Эрзя

Эрзяне

Эрзянки Пензенской области на празднике «Раськень Озкс»
Самоназвание

эрзя

Современный ареал расселения и численность

Всего: 517 575 (в России 440 000)[1]
Россия:

Язык

эрзянский, русский

Религия

православие, язычество, лютеранство

Входит в

мордва

Родственные народы

мокшане, марийцы, мещёра, меря, мурома, удмурты, карелы, коми, зыряне, ханты, финны, эстонцы

Э́рзя (эрзя́не, эрз. Эрзят) — этническая группа мордвы[2][3], составляющая большую часть этого народа, или отдельный мордовский народ наряду с мокшанами[4][5]. Язык — эрзя́нский финно-волжской подгруппы уральской семьи. Эрзяне проживают в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой.

Содержание

Этимология и история

Ещё задолго до появления славян на этих землях эрзяне проживали к северо-западу от мокшан, на территории современной Рязанской и Нижегородской областей. В 961 году некая (арта, ариса) упоминается хазарским каганом Иосифом в качестве народа, платившего ему дань. Современные энтузиасты связывают это упоминание с эрзянами.

О народе Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X век)[источник не указан 469 дней]. Однако этот народ рассматривается как группа русов, а не финно-угров.

Первоначально экзоэтноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 даёт следующее описание:

К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины. [6].

Об эрзянах (арджаны), как и о мокше сообщал иранский ученый Рашид-ад-дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.

В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.

В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступают на север в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзя попала под власть суздальского княжества и некоторая часть её приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзян на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда русского населения[7].

Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:

Мордвины в Шадине, и во многих к реке Мокше, также в верхних местах Суры, а особливо на лесистой стороне находящихся деревнях, суть иного поколения, нежели живущие при реке Пьяной и в Нижегородской губернии. Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют…[8].

Декларация об официальном названии эрзянского народа

Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ),

  • основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий,
  • чтя память и следуя традициям предков,
  • ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство,
  • с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания,
  • осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений,
  • исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов,
  • выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов,
  • желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем,
  • стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом,
  • надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти,
  • выражая чаяния всего народа,

заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права.

С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа[9],[10].

Эрзянский флаг

Флаг эрзян[11]

Флаг эрзянского народа (эрз. «эрзянь раськенькоцт») обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется, к этно-культуре собственно всего народа, а также означает их важность для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Флаг имеет три основных цвета. Сверху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), чёрный (земля). Смысловой ряд следующий: «Свобода-Жизнь-Земля». Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Черный цвет — это не только цвет земли, но и цвет пулая — набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков эрзян черный цвет — это не цвет траура, к которому мы привыкли, а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это — Паксява, а в более широком значении — Масторава-Родина. Красный цвет — кровь, символом народа эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага, — символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз — Эрзя — Масторава».

Территория проживания эрзян

Значительная часть эрзянского населения проживает на древней этнической территории:

Группа эрзян, иногда называемая шокша, проживает на западе Мордовии в Теньгушевском (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и Торбеевском районах (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште). Оторвавшись от общей массы эрзян в XVI—XVII вв., эта группа оказалась среди мокши и испытала определенное влияние с её стороны[13].

Два крупных ареала вне пределов современной Мордовии включают довольное большое количество эрзян и мокшан, в прошлом переселенцев из разных районов коренной территории: Пензенско-Саратовский регион и Заволжье. Так в Самарской области наибольший процент эрзянского населения наблюдается в Исаклинском (23,9 %), Шенталинском (20,9 %), Похвистневском (19,8 %) и Клявлинском (19,1 %) районах. В Кошкинском(6 %), где компактно проживают в 4 селениях — Новая Кармала, Степная Шентала, дер. Городок. В Оренбуржье много эрзян проживает в Бугурусланском (16,1 %), Северном (12,7 %) и Абдулинском (7,6 %) районах[14].

