвайной сети Санкт-Петербурга для стоянки и разворота подвижного состава используются примерно 30 конечных станций и оборотных колец, из которых некоторые имеют неиспользуемые пути, еще около 10 находятся в рабочем состоянии, но в пассажирском движении не участвуют. Во второй половине XX века число конечных станций и оборотных колец было в несколько раз больше.
Название | Расположение | Описание | Дата открытия | Дата закрытия | Текущее состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Деревня Алексеевка | 1931 | 1967 | закрыта | |||
Альпийский пер. (Пр. Славы) | К востоку от Бухарестской ул. между Пр. Славы и Южным шоссе | 1966 | Используется при сокращённых рейсах | |||
Байконурская ул. | К северу от пр. Испытателей между пр. Сизова и Байконурской ул. | Конечная станция для трамваев, прибывающих с востока по пр. Испытателей: 2 пути | 1976 | 2008 | внешний путь демонтирован, внутренний используется при сокращённых рейсах | До строительства в 1988 году к/ст «Долгоозёрная ул.» располагалась в конце трамвайной линии по пр. Испытателей; внешний путь долгое время был не пригоден к эксплуатации по причине зарастания кустарником и деревьями, демонтирован в 2008 году после строительства магазина «О-Кей» |
Балтийский вокзал | Площадь Балтийского вокзала | 1908 | 1948 | Рельсы и контактная сеть полностью демонтированы | ||
Благодатный пер. | К северо-западу от перекрёстка Московского пр. и Благодатной ул. между домами на северной стороне Благодатного пер. в 100 м от Московского пр. (перед пожарным депо) | Конечная станция с путевым развитием и диспетчерской | 1937 | 1961 | На месте к/ст располагаются сквер и жилой дом (Благодатная ул., 20) | |
Большая Морская ул. | 1914 | 1950 | закрыта | |||
Большая Разночинная ул. | Прямоугольник Большая Разночинная ул. — Корпусная ул. — Пионерская ул. — Чкаловский пр. | 1947 | 2001 | закрыта | ||
Ж/д ст. «Броневая» | К востоку от ж/д ст. «Броневая» | 1969 | 2 октября 2002 | рельсы и контактная сеть полностью демонтированы | Строительство линии по Благодатной ул. от Московского пр. до ж/д ст. «Броневая» стало возможным лишь после переноса в 1967 году Варшавской железной дороги на запад на место нынешнего её расположения[1]. | |
Варшавский вокзал | К западу от Варшавского вокзала | 1918 | 1993 | закрыта | ||
Весёлый посёлок | 1960 | 1973 | закрыта | |||
Пл. Восстания (Знаменская пл.) | 1907 | 1951 | Рельсы и контактная сеть полностью демонтированы | |||
Завод «Вулкан» (Новоладожская ул.) | Северо-западнее перекрёстка Новоладожской и Пионерской ул. | Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по Пионерской ул. c юга | 1933 | 2002 | закрыта | При развороте трамваи выезжали на служебную линию, ведущую к заводу «Вулкан» по Новоладожской ул. |
Ст. м. «Выборгская» | 1980 | действующая | ||||
Остров Голодай | 1929 | 1961 | закрыта | |||
Горный институт | 1930 | 1960 | закрыта | |||
Госпиталь | Восточнее пересечения Народной ул. и Октябрьской наб. | 1988 | 1993 | закрыта | К/ст была построена и использовалась во время реконструкции Володарского моста. | |
Детская ул. | Адрес диспетчерской: Детская улица, 4 | 1957 | действующая | |||
Долгоозёрная ул. | 1988 | 1990 | Рельсы и контактная сеть полностью демонтированы | Располагалась в конце трамвайной линии по пр. Авиаконструкторов, демонтирована одновременно с продлением ветки до ул. Шаврова и строительства там одноимённой к/ст. | ||
Екатерингоф | 1916 | 1961 | закрыта | |||
Ул. Жени Егоровой | Юго-восточнее перекрёстка ул. Жени Егоровой и Суздальского пр. | 3 пути, диспетчерская | 1982 | действующая | ||
Пл. Искусств (Михайловская пл.) | 1909 | 1951 | закрыта | |||
Казанский собор (Пл. Плеханова) | 1933 | 1964 | закрыта | |||
Пл. Калинина | 1916 | 2002 | закрыта | В 1955 году была перенесена несколько севернее своего старого расположения | ||
Ул. Калинина | 1929 | 1941 | закрыта | |||
Карбюраторный завод | 1932 | действующая | В 1961 разворот с двумя последовательными сменами движения трамваи был заменён двухпутной петлёй | |||
