Чернышевская (станция метро)

59°56′40.4″ с. ш. 30°21′35.88″ в. д. / 59.944556° с. ш. 30.359967° в. д. (G) (O) (Я)

«Чернышевская»
Кировско-Выборгская линия
Петербургский метрополитен
Дата открытия:

1 сентября 1958 года

Проектное название:

«Кирочная»[1]

Район:

Центральный

Округ:

Смольнинское

Тип:

пилонная, с укороченным центральным залом

Глубина заложения, м.:

≈ 70

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

А. В. Жук,
С. Г. Майофис

Архитекторы вестибюлей:

А. С. Гецкин,
В. П. Шувалова

Выход к улицам:

проспект Чернышевского

Работающие операторы
сотовой связи:

«МегаФон», «МТС»,
«БиЛайн», «Tele2»

Код станции:

ЧН

«Чернышевская» на Викискладе
Павильон станции

«Черныше́вская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Площадь Восстания» и «Площадь Ленина».

Станция открыта 1 сентября 1958 года в составе второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина».

Название связано с близостью проспекта Чернышевского. В проекте станция носила название «Кирочная».

Темой конкурса проектов оформления станции стала деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года, что привело к разительному отличию между оформлением станций первой и второй очередей Ленинградского метрополитена.

Содержание

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой в виде высокого пятигранника с большим витражом на главном фасаде. Он расположен на проспекте Чернышевского между Фурштатской и Кирочной улицами.

На месте вестибюля находилась Николаевская гвардейская богадельня, построенная по проекту архитектора Н. А. Архангельского[2] и церковь Святых Космы и Дамиана лейб-гвардии Сапёрного батальона, снесённые в советское время.

Вестибюль украшен рельефом с портретом Н. Г. Чернышевского.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции. На «Чернышевской», как и на «Площади Ленина» установлены одинаковые, по состоянию на время установки самые высокие в мире эскалаторы (высота подъема 65,8 метров, длина наклонной части 131,6 метров, 755 ступеней, каждый поручень — петля длиной 290 метров)[источник не указан 578 дней].

Платформа станции
Кировско-Выборгская линия
ТЧ-4 «Северное»







Девяткино







Гражданский проспект







Академическая







Бугры






Проспект Культуры






Сосновка
Политехническая







Площадь Мужества
Участок «Размыва»







Лесная







Выборгская







Площадь Ленина







Чернышевская







ССВ к Маяковской







Площадь Восстания







Владимирская







Пушкинская







Технологический институт







Балтийская







Нарвская







Кировский завод







Автово
ТЧ-2 «Дачное»
ТЧ-1 «Автово»
Дачное
Ленинский проспект







Проспект Ветеранов







Ульянка







Пулково

Подземные сооружения

«Чернышевская» — пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈ 70 м). Первоначально планировался проект станции закрытого типа.[источник не указан 628 дней] Является одной из самых глубоких в Петербургском метрополитене и в мире.

Центральный зал станции расположен в северном конце платформ (ближе к станции «Площадь Ленина»).

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса.

Станция строилась в период борьбы с архитектурными излишествами и поэтому является интересным памятником перехода от сталинского ампира к экономной и функциональной хрущёвской архитектуре.

На всей подземной станции использовано закарнизное освещение. Это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Путевые стены облицованы кафельной плиткой. Украшением станции можно посчитать лишь серебристые вентиляционные решётки на пилонах и серый мрамор. После замены пола в центральном зале уложены черные и белые плитки в шахматном порядке. На станционных платформах это выглядит как белая расчёска, повернутая зубчиками к стене.

Перронные залы

На путевых стенах перронных залов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого, также использованы карнизы из серого мрамора. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки.

В 2003—2004 годах кафельная плитка на путевых стенах была полностью заменена, что придало станции более аккуратный вид.

Особенности проекта и станции

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта[3]:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 22, 46, 105.
  • Автобусные коммерческие маршруты: К-15, К-46, К-51, К-76, К-90, К-163, К-167, К-269, К-389/16
  • Троллейбусные маршруты: № 15.

Примечания

  1. Первая очередь метро, март 1941 года
  2. ↑ Петербургский метрополитен. Линия 1, Станции и тоннели на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета
  3. Общественный транспорт в Санкт-Петербурге. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.

Литература

  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.: ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
  • Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0

См. также

Ссылки

  • «Чернышевская» на metro.vpeterburge.ru
  • «Чернышевская» на ometro.net
  • «Чернышевская» на форуме metro.nwd.ru
  • Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. «Чернышевская»

Чернышевская (станция метро).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52