Всеросси́йская олимпиа́да шко́льников — система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы[1].
Содержание |
Хотя собственно о Всероссийской олимпиаде школьников можно говорить в связи со становлением России как независимого государства, ещё в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодёжи» проводило Астрономическое общество Российской империи; заочные конкурсы по решению математических задач проводились с 1886 года, а во времена СССР городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии проводились с 1930-х гг.[2]
Впоследствии проводились всесоюзные и всероссийские олимпиады:
В 1964 году Министр просвещения РСФСР, член-корреспондент Академии наук СССР М. А. Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.
Многие всероссийские олимпиады сформировались в последние десятилетия[2]:
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников[1], выделяются следующие этапы олимпиады:
Этап | Описание |
---|---|
Школьный | Организуется образовательными учреждениями; проводится в октябре — ноябре; участие могут принимать желающие учащиеся 5—11 классов образовательных учреждений; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады |
Муниципальный | Организуется органами местного самоуправления в сфере образования; проводится в ноябре — декабре; участие могут принимать учащиеся 7—11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа, а также победители и призёры муниципального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады |
Региональный | Организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе — феврале; участие в нём могут принимать учащиеся 9—11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа, победители школьного этапа Олимпиады текущего учебного года из числа обучающихся образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо на территории военных городков и гарнизонов, расположенных в труднодоступных местностях, а также победители и призёры регионального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях; проводится по олимпиадным заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией Олимпиады |
Заключительный | Организуется Федеральным агентством по образованию; проводится в марте — апреле; участвуют победители и призёры заключительного этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях, а также победители и призёры регионального этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе Олимпиады количество баллов, определяемое Рособразованием |
Для школьного и муниципального этапов действует пункт Положения, согласно которому участники, набравшие максимальное количество баллов, могут быть признаны победителями только при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Поэтому возможна ситуация, при которой победители тура не будут определены вовсе (что не относится к призёрам). Количество призёров школьного этапа определяется квотой, установленной организатором регионального этапа, а число призёров муниципального этапа — квотой регионального.
Победителями регионального и заключительного этапов олимпиады признаются участники, набравшие наибольшее число баллов. Число призёров регионального этапа не может составлять более 25 %, призёров заключительного этапа — более 45 %, победителей заключительного этапа — более 8 % от числа участников этапа.
Победители и призёры заключительного этапа олимпиады принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные средние профессиональные и высшие учебные заведения в соответствии с профилем олимпиады.
Ранее действовавшее положение о Всероссийской олимпиаде школьников предусматривало также возможность проведения федерального окружного этапа, становящегося в случае проведения четвёртым[11].
Победители и призёры заключительного этапа олимпиады без вступительных испытаний принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с профилем олимпиады[1] (при этом, согласно принятой последовательности зачисления, победители имеют преимущество перед призёрами, состоящее в том, что их имена вносятся в перечень имеющих право на поступление без вступительных испытаний лиц раньше[12]).
Система олимпиад служит популяризации наук и выявлению талантливых школьников. Многие участники и победители олимпиад в дальнейшем стали признанными учёными в своих областях (например, Г. Я. Перельман).
Участие и победа школьников в международных олимпиадах повышает престиж страны и доказывает превосходство системы образования и подготовки.
Победителям и призёрам всероссийских олимпиад школьников присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»[13].
Для того, чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься (изучать теорию и тренироваться в решении задач), это подстёгивает интерес к математике у участников[14]. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, к тому, что для хорошей производительности требуется практика[14].
Успешные участники могут привыкнуть к тому, что научные задачи должны быстро решаться и что нет математики, отличной от олимпиадных задач.[14] С другой стороны, проигрыш на любом из этапов может оттолкнуть некоторых школьников сложностью[14] предлагаемых задач и потерей уверенности в своих силах. Всё это может привести к утрате интереса к решению сложных задач и потере наукой ценного кадра.
При этом победители олимпиад высокого уровня (всероссийские и международные) могут также заняться впоследствии другим делом именно из-за «усталости»[14], внесённой интенсивным тренингом (например, в Китае подготовка к международным олимпиадам проводится в течение 3 месяцев непрерывно).
На школьном и муниципальным этапах олимпиады результаты могут быть фиктивны, места известны заранее либо же может присутствовать явный коррупционный элемент .
Под лозунгом защиты персональных данных могут не публиковаться протоколы олимпиад, что не дает возможности участникам сравнить свои результаты.
Церемония открытия Всероссийской олимпиады школьников по МХК
Всероссийская олимпиада школьников.