Самарский трамвай

Самарский трамвай
Трамвайная система
Страна

 Россия

Город

Самара

Дата открытия

12 (25) февраля 1915

Количество маршрутов

22

Количество вагонов

440

Модели эксплуатируемых трамваев

Tatra T3, Tatra T6B5, Tatra T3RF, СПЕКТР-1, 71-405, 71-623.

Компания-перевозчик

МП Самарское трамвайно-троллейбусное управление

Самарский трамвай был запущен в эксплуатацию 12 (25) февраля 1915 года. Первый трамвай вёл инженер Павел Суткевич, который и является автором проекта строительства Самарского трамвая. На открытии присутствовали представители Городской Думы и духовенства. Первый маршрут соединил трамвайное депо на ул. Полевой с Алексеевской площадью (ныне - Площадь Революции).

В 2012 году в Самаре действует 22 трамвайных маршрута. Перевозки осуществляются 440 вагонами, большая часть из которых чешского производства: Tatra T3RF. Помимо чешских также имеется три вагона 71-402 («СПЕКТР-1»), сорок три вагона 71-405 производства ФГУП «Уралтрансмаш», один вагон 71-623 и один вагон АКСМ-62103 находится на испытаниях. В городе работают три депо: Городское, Кировское и Северное. Трамвай является основным пассажирским перевозчиком в городе. В 2005 году по итогам опроса посетителей форума «Транспорт в России» Самарская трамвайная сеть признана одной из лучших в стране.

Стоимость проезда в трамваях с 1 июля 2012 г. составляет 15 рублей при оплате по транспортной карте, 8 рублей при оплате по карте школьника или карте студента, 18 рублей — наличными.

Содержание

Хронология

  • 12 (25) февраля 1915 года — запуск трамвая, открытие Городского трамвайного депо.
  • 1944 год — открытие Кировского трамвайного депо на Безымянке для связи этого отдаленного района с центром города и для подвоза рабочих к эвакуированным в Куйбышев заводам.
  • 1963 год — начало поставок чешских вагонов Tatra T3.
  • 1969 год — открытие первой очереди Северного трамвайного депо в 10-м микрорайоне для обслуживания новых жилых районов к северу от центра города.
  • 1988 год — начало поставок вагонов Tatra T6B5.
  • 1991 год — Куйбышевское ТТУ переименовано в Самарское муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" (сокращенно МП "ТТУ").
  • 1999 год — поставка двух вагонов Tatra T3RF, построенных специально для Самары.
  • 2001 - 2003 год — поставка трёх вагонов "СПЕКТР-1".
  • 2008 год — поставка десяти вагонов 71-405
  • 2009 год — контракт на поставку 33 вагонов 71-405. По состоянию на сентябрь 2009 года поставлены 33 из них.

Расцвет трамвайного движения в Самаре пришелся на начало 1980-х годов. В то время еще не была построена линия от Оврага Подпольщиков по ул. Врубеля, Гаражной, Антонова-Овсеенко, Ставропольской до ул. XX партсъезда, зато исправно функционировала линия от ул. Клинической по ул. Пролетарской, Гагарина, Победы до пр. Кирова с ответвлениями по ул. Тухачевской до ул. Киевской, по ул. Энтузиастов до ул. Аэродромной.

Маршрутная сеть того времени представляет большой интерес:

