Город
|
Курск — город в России, административный центр Курской области. Расположен в 500 км к югу от Москвы. В средние века — столица Курского княжества. Курск входил в состав Великого княжества Литовского (с 1360 года). Губернский город (с 1797 года). Курск — место кровопролитных боёв Великой Отечественной Войны, «Город воинской славы» (с 27 апреля 2007 года), награждён орденом Отечественной войны I степени «за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, а также успехи в хозяйственном и культурном строительстве» (9 апреля 1980 года).
Курск — один из культурных, религиозных центров России. Город обладает крупным промышленным комплексом, научно-образовательными центрами. Курск — транспортный узел центральной России.
Происхождение названия города имеет историческую и культурную ценность.
Этимологически др.-рус. Курьскъ происходит от названия реки Кур[3] (аналогично по малой реке, впадающей в большую, назвали города Казань, Москва и др.). Гидроним, возможно, связан с народным термином курья — «речной залив, узкий проток реки, заводь». Хотя по преданию, именно Кур когда-то был полноводной, судоходной рекой, а после обмелел. Если посмотреть географически, то в том месте, где сейчас протекает Кур с двух сторон идут возвышенности, слева по течению район улицы Пушкарная (1-я, 2-я, 3-я Пушкарная, 1-я, 2-я, 3-я Офицерская) — справа Казацкая (Нижняя Казацкая, Верхняя Луговая, Заречная и др.) — возможно всё это и есть место, где протекал Кур. Такой же рельеф можно наблюдать по всей длине реки.
Народная этимология объясняет название города от птиц куропатка или курица, привязав название к их обилию здесь в древности, а также к названиям близлежащих сёл с «куриными названиями». Эти предания отразились в культурном ландшафте города, его символике.
Археологические исследования показывают, что на месте нынешнего Знаменского монастыря Курска существовал крупный населённый пункт не позднее VIII века. Курск впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей. Первое упоминание в Лаврентьевской летописи — под 1095 годом. 1095 считается также годом основания Курского удельного княжества, существовавшего В XI-XIII веках[4]. Первым курским князем Изяславом Владимировичем была возведена крепость; с конца XI века Курск — один из мощнейших форпостов на границе Киевской Руси; первоначальные курские укрепления разобраны в середине XVII века. В 1185 году князь Всеволод Курский направил дружину против половцев; этот неудачный поход русских князей описан в «Слове о полку Игореве». В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами. В 1285 году Курск был снова разорён до основания ордой Ногая в ответ на выступление рыльского и воргольского князя Олега вместе с липецким князем Святославом против татарского баскака Ахмета в 1283.
С 1362 года по конец XV века Курск был в составе Великого княжества Литовского, под именем Куреск упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних». В XVI—XVII веках Курск — важный оборонительный пункт Московского государства (вошёл в его состав в 1508 году) на границах с Речью Посполитой и Диким полем. Известны упоминания о Курске в «Книге Большого Чертежа» (1517 года), в указе Ивана IV Грозного (1582; государь приказывал ссылать «кромешников, мятежников, бунтарей» «в окраинные города Севск и Курск»). В 1596 году была возведена новая крепость. В начале XVII века на Курск неоднократно нападали польско-литовские отряды (в 1612, 1616, 1617, 1634 годах), крымские татары, ногайцы, но при этом курская крепость так и не была взята; в 1616 году в курском гарнизоне насчитывалось свыше 1,3 тыс. человек. В Курск были переселены жители из Орла и других южнорусских городов (в 1678 году в Курске уже насчитывалось 2,8 тыс. жителей). Город развивался благодаря выгодному географическому положению (кратчайший путь из Москвы в Крым, отходящая от Курска дорога на Киев). Был организован литейный двор, развивались квасной и соляной промыслы. Велась активная торговля (главным образом, хлебная) с малорусскими землями (в середине XVII века построен Гостиный двор).
