Пило́нная ста́нция — тип станции метрополитена глубокого заложения. Основная отличительная особенность пилонной станции — взаимная непересекаемость отделок центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. В России и странах СНГ все станции подобного типа были построены закрытым способом на глубине от 15 до 105,5 метров.
Пилонная станция представляет собой три независимых зала, отделённых друг от друга рядом пилонов с проходами между ними. Строительство станций подобного типа предпочтительно в сложных геологических условиях, так как такая станция наилучшим образом противостоит горному давлению (сопротивляемость опорных структур в среднем не выше 40% нагрузки, для примера в колонных станциях подобного заложения она достигает 65%, в колонно-стеновых — около 52-53%). Однако наличие ограниченного числа достаточно узких проходов негативно сказывается на пропускной способности.
Независимость залов позволяет дифференцировать архитектурное оформление среднего и боковых залов, что особенно характерно для станций 1960-х годов постройки, когда вследствие тотальной экономии боковые залы и путевые стены оформлялись значительно беднее центрального зала.
В Московском метрополитене типовыми пилонными станциями являются «Киевская», «Смоленская», «Октябрьская», «Таганская» и др.
В Петербургском — «Площадь Ленина», «Пушкинская», «Нарвская», «Горьковская», «Московские ворота», «Спасская» и др.
В Киевском — «Крещатик», «Университет», «Лыбедская», «Шулявская» и другие станции глубокого заложения.
Разновидностью полноразмерной пилонной станции является станция с укороченным центральным залом: переходный тип между обычной пилонной станцией и станциями лондонского типа (см. ниже). Чаще всего подобные станции строились в конце 1950-х — начале 1960-х годов в целях экономии. Центральный зал в таких станциях более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов. Типичными примерами являются станции «Владимирская», «Чернышевская», «Электросила», «Горьковская» Петербургского метрополитена, «Шулявская», «Университет», «Вокзальная» Киевского метрополитена.
Двухсводчатые станции глубокого заложения также относятся к пилонным станциям. В Лондонском метро этот тип станций распространён наиболее широко, поэтому конструкция получила название станция английского или лондонского типа. Отличительной особенностью является уменьшенный до размеров аванзала центральный зал, примыкающий к натяжной камере наклонного хода либо лифтовой шахте. В отдельных случаях роль аванзала выполняет и сама натяжная камера.
В настоящее время в странах бывшего СССР есть только один пример подобной станции — «Арсенальная» в Киеве. В Москве подобными станциями до проведения их реконструкции являлись: «Лубянка», «Чистые пруды» и «Павелецкая» (Замоскворецкой линии).
Это заготовка статьи о метро. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Типы станций метрополитена | |
---|---|
Глубокого заложения | |
Мелкого заложения | |
Наземные | |
Эстакадные |
Пилонная станция метро что это, пилонная станция, пилонная станция двусводчатая станция, пилонная станция метро схема.