  • №1 курсировал от Хлебной пл. до а-с Авроры по ул. Крупской, Фрунзе, Венцека, Галактионовской, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Гагарина, Энтузиастов, Аэродромной;
  • №2 - от ул. Чапаевской по ул. Венцека (обратно по Пионерской), Фрунзе, Красноармейской, Галактионовской, Полевой, Новосадовой до Оврага Подпольщиков (в часы пик);
  • №3 - от Хлебной пл. до Юнгородка по ул. Крупской, Фрунзе, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, Мичурина, Клинической, Пролетарской, Гагарина, Победы, просп.Кирова, Заводскому шоссе;
  • №4 - от автостанции «Аврора» до Оврага Подпольщиков по ул. Аэродромной, Партизанской, Тухачевского, Дачной, Пензенской, Урицкого, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, Новосадовой;
  • №№5,8,9 - так же, как ныне;
  • №6 - от автостанции «Аврора» до БТЭЦ по ул. Аэродромной, Промышленности, Гагарина, XX партсъезда, Заводскому шоссе, пр. Кирова (в часы пик);
  • №10 - от БТЭЦ по полукольцу: просп.Кирова, Заводскому шоссе, ул.Победы, просп.Кирова до БТЭЦ (в часы пик);
  • №11 - по полукольцу навстречу №10;
  • №12 - от от автостанции «Аврора» до Юнгородка по ул. Аэродромной, Промышленности, Гагарина, XX партсъезда, Заводскому шоссе (в часы пик);
  • №13 - от завода им.Ленина до ул. Красноармейской по полукольцу: ул. Алма-Атинской, Олимпийской, Победы, Гагарина, Пролетарской, Клинической, Мичурина, Полевой, Галактионовской, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Гагарина;
  • №14 - от Юнгородка до ул. XX партсъезда по полукольцу в часы пик утром: по Заводскому шоссе, ул. XX партсъезда, Победы, просп.Кирова, Заводскому шоссе; вечером - наоборот, по внешнему полукольцу;
  • №15 - от БТЭЦ до ул. Красноармейской по полукольцу: просп.Кирова, Заводскому шоссе, ул. XX партсъезда, Победы, Гагарина, Тухачевского, Дачной, Пензенской, Урицкого, Красноармейской, Галактионовской, Полевой, Мичурина, Клинической, Пролетарской, Гагарина;
  • №16 - от ул. Чапаевской до ул.Энтузиастов по кольцу: ул. Венцека, Фрунзе, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Партизанской, Аэродромной, Энтузиастов, Гагарина, Пролетарской, Клинической, Мичурина, Полевой, Арцыбушевской, Красноармейской, Фрунзе, Пионерской;
  • №17 - от ул. Чапаевской до Юнгородка по ул. Венцека, Галактионовской, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Партизанской, Аэродромной, Промышленности, Гагарина, XX партсъезда, Победы. просп.Кирова, Заводскому шоссе;
  • №18 - от ул.Чапаевской до ул.Энтузиастов по кольцу: ул. Венцека, Фрунзе, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, Мичурина, Клинической, Пролетарской, Гагарина, Энтузиастов, Аэродромной, Партизанской, Тухачевского, Дачной, Пензенской, Урицкого, Красноармейской, Фрунзе, Пионерской;
  • №19 - по рабочим дням так же, как ныне; по выходным - от Поляны им. Фрунзе по ул. Новосадовой, Нововокзальной, Ставропольской, XX партсъезда, Победы, Олимпийской, Алмаатинской до завода им.Ленина;
  • №№20,22,25 - так же, как ныне;
  • №21 - от 15 микрорайона до БТЭЦ по ул. Ташкентской, Советской, Ставропольской, XX партсъезда, Заводскому шоссе, пр. Кирова (в часы пик);
  • №23 - от Клинической больницы до Костромского пер. по ул. Гагарина, Победы, Литвинова, Псковской;
  • №24 - от Поляны им. Фрунзе до Костромского пер. по ул. Демократической, Ташкентской, Советской, Победы, Литвинова, Псковской;
  • трам."без номера" - от 10 мкр-на до 15 мкр-на по ул.Фадеева, Нововокзальной, Новосадовой, Демократической, Ташкентской; по рабочим дням заезжал по ул.Новосадовой к з-ду им.Тарасова при движении в оба направления.

Сегодня маршруты курсируют иначе.

Маршрутная сеть

№ маршрута Начало маршрута Конец маршрута Примечание
1 Хлебная площадь Автостанция «Аврора»
2 Постников овраг Юнгородок Работает в будни в часы «пик»
3 Хлебная площадь Юнгородок
4 Постников овраг[1] Постников овраг Кольцевой (внешнее кольцо)
5 Хлебная площадь Барбошина поляна[2]
7 Барбошина поляна Ст. метро «Победа» Только по рабочим дням
8 Безымянская ТЭЦ Завод "Металлург"
9 Костромской переулок Завод "Металлург" Работает в будни
10 Юнгородок Костромской переулок
13 Костромской переулок Постников овраг
15 ул. Тухачевского ул. Чапаевская Работает в будни в часы "пик"
16 ул. Тухачевского ул. Чапаевская
18 Автостанция «Аврора» Постников овраг Движение до 20 час.
19 ул. Фадеева Юнгородок в будни
Барбошина поляна Юнгородок В выходные, часть рейсов
Барбошина поляна Автостанция «Аврора» В выходные, часть рейсов
20 ул. Фадеева ул. Чапаевская
20к ул. Фадеева ул. Красноармейская Работает в будни. Кольцевой участок: ул. Полевая – ул. Галактионовская – ул. Красноармейская – ул. Арцыбушевская – ул. Полевая.
21 Барбошина поляна ул. Кабельная Работает в будни. Движение до 20 час.
22 15-й микрорайон ул. Красноармейская
23 Постников овраг Постников овраг Кольцевой (внутреннее кольцо)
24 Завод им. Тарасова Костромской переулок
Завод им. Тарасова Завод "Металлург" Только в летний период по выходным дням, часть рейсов
24к Костромской переулок 15-й микрорайон Работает в будни в часы "пик"
25 Барбошина поляна Безымянская ТЭЦ

Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2006 года в Самаре имеется 424 пассажирских вагона. Из них 421 вагон производства чешского завода «ЧКД Татра-Смихов» и 13 вагонов производства российского ФГУП «Уралтрансмаш». Около 80 % вагонов работают в двухвагонных трамвайных поездах по системе многих единиц (СМЕ). В Городском и Северном депо налажен капитальный ремонт вагонов.

Большая часть самарских трамваев несет бортовую рекламу, остальная часть имеет красно-белую стандартную окраску.

В разное время в Самаре эксплуатировались вагоны следующих моделей: Х, КМ, МС, ХК (куйбышевская модификация вагонов Х, изготовленная в ВРМ ГТД), КТМ-1, КТМ-2, КТМ-5, Tatra T2, Tatra K2, Tatra T3, Tatra T6B5, Tatra T3RF, 71-402 («СПЕКТР-1»), 71-405.

Трамвайные депо

Городское трамвайное депо
Вагоноремонтные мастерские
  • Городское трамвайное депо

Введено в эксплуатацию в 1915 г. Расширено в 1965 г.

Обслуживает трамвайные маршруты: 1, 3, 4, 5, 13, 15, 16, 18, 22, 23.

Подвижной состав: Tatra T3, 71-623.

Нумерация вагонов - трехзначная, вида 7хх и 8хх, с марта 2009 года появились вагоны нумерации 9хх, переданные из Северного трамвайного депо, служебные вагоны также имеют нумерацию 6хх и двузначную нумерацию вида 0х, 1х, 2х (исключение - вагон 112, памятник, собранный в 1985 году - копия вагона 1925 года - выставлен на территории депо как экспонат, вместе с вагоном 12).

Адрес: 443030, г. Самара, ул. Коммунистическая, 8

В депо действуют Вагоноремонтные мастерские


  • Кировское трамвайное депо

Введено в эксплуатацию в 1944-1951 гг. Расширено в 1964 г.

Обслуживает трамвайные маршруты: 2, 3, 8, 9, 10, 13, 19, 21, 24к, 25.

Подвижной состав: Tatra T3.

Нумерация вагонов - четырехзначная, вида 20хх, 21хх, 22хх (с 28 января 2010), также ранее в депо были служебные вагоны №№ 674, 704, 717, 798, 1044, 2202, в настоящее время вагоны присвоены номера списанных ранее вагонов: 674 - 2006, 704 - 2007, 717 - 2004, 798 - 2005, 1044 - 2001, 2202 - 2003).

Адрес: 443083, г. Самара, ул. Физкультурная, 1Б


  • Северное трамвайное депо (До 1970 г. — Трамвайное депо № 3, филиал ГТД)

Введено в эксплуатацию в 1969-1972 гг.

Обслуживает трамвайные маршруты: 7, 19, 20, 20к, 22, 23, 24.

Подвижной состав: Tatra T3, Tatra T6B5, Tatra T3RF, 71-402 "СПЕКТР-1", 71-405, АКСМ-62103.

Нумерация вагонов - четырехзначная, вида 10хх, 11хх, 12хх

Адрес: 443081, г. Самара, ул. Фадеева, 51

В депо действует цех капитального ремонта вагонов

Примечания

  1. Переименована распоряжением Департамента транспорта Администрации городского округа Самара от 20.08.2007 № 15РД «О переименовании остановочных пунктов общественного транспорта» (прежнее название — «Овраг Подпольщиков»).
  2. Переименована распоряжением Департамента транспорта Администрации городского округа Самара от 20.08.2007 № 15РД «О переименовании остановочных пунктов общественного транспорта» (прежнее название — «Поляна имени Фрунзе»).

Ссылки

  • Муниципальный Транспортный оператор Самары (прокладка маршрутов онлайн, время прибытия транспорта на остановки, схемы, официальные сообщения и пр.)
  • Сайт «Общественный транспорт Самарской области»: Трамвай
  • Фотографии самарских трамваев на сайте А. Оландера

Самарский трамвай.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52