В 1708 приписан к Киевской губернии, в 1727 — к Белгородской губернии, с 1779 центр Курского наместничества (первым наместником Курска был генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев), в 1797 центр Курской губернии (первым губернатором был С. Д. Бурнашев). В 1785, в год образования городской Думы, в Курске насчитывалось 7 590 жителей. В XVIII веке Курск становится крупным торговым городом и окончательно теряет пограничное значение. Получили развитие кожевенное, кирпичное, известковое производство. Строились многочисленные каменные сооружения (торговые ряды и др.). В Курске действовала судоходная компания (управлял ею сам губернатор), — торговые суда отправлялись вниз по Сейму в сторону Киева.
Главным событием города был (и до сих пор проводится) ежегодный крестный ход из Знаменского монастыря (основан в 1612) в Коренную пустынь, рядом с которой возникла Коренная ярмарка, одна из крупнейших в стране (в 1878 переведена в Курск).
После большого пожара, опустошившего Курск в 1781, был принят новый генеральный план города, согласно которому центральное положение должны были занять торговые ряды (которые и были возведены на центральной площади, получившей название Красной). В 1768 появилась каменная Ильинская церковь (была известна своим хором певчих), в 1778 был построен кафедральный Сергиево-Казанский собор в стиле барокко; к 1778 был завершён Троице-Сергиевский собор с богатым внутренним убранством.
В 1780 в городе была открыта первая школа, в 1783 — благородное училище. В 1808 была организована мужская гимназия, в 1817 духовная семинария. Женская гимназия открылась в Курске лишь в 1870 году.
В 1797 в Курске заработала типография. Первоначально издавалась преимущественно художественная литература. В 1792 в городе появился театр (частный, братьев Барсовых), на сцене которого в 1805 году дебютировал Михаил Щепкин[5].
В XVIII веке Курск имел следующие исторические районы и слободы:
Имелись ещё пригородные слободы, в черту города не входившие:
В XIX веке сформировался и был застроен исторический район Цыганский бугор.
В 1808 году в состав Курская были включены Солдатская Слобода, Рассыльная Слобода, Городовая Слобода, Черкасская Слобода (все 4 на южной окраине города), Кожевенная Слобода (на левом берегу Тускари).
В начале XIX века Курск — не только торговый, но и промышленный центр. В 1846 году в городе насчитывалось 70 фабрик и заводов. В начале XIX века в городе уже имелась гостиница (содержалась полковницей Полторацкой). В память о событиях 1812 года в городе был возведён Знаменский собор (освящён в 1826 году).
С конца 1868-го года Курск — узловая станция железных дорог (движение по железной дороге Москва — Курск было открыто 30 сентября 1868 года, когда Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву[7]). В 1878 году от станции Курск, находившейся в Ямской слободе (сейчас часть Железнодорожного округа Курска), была отведена железнодорожная ветка в центр города, где был построен городской вокзал (Курск II)[8]. В конце XIX века Курск становится важным центром пищевой промышленности (мукомольной и сахарной); в 1883 был введён в эксплуатацию свечной завод (с 1935 — химфармзавод). Быстро развивалось городское благоустройство: 1874 годом датируется появление водопровода, 1897 — трамвайного движения (организованного бельгийским Акционерным обществом Железной дороги в Курске («Tramways de KOURSK»), которое также проводила работы по освещению улиц). После выкупной реформы 1861 в городе стали открываться банки — филиал Международного коммерческого, городской общественный и др.
В 1903 принял первых посетителей курский краеведческий музей. Вскоре в Курске появились первые кинотеатры («Иллюзион», «Мираж», «Гигант» и др.), крупная библиотека с читальным залом, два общественных сада — Лазаревский и «Ливадия», в последнем действовал летний театр. В 1896 году в городе был построен католический храм в неоготическом стиле, отреставрированный и вновь переданный Церкви в конце XX века. Всего в начале XX века в городе действовали 21 православная и одна единоверческая церковь, католическая церковь, две синагоги, лютеранские церкви, мужской и женский монастыри.
