Петербургский автобус | |
Автобусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Типы эксплуатируемых автобусов |
ЛиАЗ-6212, ЛиАЗ-6213, ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-5293, НефАЗ-5299, Волжанин-5270, Волжанин-6270, МАЗ-103, МАЗ-107, Ikarus-280, Scania Omnilink, Golden Dragon |
Стоимость проезда |
21 рубль |
Компания-перевозчик |
ГУ «Организатор перевозок» |
Сайт компании |
http://www.orgp.ru/ |
Санкт-петербу́ргский авто́бус — система автобусного движения в Санкт-Петербурге. Является важной составной частью транспортного комплекса города, так как обеспечивает перевозку пассажиров внутри города, внутри агломерации и связи с другими городами и странами.
Организацией автобусного сообщения занимается Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга. Пассажирские автобусные перевозки осуществляются как государственными, так и частными компаниями-перевозчиками, выбор которых осуществляется с помощью конкурсных процедур. Контролем за их работой занимается ГУ «Организатор перевозок».
При ГУП «[1].
История петербургского автобуса начинается в 1907 году, когда было создано «Санкт-Петербургское товарищество автомобильно-омнибусного сообщения», возглавлявшееся инженером-технологом Б. А. Ивановым. Слово автобус (из «автомобиль + омнибус») вошло в русский язык тогда же и употребляется в газетных сообщениях (поначалу еще в кавычках). 4 (17) октября 1907 г. состоялся пробный автобусный рейс по Невскому проспекту. 11 (24) ноября открылось пассажирское сообщение по линии Александровский сад — Варшавский и Балтийский вокзалы.
Затем открылась вторая линия (Александровский сад-Гороховая улица-Царскосельский вокзал). Парк ТАОС насчитывал в разное время от 8 до 14 машин, использовались автобусы различных моделей (как одноэтажные, так и двухэтажные). Скорость на центральных улицах — 13 км/ч, при меньшем движении 19 км/ч. Стоимость проезда — 9 копеек в первом классе и 6 копеек во втором.
Пассажирское автобусное движение в Петербурге было прекращено после начала Первой мировой войны в 1914 году в связи с мобилизацией автотранспорта в действующую армию.
31 марта 2006 года стал последним днём эксплуатации автобусов марки ЛиАЗ-677[1].
Автобусные маршруты Санкт-Петербурга можно разделить на следующие группы:
Городские автобусные маршруты обеспечивают транспортное сообщение внутри Санкт-Петербурга. При этом небольшая часть маршрутов выходит за пределы города на территорию Ленинградской области. Действует более 280 городских маршрутов.
Все городские маршруты имеют номера, лежащие в интервале от 1 до 399. При этом маршруты с номерами 300—399, как правило, проходят по территории пригородных районов города (Пушкинского, Колпинского, Курортного, Петродворцового). Местные маршруты Кронштадта и Ломоносова имеют свою нумерацию маршрутов в интервале 1—7 (с литерами «Кр» и «Л» соответственно).
Маршруты с номерами 1—199, 229 и 300—399 имеют фиксированную стоимость проезда вне зависимости от дальности поездки. С 1 января 2011 года она на них составляет 21 рубль.
Маршруты с номерами 200—299 (кроме № 229) имеют несколько тарифных участков.
Для проезда в автобусах всех городских маршрутов с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах действительны проездные билеты длительного пользования разных видов. Как правило, на них маршрутах используются автобусы большой и особо большой вместимости (кроме маршрутов №№ 1Кр, 3Кр, 44, 75, 84, 84А, 84Ш, 170, 177, 306, 306а, 310, 311, 312, 314, на которых используются автобусы средней вместимости).
Автобусы пригородных маршрутов осуществляют транспортные связи Санкт-Петербурга с прилегающими районами Ленинградской области. Они имеют нумерацию в интервале 400—699.
По заказу комитета по транспорту Санкт-Петербурга действует 68 пригородных маршрутов с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, на которых используются автобусы большой вместимости (на маршрутах №469, 487, 555 - также автобусы особо большой вместимости).
Стоимость проезда на пригородных маршрутах зависит от дальности поездки. Для проезда действительны различные проездные билеты длительного пользования.
Также на территорию Санкт-Петербурга заходят пригородные автобусные маршруты, работающие по заказу комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области.
