Станция Новгород-на-Волхове
Новгородское направление
|
|
Октябрьская железная дорога | |
Отделение ж. д.: | |
---|---|
Дата открытия: | |
Тип: |
пассажирская |
Количество платформ: |
4 |
Количество путей: |
6 |
Тип платформ: |
2 боковые низкие, 2 островные высокие |
Форма платформ: |
прямая |
Электрифицирована: | |
Ток: |
постоянный, =3кВ[1] |
Архитекторы: | |
Выход к: |
Вокзальная площадь, Воскресенский бульвар, Октябрьская улица |
Расположение: | |
Пересадка на станции: |
нет |
Пересадка на: | |
Расстояние до Санкт-Петербурга-Главный: |
192 км |
Расстояние до Москвы: |
606 км |
Расстояние до Санкт-Петербурга-Витебский: |
171 км |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код в АСУЖТ: |
040101[2] |
Код в «Экспресс-3»: |
2004400[3] |
Но́вгород-на-Во́лхове — железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в городе Великий Новгород. Главная железнодорожная станция города.
Конечная станция на линиях Санкт-Петербург — Новолисино — Новгород, Луга — Новгород, Чудово — Новгород. Для всех поездов, кроме Минск — Мурманск, является конечной.
На станции 6 путей и 4 платформы: две островные высокие и две боковые низкие. Имеется вокзал с залом ожидания и билетными кассами. Под станционными путями проложен подземный пешеходный переход.
Содержание |
Новгородская железная дорога (узкоколейка) сооружалась на основании концессии от 24 апреля 1870 года. Она была проложена от ст. Чудово Николаевской железной дороги до города Новгорода на средства частного капитала акционерного общества «Новгородская железная дорога» и открыта 18 мая 1871 г. Протяжённость дороги составляла 69 вёрст (73 км).
Вокзал на станции Новгород был построен на средства петербургского купца А. И. Варгунина и располагался совсем не там где находится существующий вокзал, а недалеко от церкви Фёдора Стратилата на Щиркове, за земляным валом. Сейчас это район улицы Германа, бывшей Гужевой, около ликёро-водочного завода (ныне АО «Алкон»). Прежнее название улицы происходило от гужевого транспорта, который был главной приметой улицы, где размещались железнодорожные, винно-водочные и сенные склады.
12 июня 1878 г. было пущено движение по продолжению этой ветки от Новгорода до Старой Руссы.
В 1916 году введена в эксплуатацию широкая колея и уложена линия Луга — Новгород. В 1926 году принята в эксплуатацию линия Павловск — Новгород.
В годы Второй мировой войны Новгород был почти полностью разрушен, сгорело и одноэтажное деревянное здание железнодорожного вокзала.
Судьба железнодорожной линии Новгород — Старая Русса также оказалась печальна. В годы Великой Отечественной войны железная дорога интенсивно разрушалась партизанами, затем — отступавшими немецкими войсками. В марте 1944 года подразделения 30-й отдельной железнодорожной бригады восстановили участки Старая Русса — Анишино (около 5 км) и Новгород — Панковка (около 6 км), затем работы по восстановлению железной дороги прекратились и уже никогда не возобновлялись. Восстановленный участок Старая Русса — Анишино позднее был разобран.
1 сентября 1944 г. было принято постановление правительства «О мероприятиях по восстановлению города Новгорода». По результатам проведённого в 1945 году конкурса был принят проект железнодорожного вокзала, представленный крупным теоретиком и практиком железнодорожного строительства, автором первой в России монографии о железнодорожных вокзалах доктором архитектуры, профессором И. Г. Явейном.
21 января 1953 года построен и открыт новый новгородский железнодорожный вокзал, который стал одним из первых крупных общественных зданий, возникших после войны. При этом он был задуман как «ворота города», как собирательный образ древнего Новгорода — образ, соединяющий в себе архитектуру новгородских звонниц, белых Врат, монастырских стен с рельефами ладьи и Александра Невского — воителя.
До 1990 гг. вокзал эксплуатировался практически без ремонта. В 1992 году в здании возник пожар, в результате которого наиболее сильно пострадала левая (южная) часть строения. Сильно обгорели и были частично уничтожены конструкции перекрытия, конструкции и отделка зала ожидания, ресторана, комнат отдыха.
В 1993—1994 гг. группа известных архитекторов, действительных членов Российской и Международной академии архитектуры, направили письмо в Министерство путей сообщения, Министерство культуры и Академию архитектуры, в котором просили «принять участие в судьбе памятника русской архитектуры — железнодорожного вокзала в г. Новгороде». «Уникальность архитектуры вокзала, — отмечалось в письме, — заключается в мастерском сочетании традиций архитектуры Новгородской республики с новаторскими идеями начала ХХ века».
В 1995 г. начались работы по восстановлению и реконструкции здания. В 1999 г. строительство прекратилось за отсутствием финансирования.
В 1999 году здание железнодорожного вокзала со всем комплексом служебных построек и оградой поставлено на учёт органами охраны памятников и включено в списки «вновь выявленных объектов, представляющую архитектурную, историческую или иную художественную ценность».
В 2001 году выделены средства на реставрацию интерьеров, сгоревших помещений. Было составлено новое задание на реставрацию интерьеров, отражающее отношение к вокзалу как к памятнику архитектуры. Проект реставрации был выполнен творческим коллективом петербургской архитектурной мастерской «Студия 44», в который входили сыновья Игоря Явейна — профессор Московского архитектурного института О. И. Явейн, член корреспондент Академии архитектуры России, заслуженный архитектор России, лауреат Государственной премии России Н. И. Явейн, и архитектор-реставратор Н. Г. Разина.
В 2002 году вокзал был отреставрирован и отремонтированы вокзальные часы.
|
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: — |
Новгородское направление ОЖД |
Следующая станция: Менделеевская |
Новгород-на-волхове фото, новгород-на-волхове достопримечательности, новгород-на-волхове станция, новгород-на-волхове москва.