Аквабус | |
Судно «Стрела» на остановке у Синопской набережной |
|
Система городского водного транспорта | |
---|---|
Страна: | |
Город: | |
Дата открытия: | |
Количество маршрутов |
4 |
Модели эксплуатируемых судов: | |
Стоимость проезда: |
от 50 руб. |
Компании-перевозчики: |
ООО «МБС», ООО «Интер яхт сервис», ООО «Русские круизы» [1] |
Официальный сайт: |
http://аквабус.рф |
Аквабус на Викискладе |
Аква́бус — водный вид городского общественного транспорта Санкт-Петербурга, перевозящий пассажиров в период летней навигации (с мая по октябрь). Маршруты судов проходят по Финскому заливу и Неве из спальных районов города в исторический центр, деловые кварталы Петербурга и его пригороды. Поездка по любому маршруту занимает не более 40—45 минут, а многие остановки расположены в пешеходной доступности от станций метрополитена. В 2012 году в городе действуют 4 маршрута[1].
Содержание |
Водный транспорт — старейший из видов внутригородского транспорта в Санкт-Петербурге. На каждом этапе развития города водным перевозкам придавалась особая роль.
Изначально Петербург, основанный Петром I в 1703 году, был задуман своим основателем в качестве крупного морского порта, «окна в Европу», важнейшего российского центра торгового мореплавания и одновременно — мощного кораблестроительного центра. Пётр I, сам будучи приверженцем всего, что связано с водой и мореплаванием, требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или в особых случаях на паромах, желая тем самым приучить их к воде. Интересно, что в XVIII веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы.
В начале XX века Санкт-Петербург стал первым городом в России, в котором были пущены речные трамваи, причём первые маршруты появились ещё в дореволюционное время. В качестве внутригородских пассажирских судов использовались небольшие катера-пароходы. Владельцем речных трамваев являлась компания «Финляндское общество лёгкого пароходства», а сами суда в народе звали «финляндчиками». Только в конце двадцатых годов XX века речные трамваи стали появляться в Москве, а позднее — в остальных городах России.[2]
В 1969 году открылось круглогодичное паромное сообщение Ломоносов — Кронштадт, полностью заменившее существовавшую до этого ледовую переправу. Специально для маршрута были созданы паромы «Андрей Коробицын» и «Николай Каплунов». Паромная переправа работала вплоть до февраля 2011 года и была прекращена из-за повреждения корпуса парома «Андрей Коробицын»[3][4].
В начале XXI века неоднократно вставал вопрос об открытии регулярных водных маршрутов для быстрого передвижения по городу. В 2001 году задача по созданию общественного водного транспорта была возложена на городские власти[5]. Первые попытки реализации проекта водных автобусов были предприняты еще в 2004 году, однако по-настоящему проект так и не заработал из-за высоких цен[6]. В 2008 году правительством города была разработана концепция развития водных пассажирских перевозок для улучшения транспортной доступности районов и сокращения времени переездов[7]. Уже в период навигации 2008 года был открыт маршрут Санкт-Петербург — Кронштадт, на котором работали суда типа «Метеор»[5][6]. В августе 2010 года были запущены 2 новых линии — от ЦПКиО до Арсенальной набережной и от гостиницы «Москва» до Медного всадника.[8]
Это очень комфортный и востребованный вид транспорта — из одного конца города в другой, от причала у входа в ЦПКиО до Смольной набережной катер домчался всего за 12 минут. На общественном транспорте или автомобиле это занимает гораздо больше времени. Уверена, что мы поступили правильно. Не использовать преимущества города, водную гладь для организации общественного транспорта было бы большим упущением.
— Матвиенко В. И., губернатор Санкт-Петербурга[5][7]
В 2011 году была открыта Невская линия — от Свердловской набережной до Рыбацкого[9]. Также в 2010—2011 годах в систему «Аквабус» как Пригородная линия была включена переправа Ломоносов — Кронштадт (осуществлялась сначала паромами-ледоколами, позже — судами типа «Нева») и была отменена с завершением строительства комплекса защитных сооружений и запуском движения по дамбе.
