Самарский метрополитен |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
26 декабря 1987 года |
Длина линий |
11,4 км |
Количество станций |
9 |
Количество линий |
1 |
Пассажиропоток за день |
~47,9 тыс. чел. (2010) |
Пассажиропоток за год | |
Самарский метрополитен на Викискладе |
Сама́рский метрополите́н (до 1992 — Ку́йбышевский метрополите́н) — пятый по вводу в эксплуатацию в России. Один из видов городского пассажирского транспорта Самары.
Насчитывает 9 станций, из них 8 подземных и одна наземная. На текущий момент метрополитен состоит из одной линии, эксплуатационная длина которой составляет 11,4 км[2].
Содержание |
См также Список пусковых участков и новых станций Самарского метрополитена Совет Министров СССР разрешил разработку технического проекта метро в городе Куйбышев в ноябре 1977 года. Проект был поручен институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации — его филиалу «Горьковметропроект» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
В сентябре 1980 года началось строительство перегона между станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская» возле Дома Культуры 4-го ГПЗ) и «Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») — практически в центре города. Однако после постройки тоннель этого перегона был законсервирован — решено было вести строительство метро с Юнгородка, где находятся наиболее крупные промышленные предприятия города.
В конце 1980 началось строительство первой станции «Кировская» в Юнгородке. В сентябре 1981 был смонтирован первый проходческий щит и началась щитовая проходка тоннеля между станциями «Кировская» и «Безымянка».
Открыть первую линию куйбышевского метрополитена планировали в 1987, к 70-летию октябрьской революции. 6 ноября был проведен первый пробный рейс, а 25 декабря был подписан акт о приемке первой ветви (4 станции). Регулярное пассажирское движение на первой ветке было открыто 26 декабря 1987. Куйбышевское метро стало 5-м в России и 12-м в СССР (на тот момент функционировали метрополитены в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, Горьком, Новосибирске).
С 11.08.2010 на территории метрополитена в соответствии с постановлением главы г.о. Самара № 979 от 06.08.2010 были сняты ограничения на фото- и видеосъемку[3].
Участок | Дата ввода | Длина, км |
---|---|---|
«Юнгородок» — «Победа» | 1987, 26 декабря | 4,5 |
«Победа» — «Советская» | 1992, 31 декабря | 1,6 |
«Советская» — «Спортивная» | 1993, 25 марта | 1,4 |
«Спортивная» — «Гагаринская» | 1993, 30 декабря | 1,5 |
«Гагаринская» — «Московская» | 2002, 27 декабря | 1,3 |
«Московская» — «Российская» | 2007, 26 декабря | 1,1 |
Итого: 9 станций | 11,4 |
№ | Наименование линии | Год ввода | Год открытия последней станции | Длина, км | Количество станций | Время проезда по линии, мин. |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Первая Линия | 1987 | 2007 | 11,4 | 9 | 20 |
В городе будет построено 3 линии метрополитена из 33 станций общей протяженностью 41,3 км[4][неавторитетный источник? 34 дня]:
№ | Наименование линии | Год ввода | Длина, км | Количество станций | Районы размещения |
---|---|---|---|---|---|
1 | Первая Линия | 1987 | 14,3 | 12 | Кировский, Промышленный, Советский, Октябрьский, Ленинский |
2 | Вторая Линия | 2018 | 14,2 | 12 | Железнодорожный, Ленинский, Октябрьский, Промышленный, Кировский |
3 | Третья Линия | н/д | 12,8 | 9 | Куйбышевский, Железнодорожный, Октябрьский, Советский, Промышленный |
|
|
|
В настоящее время на этой линии ведётся сооружение станции «Алабинская», открытие которой планируется в 2015 году, и проходка тоннеля до станции «Самарская».[5][6]
Предполагается, что после достройки первой линии пассажироперевозки в метрополитене достигнут 10 % от общегородских.[7]
Вторая линия самарского метрополитена — перспективная линия. Её первый пусковой участок, протяжённость которого составит 2,7 км, будет включать в свой состав 3 станции:
Предполагается, что с вводом второй линии в эксплуатацию пассажироперевозки в метрополитене достигнут 20 % от общегородских.[7]
Идея строительства третьей линии снова начала рассматриваться под воздействием Национального проекта «Доступное жилье», восстановивший планы освоения Самарского Заречья. Кроме того, через реку Самару по новому генеральному плану города, будет построена автодорога. Эта автодорога перешагнет реку Самара мостовым переходом и выйдет в Самарское Заречье[8]. По аналогии с рядом известных проектов строительства метрополитеновских мостов (в Нижнем Новгороде, Омске, Москве), было предложено сделать мост двухэтажным — пустив по верхнему ярусу автотрассу, а по нижнему ярусу — метрополитен. Такой подход позволит сэкономить средства и время на строительстве третьей линии метрополитена, место для депо которой уже внесено в новый генеральный план Самары[9][неавторитетный источник? 34 дня].