Кировский завод | 1931 | 1954 | закрыта | |||
Ул. Коммуны | 1981 | действующая | ||||
Конюшенная пл. | Конюшенная пл. | 1951 | 1998 | закрыта | ||
Ул. Кораблестроителей | Северо-западнее перекрёстка улиц Наличной и Кораблестроителей | 1977 | действующая | |||
Косая линия | 1929 | 1957 | закрыта | |||
Пр. Культуры | Северо-западнее перекрёстка Придорожной аллеи и пр. Культуры | 1977 | действующая | |||
Ст. м. «Купчино» | 1973 | действующая | ||||
Ж/д ст. «Кушелевка» | 1956 | действующая | ||||
Кушелевская петля | 1915 | 1920-е | закрыта | |||
Ст. м. «Ладожская» | Западнее Ладожского вокзала | 3 пути, диспетчерская, возможность разворота на к/ст | 1986 | действующая | В 2003 году при строительстве Ладожского вокзала была перенесена на несколько сот метров юго-западнее своего старого расположения | |
Лахтинский разлив | Восточнее перекрёстка улиц Школьной и Савушкина | 1992 | действующая | |||
Наб. Лейтенанта Шмидта | 1907 | 1930 | закрыта | |||
Ленинский пр. | 1983 | 1988 | закрыта | |||
Завод им. Ломоносова | 1936 | Используется при сокращённых рейсах | ||||
Пр. Луначарского (оборотное кольцо у пр. Энгельса) | Пр. Луначарского на участке от Выборгского шоссе до пр. Энгельса | Однопутная линия по пр. Луначарского на участке от Выборгского шоссе до пр. Энгельса, позволяющая оборачиваться вокруг ст. м. «Озерки» по часовой стрелке | ||||
Пр. Луначарского (оборотное кольцо у ул. Руставели) | Юго-восточнее перекрёстка пр. Луначарского и ул. Руставели | 1979 | действующая | |||
Лафонская пл. | 1908 | XX век | закрыта | |||
Пл. Льва Толстого (Петропавловская ул.) | 1909 | 1950 | пути и контактная сеть к/ст частично сохранились в составе существующей трамвайной линии | |||
Малая Балканская ул. | 1981 | действующая | ||||
Малая Охта (к/ст к югу от Дальневосточного пр.) | 1936 | 1941 | закрыта | |||
Малая Охта (Гранитная ул.; к/ст к востоку от Новочеркасского пр.) | Северо-восточнее перекрёстка Гранитной ул. и Новочеркасского пр.; адрес диспетчерской: Новочеркасский пр., 64 | 1936 | действующая | В 1959 году одна разворотная петля для трамваев, прибывающих с севера по Новочеркасскому пр., была перестроена в к/ст с тремя путями | ||
Малый пр. В. О. | Северо-восточнее перекрёстка Малого пр. В. О. и ул. Беринга; адрес диспетчерской: ул. Беринга, 11 | 1930 | 2006 | закрыта | на месте к/ст. построена АЗС | |
Мариинская ул. | 1929 | 1936 | закрыта | |||
Пр. Маршала Казакова | 1978 | действующая | ||||
Проспект Мечникова | Северо-восточнее перекрёстка Пискарёвского пр. и пр. Мечникова; адрес диспетчерской: Пискарёвский пр., 45 | диспетчерская, 3 пути, возможность разворота на к/ст | 1916 | действующая | В 1967 году была перенесена на несколько сот метров юго-западнее своего старого расположения (ранее располагалась непосредственно у корпусов больницы Петра Великого — в разговорной речи к/ст часто называют «Больница имени Мечникова» | |
Московские ворота | Площадь Московские Ворота | Оборотное кольцо вокруг Московских ворот | 1907 | действующая | В 1909 году при продлении линии по Московскому пр. разворот со сменой направления трамвая был заменён на оборотное кольцо вокруг Московских ворот. До этого путь проходил через них. | |
Мясокомбинат | 1944 | действующая | ||||
Наличный пер. (Гавань) | 1908 | 1930 | закрыта | |||
Ж/д ст. «Нева» | 1967 | 1997 | закрыта | |||
Невский завод (Завод им. Ленина) | 1927 | действующая | ||||
Новая Деревня | 1908 | 1951 | закрыта | |||
Оборонная ул. (Ул. Тре́фолева) | К востоку от перекрёстка улиц Трефолева и Оборонной | 3 пути и разворотная петля на к/ст | 1961 | Действующая | ||
Озерки | 1926 | 1981 | контактная сеть и пути полностью демонтированы | |||
Река Оккервиль | Восточнее перекрёстка ул. Дыбенко и Товарищеского пр. | 1973 | действующая | |||
Окружной суд | 1908 | XX век | закрыта | |||
