Дореволюционный период истории санкт-петербургского трамвая

Паровой трамвай на Втором Муринском проспекте
Трамвай едет по льду Невы в Петербурге. Конец XIX либо самое начало XX века. Фото из коллекции Эрмитажа. Фотограф Карл Булла

Санкт-петербургский трамвай до 1917 года.

Первый рельсовый уличный транспорт (конка, паровой трамвай) появился почти за полвека до электрического трамвая: в 1860 году город получил первый вид рельсового уличного транспорта — конно-железную дорогу, или в простонародье конку. Изначально она использовалась только для грузоперевозок, но с 27 августа 1863 года, после постройки первых пассажирских линий конка стала перевозить и пассажиров. Несмотря на невысокую скорость (не более 8 км/ч), новый транспорт пришёлся жителям по вкусу — к моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. После появления электрического трамвая в 1907 году конка постепенно вытеснялась им, 8 сентября 1917 года она исчезла окончательно.

В 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и Второму Муринскому проспекту была проложена первая линия парового трамвая или в простонародье — паровика, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги». Паровик имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность.

29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга (к этому моменту уже более 10 лет успешно эксплуатировалась система ледового трамвая, функционировавшая в зимнее время на Неве). Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова.


Год Строительство новых линий
1907
  • Средний пр. В. О. от Василеостровского трамвайного парка до 14/15 линии, 14/15 линии от Среднего пр. В. О. до Большого пр. В. О., Большой пр. В. О. от 14/15 линии до Кадетской/1 линии, 8/9 линии от Большого пр. В. О. до набережной Лейтенанта Шмидта, Кадетская/1 линии от Большого пр. В. О. до Университетской набережной, набережная Лейтенанта Шмидта от 8/9 линии до Благовещенского моста, Университетская набережная от Благовещенского моста до Кадетской/1 линии, Благовещенский мост, Конногвардейский пр., Адмиралтейский пр. - движение открыто 16(29) сентября.
  • Садовая ул. (от Покровской пл. до Невского пр.) - движение открыто 28 октября (10 ноября).
  • Невский пр. от Дворцовой площади до пл. Восстания, оборотное кольцо на пл. Восстания - дивижение открыто 11(24) декабря.
1908
  • Михайловская пл., Инженерная ул., Садовая ул. (от Инженерной ул. до Нижне-Лебяжьего моста), Суворовская пл., Троицкий мост, Каменноостровский пр., Строганов мост, Ново-Деревенская наб. оборотное кольцо "Новая Деревня" - движение открыто 25 марта (7 апреля).
  • Боткинская ул., Нижегородская ул. (от Боткинской ул. до Литейного моста), Финский пер., Симбирская ул. (от Финляндского вокзала до Нижегородской ул.), Литейный мост, Литейный проспект, Владимирский пр., Загородный пр. до Технологического института, Инженерная ул. (от Садовой ул. до Симеоновской пл.), Симеоновская ул. (от Фонтанки до Литейного пр.) - движение открыто 15(28) июля.
  • Лиговская ул. (от Знаменской пл. до 2-й Рождественской ул.), 2-й Рождественской ул. (от Лиговской ул. до Суворовского пр.), Суворовский пр. (от 2-й Рождественской ул. до Лафонской пл.), Лафонская ул. (от Ярославской ул. до Екатерининской пл.), Пальменбахская ул. (от Екатерининской пл. до Пальменбахского перевоза), Смольный пр. (от Ярославской ул. до Смольного перевоза) - движение открыто 26 августа (8 сентября).
  • 1-я рота (от Технологического института до Измайловского пр.), Измайловский пр. (от 1-й роты до Обводного канала), Обводный канал (от Измайловского пр. до Балтийского вокзала), оборотное кольцо на Балтийском вокзале - движение открыто 10(23) сентября.
  • Университетская наб. (от Николаевского моста до 1-й и Кадетской линий В.О.), 1-я и Кадетская линии В.О., Тучков мост, Большой пр. П.С. (от Тучкова моста до Каменноостровского пр.) - движение открыто 26 сентября (9 октября).
