Проспект Большевиков (станция метро)

59°55′11.7″ с. ш. 30°28′00.3″ в. д. / 59.919917° с. ш. 30.46675° в. д. (G) (O) (Я)

«Проспект Большевиков»
Правобережная линия
Петербургский метрополитен
Дата открытия:

30 декабря 1985 года

Проектное название:

«Улица Коллонтай»[1]

Проекты переименования:

«Оккервиль»

Район:

Невский

Округ:

57 муниципальный

Тип:

односводчатая, глубокого заложения

Глубина заложения, м.:

≈ 71

Архитекторы:

Ю. В. Еечко,
Р. Ш. Розенталь

Архитекторы вестибюлей:

В. Г. Хильченко,
К. Г. Леонтьева

Инженеры-конструкторы:

Е. В. Голубев

Выход к улицам:

улица Коллонтай, Проспект Большевиков, проспект Пятилеток, Российский проспект

Работающие операторы
сотовой связи:

«МегаФон», «МТС», «Билайн», «Tele2»

Код станции:

ПБ

Правобережная линия
ТЧ «Юнтолово»







Юнтолово







Конная Лахта







Лахта







Новокрестовская







Морской фасад







Шкиперская







Большой проспект







Театральная







Спасская







Достоевская







Лиговский проспект







Площадь Александра Невского







Новочеркасская







Ладожская







Проспект Большевиков







Улица Дыбенко







Кудрово







Юго-Восточная







ТЧ «Правобережное»

«Проспе́кт Большевико́в» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Правобережной линии, между станциями «Ладожская» и «Улица Дыбенко». Станция открыта 30 декабря 1985 года в составе участка «Площадь Александра Невского-2» — «Проспект Большевиков».

Содержание

Название

На стадии проекта станция носила имя «Улица Коллонтай».

В 2007 году топонимическая комиссия приняла решение о переименовании станции из «Проспект Большевиков» в станцию «Оккервиль»[2], однако это решение было отменено губернатором Санкт-Петербурга.

Вестибюль

Наземный павильон станции располагается в месте соединения Проспекта Большевиков, проспекта Пятилеток, Российского проспекта и улицы Коллонтай. Выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, К. Г. Леонтьевой и инженера Т. Б. Михальковой (институт «Ленметрогипротранс»).

Вестибюль представляет собой компактное, круглое в плане двухэтажное здание. Внешне это типично парковый павильон, характеризующийся наличием застеклённой лоджии для прохода на первом этаже и кольцевой галереи — на втором. Венчает здание световой фонарь, поднятый над перекрытием, выполненным в виде складчатого железобетонного купола. Из-за этого, а также из-за ориентации эскалатора на станции весной в течение нескольких минут светит солнце. Отделка наружных стен сааремским доломитом светлого оттенка хорошо сочетается с витражными плоскостями, обрамлёнными анодированным алюминием.

Вход в павильон и заглублённый до отметки 3,3 метра просторный кассово-эскалаторный зал соединяют два марша лестниц. Кассовый зал облицован мрамором светло-коричневого тона и перекрыт ребристой конструкцией, создающей эффект парящего в воздухе купола. По его нижнему кольцу установлены светильники. Служебно-бытовые помещения для персонала располагаются в пределах общего объёма сооружения, занимая в основном второй его этаж.

Архитектура и оформление

«Проспект Большевиков» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 68 м). Сооружена по проекту архитекторов Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталя и инженера Е. В. Голубева (мастерская № 5 ЛенНИИпроекта).

Тема художественного оформления станции — «Партия — вдохновляющая и организующая сила нашего общества». Основная смысловая нагрузка отведена приёму освещения всего пространства. Большепролётный зал станции покрыт не единым зонтом, а набран из трёх. Данное конструктивное решение на станциях подобного типа было применено впервые и больше нигде не встречается. Боковые своды как бы нависают в виде козырьков с двух сторон над путевыми зонами. Средний свод возвышается над боковыми и подсвечен мощными светильниками, размещёнными в сопряжениях зонтов, создавая ощущение воздушности.

Перронный зал оформлен светло-серым камнем. На путевых стенах красная гранитная полоса, пол выложен серыми и красными гранитными плитами. В торце подземного зала установлена стела с чеканкой «Серп и молот».

Наклонный ход (выход со станции), содержащий четыре эскалатора, расположен в южном торце станции. К эскалаторам ведёт широкая лестница, сделанная аналогично таким же на станциях «Чёрная речка» и «Пионерская».

Реконструкция

В декабре 2007 года стали известны планы о постройке нового пятиэтажного комплекса на базе вестибюля метро[3]. Студия «Intercollomnium» предложила архитектурную концепцию с транзитными пешеходными зонами над проезжей частью, торговыми площадями, двухэтажной перехватывающей парковкой и двумя бизнес-центрами класса «B». Среди плюсов проекта отмечают наличие перехватывающей парковки, а также пешеходных переходов. Однако строительство комплекса потребует закрытия на длительное время вестибюля станции. После возможной перестройки существующий вестибюль, вероятно, не сохранится. Реализация планировалась на 2009 год; закончиться стройка должна была в 2011 году[4].

Пожар

31 мая 2008 года на станции произошёл пожар. Причиной задымления стало возгорание кабеля в кабельном тоннеле под одним из эскалаторов. Все пассажиры были эвакуированы на проезжающих поездах. Пострадавших в результате пожара не было. Остальные поезда следовали мимо станции без остановок. Станция из-за сильного задымления была закрыта для пассажиров. Станция была открыта только вечером для входа и выхода[5].

Привязки общественного транспорта[6]

  • Автобусные социальные маршруты: № 4М, 4Ма, 12, 118, 140, 161, 164, 169, 191.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-12, К-140, К-155а, К-155б, К-161, К-209, К-218, К-239, К-251, К-254, К-264, К-269, К-284, К-388, К-401.
  • Трамвайные маршруты: № 27, 65, А.
  • Троллейбусные маршруты:
    • № 28 (станция метро Ломоносовская - проспект Солидарности),
    • № 33 (Суворовский проспект - проспект Солидарности),
    • № 0-парковый (следует в парк № 3 (Седова,7)

Примечания

  1. Схема Ленинградского метрополитена, 1984
  2. ГТРК «Санкт-Петербург» / Видео / В Петербурге хотят переименовать две станции метро
  3. «„Проспект Большевиков“ станет пятиэтажным», «Фонтанка.ру». Выпуск от 20 декабря 2007 (Online)
  4. «„Большевиков“ переделают», «Санкт-Петербургские Ведомости». Выпуск № 242 от 24 декабря 2007 (Online)
  5. Санкт-Петербург.ру — Новости Петербурга — Станция «Проспект Большевиков» не работала полсубботы из-за пожара
  6. TopPlan Office Edition 2009, проверка с помощью официального сайта СПб ГУ «Организатор перевозок» г. Санкт-Петербург.

Литература

  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / cост. В.Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3
  • Береславский В. Н. Метро в Весёлый Поселок // Лениградская панорама. — 1984. — № 5.
  • Васильев О. В. Большая премьера метро // Лениградская панорама. — 1986. — № 3.

См. также

Предшественник:
нет
Конечная станция Правобережной линии
30 декабря 19851 октября 1987
Преемник:
Улица Дыбенко

Ссылки

  • «Проспект Большевиков» на metro.vpeterburge.ru
  • «Проспект Большевиков» на сайте «Прогулки по метро»
  • «Проспект Большевиков» на ometro.net
  • «Проспект Большевиков» на форуме SubwayTalks.ru
  • Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. «Проспект Большевиков»

Проспект Большевиков (станция метро).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52