Одежда

Из истории развития эрзянского народного костюма

Говоря о народном костюме, этнографы обращаются к костюму крестьянской среды. Он сложился в древности, тогда же был наделён знаковыми чертами. Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки от момента рождения и смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль.

Особенно она была велика в праздничных обрядах. Национальный костюм эрзян формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.

Сравнивая одежду эрзян и мокшан с русской, татарской, чувашской, марийской и других, живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов. Так, наличие общих истоков одежды финно-угорских народов, на близость их культур указывает ряд деталей национального костюма, приёмы его оформления. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Рассматривая рубахи, элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении вышивки всех мордовских рубашек, как эрзянских, так и мокшанских».[15]

Головные уборы

Вместе с одеждой эрзянские женщины носили головные уборы — прявельтявкс (дословно «то что покрывает голову»), которые они меняли при замужестве. По головному убору было видно, какой у женщины достаток (богатство). У женщин и волосы были собраны под головной убор. Девушки оставляли одну косу, которую опускали по спине. Волосы замужних женщин были сплетены в две косы, волосы были спрятаны под головной убор. Как пишут более ранние авторы, эрзянские женщины, в первую очередь девушки, делали на голове несколько косичек. У невест, как пишет Майнов, было двадцать пять косичек, на концы которых привязывались шерстяные нитки со всевозможными украшениями.

Панго

Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго (Клебанд 1986:45). Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро. Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блесками. (Клебанд 1986:45).

Сорока

Также у эрзянок были и другие головные уборы — сорока, — сплюснутый убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному — некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. (Маннинен 1929:134). Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.

Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. (Клебанд 1986: 46).

Другие головные уборы

Кроме этого, эрзянские женщины носили выкроенный из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор наподобие чехлика — олосник — женщине надевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго, девушки и невесты надевали на голову златной головной убор, похожий на сороку (Белицер 1973: 162).

У эрзянских женщин были разнообразыне платки: суконные, шерстяные, губовые, а также шали. Молодые девушки носили прясуре (дословно — «головная нитка»).

Особыми чертами отличается одежда каратаев Камско-Устьинского района Татарии.

Печатные издания на эрзянском языке

На территории Республики Мордовия выходят несколько изданий под патронатом правительства республики Мордовия — республиканская газета «Эрзянь правда» («Эрзянская правда»), выходит с 1921 года (первоначальное название «Якстере теште» («Красная звезда»)); литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сятко» («Искра», с 1928 года) и ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема» («Восход», издаётся с 1931 года). Кроме того, с 1994 года дважды в месяц выходит независимая эрзянская газета «Эрзянь Мастор» («Страна эрзян»).

Фолк-арт группа «Морденс». На переднем плане солистка Елена Алышева

В Ульяновской области выпускают ежемесячную газету «Ялгат» («Друзья»).

Музыка и музыкальное творчество на эрзянском языке

Наиболее известной группой в финно-угорском мире, исполняющей песни на эрзянском языке, является фолк-группа Торама.

Фольклорная группа «Торама» в Этнографическом Музее в 2009 году (Санкт-Петербург)

В последнее время популярной в молодежной среде стала арт-фолк группа Морденс (Mordens). Арт-фолк группа «Морденс» исполняет древние мордовские песни, возраст которых, порой, насчитывает до 1500 лет. Сохраняя древнюю исполнительскую традицию, группа использует современные музыкальные ритмы и делает народную мордовскую музыку доступной молодым людям, близкой и понятной нашему современнику. Арт-фолк группа «Морденс» образована в 2005 году. Группа завоевала пять гран-при на конкурсах в России и за рубежом, а также принимала участие в многочисленных фестивалях (в России, Швеции, Финляндии, Эстонии, Германии). Название группы «Mordens» — это первое упоминание о мордовских народах, которое было найдено в VI веке в записках готского историка Иордана.

Современные песни на эрзянском языке исполняют Бакич Видяй, Анжела Спиркина (Анж Ёлганя), Анна Панишева и др.