Ольгинская петля (25-я линия) | 1910-е | 2006 | закрыта | Кольцо получило своё название по расположенному рядом в момент открытия Ольгинскому приюту и называлось так ещё в 1920-х годах. Впоследствии получило официальное название «25-я линия», но сохраняло своё исходное наименование в разговорной речи трамвайных служащих и местных жителей вплоть до момента демонтажа. | ||
Охта | 1923 | 1960 | закрыта | |||
Охтинская петля | 1929 | 1960 | закрыта | |||
Пальменбахский перевоз | 1908 | 1952 | закрыта | |||
Парголово | 1934 | 1981 | контактная сеть и пути полностью демонтированы | |||
Перекупной пер. | 1951 | действующая | ||||
Петровская пл. | 1933 | 1946 | закрыта | |||
Петрозаводская ул. (Лодейнопольская ул.,Барочная петля) | Прямоугольник Лодейнопольская ул. — Петрозаводская ул. — Барочная ул. — ул. Большая Зеленина | Однопутная линия для оборота трамваев, прибывающих по ул. Большой Зелениной со стороны Чкаловского пр., по улицам Лодейнопольской и Петрозаводской с выездом на двухпутную линию по ул. Барочной. | 1914 | 1999 | закрыта | |
Ул. Пограничника Гарькавого (Урицк) | 1929 | действующая; в бывшем здании диспетчерской располагается магазин | ||||
Политехнический институт | 1917 | 1963 | на месте к/ст построена ст. м. «Политехническая» | |||
Порт (к/ст на Гутуевском острове — «Динабургская ул.») | 1923 | 2003 | закрыта | |||
Порт (к/ст на Васильевском острове) | 1934 | 1953 | закрыта | |||
Предварительная петля | Пр. Просвещения где-то между ул. Брянцева и Гражданским пр. | Разворотная петля для трамваев, прибывающих по Пр. Просвещения с востока | 1970 | 1972 | контактная сеть и пути полностью демонтированы | До строительства в 1972 году к/ст «Суздальский пр.» и создания на Пр. Просвещения единой трамвайной линии располагалась в конце трамвайной линии по Пр. Просвещения со стороны пр. Руставели |
Придорожная аллея | 1976 | действующая | ||||
Приморский пр. | (схема) | 1936 | действующая | |||
Приморский парк Победы | Северо-восточнее перекрёстка Южной аллеи и Крестовского пр.; адрес диспетчерской: Крестовский пр., 25 | Западная посадочная площадка: 3 пути; восточная посадочная площадка: 4 пути и 2 тупика с ямами для ремонта подвижного состава; разворотная петля на к/ст (схема) | 1947 | 4 июля 2007 | рельсы и контактная сеть полностью демонтированы | До момента закрытия являлась самой крупной к/ст Санкт-Петербурга[2][3][4][5][6] |
Пл. Репина | На пл. Репина северо-восточнее перекрёстка Лоцманской ул. и пр. Римского-Корсакова | Два пути, есть возможность разворота на к/ст и выезда на наб. р. Фонтанки | 1934 | действующая | До демонтажа в 2002 году линии по пр. Римского-Корсакова существовала возможность оборота трамваев, прибывающих с него. Также до демонтажа во второй половине 2006 года правого поворота с Лоцманской ул. существовала возможность выезда на Старо-Петергофский пр. на юг. | |
Ж/д ст. «Ржевка» | Ржевская площадь; адрес диспетчерской: Ржевская площадь, 3 | 3 пути, диспетчерская, возможность разворота на к/ст | 1926 | действующая | ||
Ул. Рощинская | 1909 | 1928 | закрыта | |||
Ж/д ст. «Ручьи» | Северо-восточнее перекрёстка пр. Науки и ул. Руставели | 3 пути, диспетчерская, есть возможность разворота на кольцо | 1966 | действующая | Выезд на ул. Руставели в сторону Луначарского пр. возможен только с одного из путей Трамвайная к/ст совмещена с троллейбусной к/ст «ж/д „ст. Ручьи“» |
|
Село «Рыбацкое» | 1935 | 1987 | контактная сеть и пути полностью демонтированы | |||
Ст. м. «Рыбацкое» | Севернее ж/д ст. «Рыбацкое» | Остановки для высадки и посадки пассажиров у путей, ведущих к ПТО «Рыбацкое» | 1987 | действующая | ||
Рыбинская ул. | ||||||
Перекупной пер. | 1951 | действующая | ||||
Завод «Светлана» | 1933 | 1960 | закрыта | |||
Свечной пер. (Кузнечный пер.) | Прямоугольник Лиговский пр. — Кузнечный пер. — Ул. Марата — Свечной пер. | Однопутные линии по Кузнечному и Свечному пер. и Лиговскому пр. с выездом на двухпутную линию на ул. Марата | 1929 | действующая | ||
Средний пр. (25-я линия) | К юго-востоку от перекрёстка Среднего проспекта и 25-ой линии, перед фасадом ВНИМИ, выходящим на Средний пр. | 1914 | 2006 | На месте оборотного кольца построена автозаправочная станция | ||