Автобусные маршруты с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте обеспечивают транспортное сообщение как внутри города, так и в пригородной зоне. Действует более 340 таких маршрутов, как правило, на них используются автобусы средней вместимости.
Стоимость проезда на таких маршрутах определяется перевозчиком, проездные билеты длительного пользования не действуют.
Особую группу маршрутов составляют бесплатные автобусы общего пользования от станций метро до крупных торговых и бизнес-центров. Как правило, не имеют (за редким исключением) промежуточных остановок.
К таким маршрутам относятся:
По состоянию на июнь 2009 года действует около 100 междугородных и международных маршрутов, большинство из которых отправляется от автобусного вокзала (набережная Обводного канала, дом 36) и автостанции «Парнас» у одноимённой станции метро.
Большинство маршрутов связывают Санкт-Петербург с городами Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.
Также действуют автобусный вокзал «Северный», который расположен вблизи Санкт-Петербурга, а именно, в посёлке Мурино у станции метро «Девяткино».
Крупнейшим петербургским предприятиям, осуществляющим перевозки по междугородным маршрутам, является ГУП «Пассажиравтотранс», который использует автобусы Волжанин-5270, Волжанин-5285 и другие.
С 1 сентября 2011 года перевозки пассажиров по автобусным маршрутам осуществляют следующие компании.
Компания | Количество городских маршрутов | Количество пригородных маршрутов (в подчинении Комитета по транспорту Администрации СПб) | Количество маршрутов с посадкой и высадкой в любом незапрещённом месте | Автобусы большой и особо большой вместимости |
Автобусы средней и малой вместимости |
---|---|---|---|---|---|
ГУП «Пассажиравтотранс» | 101 | 11 | 0 | ЛиАЗ-6212, ЛиАЗ-6213, Волжанин-6270, ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5292, НефАЗ-5299, Волжанин-5270, Scania Omnilink, МАЗ-103, МАЗ-107 | - |
ООО «Питеравто» (вместе с дочерней компанией ООО «Вест-Сервис») | 70 | 27 | 109 | ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5292, Scania Omnilink | Otoyol M29, Otoyol E29.14, Yutong ZK6737D, КАвЗ-4235, КАвЗ-4238, ПАЗ-3205, Volkswagen LT46, Газель |
ОАО «Третий парк» | 60 | 15 | 87 | Golden Dragon XML6112,Golden Dragon XML6125 ,НефАЗ-5299 | Golden Dragon XML6720, Yutong ZK6852HG, Yutong ZK6737D, Volkswagen Crafter, Mercedes-Benz 612D, Газель |
ЗАО «Такси-2» | 12 | 1 | 10 | МАЗ-103, Yutong ZK6118HGA | МАЗ-206, Iveco Daily |
ООО «Петербургская транспортная компания» | 9 | 7 | 28 | ЛиАЗ-5256, Волжанин-5270, Scania Omnilink, МАЗ-103, Yutong ZK6118HGA | Yutong ZK6737D, Volkswagen LT46, Mercedes-Benz 408CDI |
ООО «ШПУНТ-Северо-Запад» | 9 | 0 | 11 | ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292 | Iveco Daily |
ООО «Герр-Питер Авто-Тур» | 4 | 0 | 3 | ЛиАЗ-5293 | ПАЗ-3204 |
ООО «АТП Барс-2» | 2 | 1 | 5 | ЛиАЗ-5293 | ПАЗ-3204 |
ООО «Пальмира» | 1 | 1 | 4 | МАЗ-103 | ПАЗ-3204, Hyundai County |
ОАО «АТП-31» | 1 | 0 | 3 | ЛиАЗ-5292 | ПАЗ-3204, КАвЗ-4235 |
ООО «Автолайн» | 1 | 0 | 2 | НефАЗ-5299 | Volkswagen Crafter |
ООО «МАКС» | 2 | 0 | 3 | ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292 | Iveco Daily |
ООО «Оникс» | 1 | 0 | 1 | МАЗ-103 | Volkswagen Crafter |
ООО «Пассажиртранс» | 2 | 0 | 1 | ЛиАЗ-5256, МАЗ-103 | Mercedes-Benz Sprinter |
Автобус Otoyol M29 City II ООО «Питеравто»
Автобус Yutong ZK6737D ООО «ПТК»
Автобус Mercedes-Benz 612D ОАО «Третий парк»
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Петербургский автобус.