В начале XX века при доминирующей роли пищевой промышленности (в Курске действовал пивоваренный Завод № 1, один из крупнейших в России, принадлежавший А. К. Квилицу) получили развитие и другие отрасли промышленности; так, в 1900-е годы в городе появились 4 ситопробойные мастерские (из них крупнейшей была мастерская Тихонова, продукция которой отправлялась на внешний рынок — в Германию, Австро-Венгрию и др.). Было организовано несколько машиностроительных предприятий (в 1914 их насчитывалось 7, из них одно — железнодорожное). Условия работы на курских предприятиях были тяжёлыми, нередко поднимались забастовки (например, в 1901-03 бастовали рабочие курских сахарных заводов). Курские рабочие участвовали во всеобщей политической стачке во время революции 1905—1907 годов; проведение стачки было организовано курскими железнодорожниками.
26 ноября (9 декабря) 1917 в городе была провозглашена советская власть.
20 сентября 1919 в город вошли войска добровольцев под командованием генерала Деникина. 19 ноября 1919 Курск взяла Красная армия.
В 1932 году в состав Курская была включена Ямская Слобода, в 1935 году в неё был пущен трамвай. В 1936 году территория города Курска была разделена на Ленинский район (левый берег Кура), Дзержинский район (правый берег Кура) и Кировский район (Ямская слобода). В 1937 году был создан Сталинский район (южная окраина города). В 1939 году Казацкая Слобода, Пушкарная Слобода, Стрелецкая Слобода и окраина Села Рышково (железнодорожная станция и строительная площадка) вошли в состав Курска, при этом Казацкая Слобода в Дзержинский Район, Пушкарная Слобода в Ленинский Район, Стрелецкая Слобода в Кировский Район.
В начале Великой Отечественной войны Курск обороняла не только Красная армия, но и народное ополчение. 29 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбежке немецкой авиацией. В начале ноября немецкие войска подступили к городу, 1 — 2 ноября были оборонительные бои за город с немецко-фашистскими захватчиками.; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу. Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И. Д. Черняховского; во время оккупации около трёх тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию, свыше 10 тысяч горожан умерло от голода и эпидемий. Общий материальный ущерб от разрушений во время оккупации и боёв за город составил более 742 миллионов рублей[9]. Так же памятна Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге, Операция «Цитадель» нем. Unternehmen Zitadelle) по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.
Восстановление предприятий города началось уже в феврале 1944; тогда же возродилась и культурная жизнь города — 19 февраля открылся кинотеатр, 27 февраля — драматический театр. 6 октября 1949 года в состав города вошла территория завода «Аккумулятор», а уже в 1953 сюда был пущен трамвай. К 1950 городское хозяйство было полностью восстановлено. 24 февраля 1955 года в состав Курска были включены деревни 1-е Ламоново и 2-е Ламоново, входившие ранее в Рышковский сельсовет Стрелецкого района (ныне Курский район), деревни Дворецкая Поляна и 2-е Цветово, входившие ранее в Ново-Поселёновский сельсовет Стрелецкого района. 17 августа 1956 года Сталинский район переименован в Промышленный район, а Дзержинский район упразднён, его территория была разделена между Промышленным и Ленинским районами. 12 июня 1972 года в состав Курска были включены деревни Поповка и Мурыновка, входившие ранее в Сапоговский сельсовет Стрелецкого района, сёла 1-е Нижнее Гуторово и 2-е Нижнее Гуторово, входившие ранее в Ворошневский сельсовет Ленинского района, деревни 3-е Цветово и 4-е Цветово, входившие раннее в Ново-Поселёновский сельсовет Стрелецкого района, западная часть села Рышково Рышковского сельсовета Стрелецкого района.
Ещё 1930-х в городе появилось несколько крупных образовательных учреждений: в 1934 — педагогический институт (ныне Курский государственный университет), в 1935 — медицинский (ныне Курский государственный медицинский университет). Развитие системы образовательных учреждений продолжилось и в послевоенные годы: в 1956 начал работу сельскохозяйственный институт (ныне Курская государственная сельскохозяйственная академия), в 1964 — политехнический (ныне Юго-Западный государственный университет[10]).