Средняя Рогатка | Площадь Победы | 1934 | 1950 | закрыта | ||
Стремянная ул. | 1929 | 1992 | закрыта | |||
Суздальский пр. | Юго-восточнее перекрёстка Суздальского и Светлановского пр. | 3 пути и разворотная петля на к/ст | 1972 | действующая | Совмещена с троллейбусной к/ст «Суздальский пр.» | |
Завод «Северная верфь» | 1931 | действующая | ||||
Пр. Солидарности | 1975 | действующая | ||||
Ж/д ст. «Сосновая поляна» | К северу от пр. Народного Ополчения у ж/д ст. «Сосновная поляна» | 1971 | действующая | |||
Наб. р. Смоленки | Южнее пересечения пр. КИМа и пер. Декабристов. | 1913 | 2001 | закрыта, на ее месте строится жилой дом | ||
Средняя рогатка | 1934 | 1950 | контактная сеть и пути полностью демонтированы | |||
Ст. м. «Старая Деревня» | Северо-восточнее ст. м. «Старая Деревня» | 2 последовательных пары путей и разворотная петля на к/ст | 14 января 1999 | действующая | ||
Ж/д ст. «Старая Деревня» | К западу от ж/д ст. «Старая Деревня» | 27 октября 2000 | действующая | |||
Пл. Стачек (Нарвские ворота) | К северу от Нарвских ворот | Оборотное кольцо на пл. Стачек вокруг сквера к северу от Нарвских ворот | 1908 | 2006 | Не действующая. | |
Стачек, 111 (Привал) | Южнее дома 111, корпус 1 по пр. Стачек | Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по пр. Стачек с востока | 1951 | Используется при сокращённых рейсах | ||
Стрельна (к/ст напротив Напротив Константиновского дворца) | Напротив Константиновского дворца к югу от Санкт-Петербургского шоссе | 1952 | действующая | |||
Стрельна (к/ст у Львовского дворца) | У Львовского дворца | 1924 | 1941 | закрыта | ||
Тихорецкий пр. (Пр. Раевского) | 1963 | Действующая | ||||
Трамвайный парк № 7 им. Володарского (Ул. Грибакиных) | Восточнее ул. Грибакиных между пр. Обуховской обороны и ул. Бабушкина | 3 пути, есть возможность разворота на к/ст | 1954 | Используется при сокращённых рейсах | ||
Пл. Тургенева | Пл. Тургенева | Оборотное кольцо вокруг пл. Тургенева | 28 октября (10 ноября) 1907[7] | Действующее | ||
Турухтанные острова | 1930 | 2006 | закрыта | |||
Хасанская ул. | 1982 | действующая | ||||
Удельная | Восточнее ст. м. «Удельная» | 2 пути | 1981 | один из путей используется для пассажирского движения, второй — как запасной | ||
Удельный парк | Южнее пр. Испытателей между Коломяжским пр. и Светлановской пл. | Разворотная петля для трамваев, прибывающих по пр. Испытателей с запада | 1976 | действующая | ||
Ул. Шаврова | 1990 | действующая | В 2004 году при строительстве ПТО была перенесена на несколько сот метров севернее своего старого расположения | |||
ЦПКиО | 1928 | 2002 | закрыта | В 1970 году была перенесена на несколько сот метров восточнее своего старого расположения | ||
Финляндский вокзал (Пл. Ленина) | 1908 | |||||
Финский пер. | 9 июля 2000 | закрыта, на месте к/ст расположена пешеходная зона | ||||
Фонарный пер. | Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по ул. Декабристов со стороны ул. Глинки | 1933 | 1964 | закрыта | ||
Электромеханический завод (ЛЭМЗ) | 1979 | действующая | ||||
Завод «Электросила» | 1928 | 1941 | закрыта | |||
Кинотеатр «Юность» | 1951 | 2004 | На месте к/ст построен жилой дом | |||
Пр. Юрия Гагарина | Северо-западнее перекрёстка пр. Юрия Гагарина и Авиационной ул. | 1960 | действующая | |||
Яшумовский песчаный карьер | Восточнее перекрёстка Светлановского пр. и ул. Жана Дюкло | тупик | 1917 | 1963 | закрыта | |
10-я Красноармейская улица | 1915 | 2002 | закрыта |
Также в качестве оборотного кольца фактически используется трамвайный парк № 1 им. Коняшина, на время ремонтов в 2004—2006 годах в качестве оборотных колец использовались трамвайный парк № 2 им. Леонова и Ланской трамвайный парк № 5, СТТП в 2007—2008 — Кировский трамвайный парк № 8.
Это заготовка статьи о трамвае или трамвайной системе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Конечные станции и оборотные кольца санкт-петербургского трамвая.