Советский период истории санкт-петербургского трамвая

Санкт-петербургский трамвай в период с 1917 по 1991 годы.

Содержание

1917—1941

Карта сети пассажирского городского транспорта Ленинграда. 1933 год.

В 1918-21 годах из-за последствий Гражданской войны (сокращение населения города, дефицит топлива и рабочих рук, неплатежеспособность пассажиров) трамвайное хозяйство Петрограда окончательно пришло в упадок. В конце 1918 года число маршрутов сократилось до 9 (для связи центра и окраин), был законсервирован Ланской трамвайный парк (№ 5), частично законсервирован трампарк № 1, отложено строительство трампарка № 6. До конца 1921 года трамвайное движение производилось лишь по рабочим дням, и только в период с 8-00 до 18-00.

В 1921 году трамвайные дела постепенно пошли в гору, снова начали появляться новые линии. В ноябре 1921 г. восстановлено движение по центральным магистралям города (в 1919—1921 гг. трамвай не ходил по Невскому пр., Загородному пр., Садовой ул. (от Сенной пл. до Инженерной ул.)). В октябре 1922 года была завершена электрификация последней линии паровика (движение по ней прекратилось с 26 августа 1922 года), увеличилось число рабочих вагонов. Трамвай снова начал быстро развиваться: в 1928 году появились первые автоматизированные стрелки (до этого они переводились стрелочниками вручную), в 1929 году трамвайной сети Ленинграда передана Ораниенбаумская электрическая линия, в период 19251936 построено 3 трампарка и несколько подстанций. В 1928 году с конвейера Путиловского (ныне Кировского) завода сошли первые трамваи местного производства МС-МСП, которые начали заменять старые английские «Бреши». В 1934 году трамваи начали выходить с новопостроенного ВАРЗ (ныне — ПТМЗ), где они собираются до сих пор. К 1936 году трамвайная сеть покрыла весь город, более чем на 400 километрах путей ездили трамваи 42 маршрутов. Помимо пассажирских путей, в городе были грузовые и служебные трамвайных линий; каждое крупное предприятие имело своё ответвление от основной трамвайной сети. Однако, начиная с 1936 года, Ленинградский трамвай практически перестал развиваться из-за появления троллейбуса.

Пропуск сотруднику трампарка им. Леонова на право прохода по Ленинграду в комендантский час. 1943

1941—1945

8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии[1]. В марте 1942 года (по разным данным: от 7[1] до 31[2] числа) было возобновлено движение грузовых трамваев, 15 апреля — 315 пассажирских вагонов типа МС и ЛМ-33[1]. Первоначально было восстановлено функционирование 6 маршрутов[2]. Трамвай стал единственным общественным и основным транспортом блокадного города: в частности, на нём осуществлялась доставка бойцов прямо на линию фронта и вывоз раненых[3]. По трамвайным рельсам ходил маленький бронепоезд и паровозы, которые подвозили боеприпасы. Только за один сентябрь 1943 года трамваем было перевезено 800 тысяч человек. В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырёх с половиной тысяч человек[1]. К концу 1943 года (после прорыва блокады) в городе работало 20 маршрутов.

1945—1991

В послевоенные годы велась оптимизация трамвайной сети: с ряда центральных улиц трамвай исчез на второстепенные, а где-то был заменён троллейбусом. Так, в 1947 году трамвай исчез с Большого проспекта П. С., в 1950—1951 — с Невского и Каменноостровского проспектов (для последнего были построены обходные линии по Вяземскому переулку и набережной реки Карповки на севере, и по улице Ленина на юге), Большой Конюшенной улице и площади Искусств, в 1953 году — с Большого проспекта В. О. (заменен троллейбусом; обходные линии были построены на набережной Лейтенанта Шмидта и Среднем проспекте). В середине 1950-х были сняты все линии на Песках, ведшие к Смольному, исчезли трамваи с Суворовского проспекта (обходные линии по Греческому проспекту и Новгородской улице), сняты линии с большей части Вознесенского и части Московского и Загородного проспектов. В начале 1960-х демонтированы линии на проспекте Стачек (перенесены на новопроложенные параллельные улицы), перенесено трамвайное кольцо от Балтийского к Варшавскому вокзалу.

Начиная с 1965 года из-за роста города началось строительство линий в новые районы. Первые новые линии появились на Пискарёвке, были продлены линии по Пискарёвскому (от больницы Мечникова до нового кольца в Ручьях) и Тихорецкому проспектам, а между этими проспектами проложили новую линию по проспекту Науки; чуть позже была построена линия в Сосновую поляну. Затем линии появились в районах Купчино, Гражданка, Шувалово-Озерки, Ржевка-Пороховые, Весёлый посёлок, Юго-Запад, Приморский район, остров Декабристов. Старые линии в это время не закрывались. Почти единственным исключением стала линия на улице Декабристов от Фонарного переулка до Театральной площади. К концу 1980-х протяжённость путей составляла около 600 км, на линию выходили 67 маршрутов (абсолютный рекорд для Советского Союза того времени).

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Трамвайная артерия блокадного города
  2. ↑ Что бы выжить и победить!
  3. Знаменитые блокадные трамваи совершили рейс памяти

Советский период истории санкт-петербургского трамвая.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52