Известные эрзяне

Примечания

  1. Ethnologue and bibliography information on Erzya
  2. Эрзя // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
  3. Эрзя // Энциклопедический словарь. 2009.
  4. POPULATION GENETICS OF FINNO-UGRIC-SPEAKING HUMANS IN NORTH EURASIA by Department of Forensic Medicine University of Helsinki
  5. ЭрзяЭтимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.
  6. Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны// «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука», Государственное издательство географической литературы, М. 1957, с.110
  7. Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963; Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977
  8. П. С. Паллас. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч. 1. Вторым тиснением. Спб., 1809, стр. 107—108
  9. Конгресс Эрзянского Народа (Эрзянь Раськень Инекужо), Саранск, 23 марта 1995 г
  10. Volga-antologia, Toimitus ja esupihe Ville Ropponen. Savukeidas kustanunus, Turku-2010, p.199. ISBN 978-952-5500-75-2
  11. torama.ru / Erziana / Фотоархив / Флаг Эрзя народа
  12. Мордовский народный костюм: Альбом / Сост. и авт. текста: Т. П. Прокина, М. И. Сурина: Сост. каталога: Л. Т. Артамошкина, Л. Л. Добрачёва, Т. П. Прокина, М. И. Сурина: Худож. А. Г. Свердлов; Цвет. съемка Н. Е. Ревизова; Карты и рис.: Т. П. Прокиной, М. И. Суриной; Редкол.: Н. Ф. Мокшин (председатель), В. А. Балашов, Н. Ф. Беляева.—Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.— 384 с. ISBN 5-7595-0288-3 стр.36
  13. Историко-этнографический сайт «Зубова Поляна»
  14. Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.— М., 1990.
  15. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу).— Чебоксары, 1960. —С. 8.
  16. История Мордовии в лицах. Биографический сборник. Составитель В. С. Лунин — Саранск, 1994. — 242 с. — стр. 5-6. ISBN 5-7595-1026-6
  17. Лучшим спортсменом года назван Валерий Борчин
  18. Российские надежды в Лондоне-2012: Валерий Борчин
  19. Мастера сцены Мордовии, или Штрихи к портретам, субъективные заметки заинтересованного зрителя на поля официальных биографий народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных артистов, заслуженных работников культуры Мордовии / Н. М. Мирская; под ред, А. И. Марычева.— Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 176с. : ил — стр. 41. ISBN 5-7103-1297-5
  20. Наталья Водянова — мордовка. You Tube
  21. Федерация. Экономическое приложение к программе «Вести в субботу». Канал Вести-24. 29 января 2011
  22. Эрзянка Каниськина вошла в список лучших ходоков всех времен
  23. История Мордовии в лицах. Биографический сборник. Составитель В. С. Лунин — Саранск, 1994. — 242 с. — стр. 171. ISBN 5-7595-1026-6
  24. История Мордовии в лицах. Биографический сборник. Составитель В. С. Лунин — Саранск, 1994. — 242 с. — стр. 172-173. ISBN 5-7595-1026-6
  25. http://www.izvmor.ru/article_3338.html}
  26. История Мордовии в лицах. Биографический сборник. Составитель В. С. Лунин — Саранск, 1994. — 242 с. — стр. 86-87. ISBN 5-7595-1026-6
  27. История Мордовии в лицах. Биографический сборник. Составитель В. С. Лунин — Саранск, 1994. — 242 с. — стр. 228-230. ISBN 5-7595-1026-6
  28. Мастера сцены Мордовии, или Штрихи к портретам, субъективные заметки заинтересованного зрителя на поля официальных биографий народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных артистов, заслуженных работников культуры Мордовии / Н. М. Мирская; под ред, А. И. Марычева.— Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 176с. : ил — стр. 167. ISBN 5-7103-1297-5

«» содержит раздел
на эрзянском языке
«Прякслопа»


Ссылки

  • Сайт газеты «Эрзянь Мастор»
  • Сайт газеты «Эрзянь правда»
  • Культурно-образовательный портал «Эрзянь Ки»
  • Региональная общественная организация «Эрзянь вайгель»

Эрзя.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52