«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» | ||
---|---|---|
|
||
ТАКР «Адмирал Кузнецов» во время перехода к месту постоянного базирования — на Северный флот, декабрь 1991 года | ||
Основная информация | ||
Тип | Тяжёлый авианесущий крейсер | |
Государство флага | Россия | |
Порт приписки | Мурманск-35 | |
Принадлежность | Северный флот ВМФ России | |
Верфь | Черноморский судостроительный завод | |
Заказан к постройке | 3 марта 1981 года[1] | |
Строительство начато | 1 сентября 1982 года[1] | |
Спущен на воду | 4 декабря 1985 года[1] | |
Введён в эксплуатацию | 20 января 1991 года[1] | |
Современный статус | В составе флота | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 61 390 т наибольшее[1] 59 100 т полное[1] 53 050 т нормальное[1] 46 540 т стандартное[1] |
|
Длина | 270 м по ватерлинии[1] 306,45 м наибольшая[1] |
|
Ширина | 33,41 м по ватерлинии[1] 71,96 м наибольшая[1] |
|
Высота | 64,49 м габаритная[1] Высота борта (от КВЛ):[1] 31,42 м в носу 25,7 м на миделе 25,7 м в корме |
|
Осадка | Средняя (от ОП):[1] при стандартном водоизмещении 8,05 м при нормальном водоизмещении 8,97 м при полном водоизмещении 9,76 м Наибольшая: 10,4 м[1] |
|
Бронирование | Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками» | |
Технические данные | ||
Силовая установка | Котлотурбинная, четырёхвальная[1] 4 ГТЗА ТВ-12-4 8 котлов КВГ-4 |
|
Мощность | Паротурбины: 4 × 50 000 л.с. Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт |
|
Винты | 4, пятилопастные[1] | |
Скорость | 29 узлов наибольшая[1] 18 узлов боевого экономического хода[1] 14 узлов экономического хода[1] |
|
Дальность плавания | При скорости:[1] 29 узлов — 3850 миль 18 узлов — 7680 миль 14 узлов — 8417 миль |
|
Автономность корабля | 45 суток[1] | |
Экипаж | 1980 человек, в том числе:[1] 520 офицеров 322 мичмана 1138 матросов |
|
Вооружение | ||
Навигационное вооружение | Комплекс «Бейсур» | |
Радиолокационное вооружение | РЛС общего обнаружения: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат» 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА» 2 × РЛС МР-360 «Подкат» 3 × РЛС «Вайгач» СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42» 1 × «Газон» |
|
Радиоэлектронное вооружение | БИУС «Лесоруб» Комплекс связи «Буран-2» ГАК «Полином-Т» ГАС «Звезда-М1» Комплекс РЭБ «Созвездие-БР» |
|
Зенитная артиллерия | 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов) | |
Противокорабельное вооружение | 12 × ПУ ПКРК «Гранит» | |
Противолодочное вооружение | 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб) | |
Зенитное ракетное вооружение | 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов) 4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты) |
|
Авиационная группа | 50 самолётов и вертолётов По проекту:[1] 26 × МиГ-29К или Су-27К 4 × Ка-27РЛД 18 × Ка-27 или Ка-29 2 × Ка-27ПС Фактически:[2] 10 × Су-33 2 × Су-25УТГ |
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2012 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника. Относится к 1-му рангу кораблей ВМФ. Как правило, требует командира в звании капитан 1-го ранга.
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.
Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).
Содержание |
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига»[3] был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.[4] От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.[5]
11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз (5-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.
25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. Во время распада СССР, в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года (за неделю до подписания Беловежского соглашения) был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск. В 1992—1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33[6]. Зимой 1994—1995 произведён ремонт главных котлов.
В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.
С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погибла подводная лодка К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 года в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.
5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане[7][8].
8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера[9].
6 декабря 2011 года, авианосец отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море, к берегам Сирии.[10].
По заявлению представителей минобороны, авианосец требует капитального ремонта и возможно пройдёт его с 2012 по 2017 год на судостроительном предприятии «Севмаш»[11][12].
В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. Тем не менее, планируется постройка атомных авианосцев, по планам, строительство должно начаться в период с 2015 по 2020 год. По неподтвержденным данным эскизные наработки и планирования компоновки будущего корабля уже начаты. По планам модернизации флота, должно находиться по одной единице на каждом из флотов, и один в запасе, на случай ремонта другого авианосца. Действующая государственная программа развития вооружений ГПВ-2020 не планирует строительство авианосных кораблей до 2020 года .
На данный момент корабль практически полностью находится в боевой готовности. Головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 60 %. Укомплектованность авиацией составляет 80 % от плановой, что позволяет в полной мере заниматься боевой подготовкой.
22 апреля 2011 издание «НВО» сообщило[13], что на корабле решено в 2012 году начать полномасштабную модернизацию. Осуществляться она будет на верфи судостроительного предприятия «Севмаш». Намечено заменить на крейсере морально устаревшее радиоэлектронное оборудование, системы оружия, и видимо, силовую установку, вызывающую массу нареканий у военных моряков. Проектные работы по модернизации корабля были закончены в 2011 году, а в конце 2012 года планируют приступить к техническим работам на крейсере. По предварительным данным, полностью завершится переоборудование к 2017 году[14].
Подписан контракт на закупку МиГ-29К для ВМФ России. Согласно контракту, определено в период с 2013 по 2015 годы построить и поставить Военно-Морскому Флоту России 20 самолетов МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ взамен Су-33 и Су-25УТГ.[15]
Использующиеся Су-33 находятся в хорошем состоянии и предположительно будут законсервированы.
Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть способным принимать самолёты горизонтального взлёта и посадки с высокими боевыми качествами), ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАКР класса «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлётно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта) и невозможности оперировать тяжелыми самолётами, подобным самолётам ДРЛО. В результате, возможности ТАКР по загоризонтному обнаружению ограничивались вертолётами ДРЛО, имевшими малый радиус действия.[16]
На 2010 год в составе авиакрыла находятся[19]:
Также авианосец вооружен[19]:
За время службы кораблём командовали:
На бочке в Североморске
Истребитель Су-33, на палубе авианосца
В порту Мурманска
«Кузнецов» с кормы
«Адмирал Кузнецов» принимает на палубу американский вертолёт SH-60, январь 1996
«Адмирал Кузнецов» и американский ракетный эсминец «Deyo», 1991
На почтовом блоке «300 лет Российскому флоту»
Символика
Монета ЦБ РФ
Авианесущие корабли России и СССР (список) | ||
---|---|---|
Гидроавианосцы | ||
Эрзац-авианосцы | ||
Проект 1123 «Кондор» | ||
Проект 1143.1-4 «Кречет» |
Киев • Минск • Новороссийск • Адмирал Горшков |
|
Проект 1143.5-6 «Кречет» |
Адмирал флота Советского Союза Кузнецов • Варяг |
|
Проект 1143.7 «Кречет» | ||
Нереализованные атомные проекты | ||
Нереализованные проекты |
Проект 71 • Проект 72 • Проект 69А • Проект 85 • ПБИА • Проект 11780 • Проект 10200 |
|
Примечания: 1 — не закладывался, 2 — не был достроен. |
Адмирал флота советского союза кузнецов книга, адмирал флота советского союза кузнецов вконтакте, адмирал флота советского союза кузнецов н.г.