По состоянию на 2012 год в городе работают 4 маршрута[1].
Арсенальная наб.(напротив пл. Ленина) — Петроградская наб. (напротив дома № 18), спуск № 3 — Аптекарская наб. (напротив дома № 5 по ул. Академика Павлова) — Приморский пр. (напротив станции метро «Черная речка»), спуск № 2 — Приморский пр. (юго-восточнее дома № 22, литера А), спуск № 5 — Приморский пр. (ниже 3-го Елагина моста).
Университетская наб., Румянцевский спуск — Английская наб. (напротив Медного всадника), спуск № 2 — Мытнинская наб. (правый берег, ниже Кронверкского моста) — Дворцовая наб. (напротив Летнего сада), спуск № 1 — Арсенальная наб. (напротив пл. Ленина) — наб. Робеспьера (напротив дома № 40, литера А, по Шпалерной ул.) — Смольная наб. (напротив дома № 6 по ул. Смольного) — Свердловская наб. (напротив дома № 4 по Большеохтинскому пр.), спуск № 1.
Свердловская наб. (напротив дома № 4 по Большеохтинскому пр.), спуск № 1 — Синопская наб. (напротив дома № 2 по пл. Александра Невского), спуск № 2 — пр. Обуховской Обороны (напротив дома № 70) — пр. Обуховской Обороны (напротив дома № 163) — Октябрьская наб. (напротив дома № 94, корп. 1, литера Л2) — Октябрьская наб. (напротив дома № 118) — Рыбацкий пр. (напротив дома № 2) — Рыбацкий пр. (напротив дома № 55).
Арсенальная наб. (напротив пл. Ленина) — Зеленогорск, берег Финского залива, у яхт-клуба «Терйоки».
Тип судна | Обслуживаемые линии | Пассажировместимость | Максимальная скорость | Длина | Ширина |
---|---|---|---|---|---|
«Стрела» | Центральная, Невская | 12 человек | 60 км/ч | 8,58 м | 2,65 м |
«Hitek 85C taxi» | Приморская | 12 человек | 60 км/ч | 8,58 м | 2,65 м |
«Меркурий» | Курортная | 70 человек | 45 км/ч | 18,67 м | 6,15 м |
Все катера оснащены спутниковыми навигаторами системы ГЛОНАСС, сигнал от которых поступает на диспетчерский пункт. В навигацию 2012 года стало возможным наблюдать за передвижениями судов через интернет-сайт и оценить время прибытия судов на все причалы.[10]
В 2010 году разрабатывался проект «водного такси», которое можно вызвать по телефону через центральную диспетчерскую. Предполагалось, что на основании итогов первой навигации водного автобуса по востребованности маршрутов, остановок, по рентабельности перевозок будет произведен расчёт тарифов, чтобы в дальнейшем можно было значительно расширить эту программу[11]. По состоянию на 2011 год, судьба проекта неизвестна[12].
Также существуют планы по интеграции аквабуса в единую систему городского общественного транспорта, в том числе — возможность оплачивать проезд единым проездным билетом. В 2011 году стало возможным оплачивать проезд электронным проездным билетом «Подорожник».[13]
…немало и тех, кто на аквабусах добирается на работу. Для того чтобы таких людей становилось больше, нужно интегрировать речные такси в систему общественного транспорта. Следует наладить продажу проездных документов, включающих в себя и аквабус. Пассажиры, которые регулярно пользуются водным транспортом, должны платить за поездки меньше установленного сейчас на городских линиях тарифа.
— А. Бакирей, заместитель председателя комитета по транспортно-транзитной политике[14]
В 2012—2013 годах планировалось запустить еще 4 маршрута[9]. Между тем, по результатам навигации 2011 года, аквабусы признаны убыточными, что ставит под сомнение дальнейшее развитие маршрутов. В 2012 году для повышения целесообразности цена на аквабус была увеличена почти вдвое.[15]
С момента запуска водных маршрутов были отмечены следующие недостатки в работе аквабусов:
Судно типа «Стрела» на Невской линии
Внутри судна «Стрела»
Судно Hitek 85C на Приморской линии
Аквабус.