Метрополитен обслуживается составами из четырех вагонов 81-717/714. Электродепо «Кировское» расположено у станции «Юнгородок». Интервал между поездами составляет 7—9 минут[10].
С 1 июля 2012 года стоимость проезда составляет 18 рублей за одну поездку или за место багажа. Оплата осуществляется с помощью пластикового жетона, приобретаемого в кассе.
С июня 2008 года также используется система «Электронный проездной»: «Транспортная карта», поддерживаемая компанией Золотая Корона. Существует 3 вида карт, для граждан (представлена на фото ниже), для студентов и для школьников. Стоимость проезда по карте для граждан составляет 15 рублей, для школьников и студентов 8 рублей. На октябрь 2008 года в городе насчитывалось более 8000 владельцев транспортных карт.[11]
Единая Транспортная Карта Самары. Лицевая сторона
Единая Транспортная Карта Самары. Оборотная сторона
Жетон на метро
Год | Перевезено пассажиров за год (всего), тыс. чел |
Перевезено пассажиров за год (с оплатой проезда), тыс. чел. |
Дата изменения тарифа |
Стоимость проезда, руб. |
---|---|---|---|---|
1987 | 416,1 | 320 | 25 декабря 1987 года | 0,05 |
1988 | 16695,9 | 12843 | ||
1989 | 17217,2 | 13243,9 | ||
1990 | 18182,1 | 13986,2 | ||
1991 | 12390,8 | 9531,3 | ||
1992 | 10905,2 | 8388,6 | ||
1993 | 21279,6 | 10764,7 | 15 ноября 1993 года | 20 |
1994 | 38766,5 | 16826,7 | 1 января 1994 года | 200 |
1995 | 33354,2 | 13996,3 | 15 февраля 1995 года | 300 |
16 сентября 1995 года | 500 | |||
1996 | 29785,8 | 11483 | 1 января 1996 года | 600 |
15 марта 1996 года | 700 | |||
16 декабря 1996 года | 1000 | |||
1997 | 29349,4 | 10671,3 | ||
1998 | 28570,1 | 10187,9 | 1 января 1998 года | 1(1) |
1999 | 24895,1 | 7775 | 1 февраля 1999 года | 2 |
2000 | 27330,0 | 8948,9 | 1 августа 2000 года | 3 |
2001 | 25991,8 | 8424,6 | ||
2002 | 23636,7 | 7569,4 | 1 февраля 2002 года | 4 |
2003 | 25054,8 | 8380,4 | 1 января 2003 года | 5 |
2004 | 20804,1 | 7304,1 | 15 января 2004 года | 6 |
2005 | 10800 | н/д | 1 января 2005 года | 7 |
10 ноября 2005 года | 9 | |||
2008 | 18871 | н/д | 1 января 2008 года | 10 |
2009 | 16658 | н/д | 1 января 2009 года | 12 |
2010 | 17500 | н/д | 1 января 2010 года | 15(2) |
2012 | н/д | н/д | 1 июля 2012 года | 18(3) |
Примечания к таблице:
1. Деноминация.
2. По транспортной карте 12 руб., для студентов и школьников 7 руб.
3. По транспортной карте 15 руб., для студентов и школьников 8 руб.
Все станции покрыты сотовыми операторами «БиЛайн» и «МегаФон». Сигнал сотового оператора «СМАРТС» принимается на всех станциях кроме ст. «Российская». Наземная станция «Юнгородок» покрывается всеми сотовыми операторами. С октября 2011 года «БиЛайн» сделал доступным в подземке высокоскоростной интернет по технологии 3,5G.
Портал «Метро» |
Метрополитены России | ||
---|---|---|
Действующие | Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Новосибирск • Самара • Екатеринбург • Казань | |
Строящиеся | Омск • Челябинск • Красноярск | |
Проектируемые и планируемые |
Ростов-на-Дону • Воронеж • Саратов | |
Отложенные и отменённые |
Уфа | |
Список станций |
Самарский метрополитен | ||
---|---|---|
Первая линия |
|
|
Вторая линия (проект) |
|
|
Третья линия (проект) |
|
|
Депо |
|
|
Прочие сооружения |
|
Куйбышевский метрополитен.