  • Троицкий мост, Большая дворянская ул., Малая Вульфова ул., от Большой дворянской ул. до трамвайного парка № 3
1909
  • Большой пр. В. О. от 14/15 линии до Гаванской улицы, Гаванская улица от Большого пр. В. О. до Малого пр. В. О., оборотное кольцо «Наличный переулок» («Гавань») - движение открыто 22 февраля (7 марта).
  • Садовая ул. (от Покровской пл. до Старо-Калинкина моста), Старопетергофский пр., оборотное кольцо «Нарвские ворота» - движение открыто 23 февраля (8 марта).
  • Московский пр. от Сенной пл. до Рощинской ул., оборотное кольцо «Путиловская ветвь» - движение открыто 28 января (10 февраля) от Сенной пл. до Московского парка и 8(21) февраля от Московского парка до Путиловской ветви (с 28 января по 8 февраля данный участок обслуживался конкой).
  • Архиерейская ул., Малая Вульфова ул., Большая Вульфова ул. (от Большой Посадской ул. до Большой Дворянской ул.), Сампсониевский мост, Финляндский пр., Большой Сампсониевский пр. (от Финляндского пр. до Клиники Виллие) - движение открыто 1(14) марта.
  • Благовещенская ул. (от Благовещенской пл. до Мойки), ул. Глинки, Никольская пл., Никольский пер., набережная реки Фонтанки (от Трамвайного до Измайловского моста), Измайловский пр. (от Фонтанки до 1-й роты) - движение открыто 26 апреля (9 мая) от Благовещенской пл. до Измайловского моста, 2 (15) сентября - по Измайловскому пр.
1911
  • Введенская ул., Кронверкский пр. (от Введенской ул. до Каменноостровского пр.) - движение открыто 17(30) ноября.
1913
  • 8/9 линии от Большого пр. В. О. до Малого пр. В. О., Малый проспект В. О., 16-17 линии, оборотное кольцо «Набережная реки Смоленки» - движение открыто 18 сентября (1 октября).
  • Кирочная ул. (от Литейного пр. до Воскресенского пр.), Воскресенский пр. (от Кирочная ул. до Шпалерной ул.), Шпалерная ул. (от Воскресенского пр. до Таврической ул.), Таврическая ул. (от Шпалерной ул. до Тверской ул.), Тверская ул. (от Таврической ул. до Лафонской пл.) - движение открыто 19 октября (1 ноября).
1914
  • Лиговская ул. (от Николаевского вокзала до Обводного канала), Обводный канал (от Лиговской ул. до Измайловского пр.) — движение открыто 2(15) апреля.
  • Нижегородская ул. (от Боткинской ул. до Лесного пр.), Лесной пр. (от Нижегородской ул. до 1-го Муринского пр.), 1-й Муринский пр. (от Лесного пр. до Большого Сампсониевского пр.), Большой Сампсониевский проспект (от 1-го Муринского пр. до Ланского шоссе), Выборгское шоссе (от Ланского шоссе до 2-го Муринского пр.), 2-й Муринский пр. (от Выборгского шоссе до Старопарголовского пр.), Старопарголовский пр. (от 2-го Муринского пр. до дороги в Сосновку), дорога в Сосновку (от Старопарголовского пр. до Сосновской ул.), Политехническая ул. (от Сосновской ул. до Политехнического института) — движение открыто 13(26) июня.
  • Кронверкский пр. (от Введенской ул. до Александровского пр.), Александровский пр. - движение открыто 27 ноября (10 декабря).
  • Средний пр. В. О. от 14/15 линии до Кадетской/1 линии - движение открыто 1(14) декабря; на перекрестке Среднего пр. В. О. и 8/9 линий начинает функционировать пересечение, позволяющее трамваю двигаться во всех возможных 12 направлениях — впоследствии это пересечение будет занесено в Книгу рекордов Гиннесса[источник не указан 1228 дней]
  • Ул. Моисеенко от Суворовского пр. до трамвайного парка № 4
  • Служебная линия от Адмиралтейского пр. по Исаакиевской пл. и Почтамтской ул.
  • Служебная линия от пл. Восстания по Гончарной ул. к Московскому вокзалу

К 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города. С началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети несколько замедлилось, но на начало 1917 года в Петрограде работало 29 трамвайных маршрутов, 9 коночных линий и 1 линия паровика.

Ссылки

  • Об открытии трамвайного движения в Санкт-Петербурге на сайте «Санкт-Петербург»

Примечания

Дореволюционный период истории санкт-петербургского трамвая.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52