«Чернышевская»
Кировско-Выборгская линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: | |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
≈ 70 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Архитекторы вестибюлей: |
А. С. Гецкин, |
Выход к улицам: | |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
ЧН |
«Черныше́вская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Площадь Восстания» и «Площадь Ленина».
Станция открыта 1 сентября 1958 года в составе второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина».
Название связано с близостью проспекта Чернышевского. В проекте станция носила название «Кирочная».
Темой конкурса проектов оформления станции стала деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года, что привело к разительному отличию между оформлением станций первой и второй очередей Ленинградского метрополитена.
Содержание |
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой в виде высокого пятигранника с большим витражом на главном фасаде. Он расположен на проспекте Чернышевского между Фурштатской и Кирочной улицами.
На месте вестибюля находилась Николаевская гвардейская богадельня, построенная по проекту архитектора Н. А. Архангельского[2] и церковь Святых Космы и Дамиана лейб-гвардии Сапёрного батальона, снесённые в советское время.
Вестибюль украшен рельефом с портретом Н. Г. Чернышевского.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции. На «Чернышевской», как и на «Площади Ленина» установлены одинаковые, по состоянию на время установки самые высокие в мире эскалаторы (высота подъема 65,8 метров, длина наклонной части 131,6 метров, 755 ступеней, каждый поручень — петля длиной 290 метров) .
«Чернышевская» — пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈ 70 м). Первоначально планировался проект станции закрытого типа. Является одной из самых глубоких в Петербургском метрополитене и в мире.
Центральный зал станции расположен в северном конце платформ (ближе к станции «Площадь Ленина»).
Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса.
Станция строилась в период борьбы с архитектурными излишествами и поэтому является интересным памятником перехода от сталинского ампира к экономной и функциональной хрущёвской архитектуре.
На всей подземной станции использовано закарнизное освещение. Это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Путевые стены облицованы кафельной плиткой. Украшением станции можно посчитать лишь серебристые вентиляционные решётки на пилонах и серый мрамор. После замены пола в центральном зале уложены черные и белые плитки в шахматном порядке. На станционных платформах это выглядит как белая расчёска, повернутая зубчиками к стене.
На путевых стенах перронных залов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого, также использованы карнизы из серого мрамора. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки.
В 2003—2004 годах кафельная плитка на путевых стенах была полностью заменена, что придало станции более аккуратный вид.
Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта[3]:
Чернышевская (станция метро).