Курские радиолюбители с 1935 года могли принимать телевизионные передачи из Москвы. В 1960 году был образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Курском облисполкоме. Первая передача местного телевидения вышла в эфир 14 января 1961 года[11].
До 2010 года Курск имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 года № 418/339 город был этого статуса лишён.[12]
Курск богат памятниками архитектуры XIX столетияособняк купца Хлопонина (середина XVIII века), Казанский собор (1778), здание бывшего Дворянского собрания (конец XIX века), здание бывшей мужской гимназии, здание городской больницы № 1 («дом Денисьева», XVIII век).
. Наиболее значительные —В городе — много музеев (Курский государственный областной краеведческий музей, Литературный музей, Музей Курской битвы, трамвая, автомобильного транспорта, истории локомотивного депо, противопожарного дела, Зоологический музей Курского Государственного Университета, областной музей археологии, Военно-исторический музей «Юные защитники родины» и др.), 3 выставочных зала (картинная галерея знаменитого уроженца Курска А. А. Дейнеки, выставочный зал Художественного фонда, Галерея современного искусства), 8 библиотек, 3 театра (областной драматический имени А. С. Пушкина, театр юного зрителя и театр кукол), филармония, планетарий, 14 домов культуры, 9 кинотеатров. Коммерческое кино представлено кинотеатрами «Мир», «Юность», «им. Щепкина» и «Пять звёзд». Некоммерческое — муниципальными кинотеатрами «Восток», «Сказка», «Родина» и др. Также в городе на протяжении 3 лет действует областной проект «Кино в театре», в рамках которого у курян есть возможность посмотреть новые отечественные фильмы по весьма демократичной цене в здании драмтеатра.
В Курске 33 храма (из них: семь баптистских церквей, католический Храм Успения Богородицы и один старообрядческий храм). В 1990-х открыты духовные семинария и гимназия.
Архитектура современного города становится всё более разнообразной. Активно перестраиваются центральные улицы. В последние годы здесь были возведены здания торгового центра на перекрёстке с ул. Садовой, а также торгового центра «Пушкинский», внёсшие заметные изменения в облик города.
Доступный Интернет появился в городе в марте 2007 года, с появлением новых провайдеров. В настоящий момент аудитория интернет-пользователей в Курске стремительно развивается. Растёт число сетевых СМИ, освещающих жизнь курского региона, открываются крупные сетевые проекты.
Также появилось немалое количество кафе, магазинов и торговых центров, которые предоставляют возможность доступа в интернет посредством соединения WI-FI.
Нужно отметить, что во многие учебные учреждения города Курска внедряются информационные технологии, учащихся обеспечивают бесплатным доступом к сети интернет для облегчения поиска информации.
На 2006 год в городе действовало 7 гостиниц, 7 стадионов, 2 спортивных клуба, спортивная школа, плавательный бассейн, ипподром, картодром, аквапарк. Имеется шахматный клуб.
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 10 месяцев 2007 года 29 500,9 млн рублей.
В 2007 году Курск отметил свое 975-летие.
В 2009 году впервые за последние 90 лет на месте своего обретения побывала Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрия русского рассеяния.
28 октября 2011 года впервые за 30 лет в городе открыта новая пожарная часть по охране Центрального округа, часть оснащена современным оборудованием и техникой, позволяющей решать задачи пожарной охраны в любых условиях. На вооружении части 2 пожарные автоцистерны и пятидесятиметровый коленчатый подъёмник, начальником части назначен майор внутренней службы Вялых А. Ю.
Климат города умеренно-континентальный. Город находится в лесостепной зоне. Зима в среднем прохладная, хотя бывают и оттепели. Сильные морозы в городе бывают редко. Лето неустойчивое: сильная жара и ясная погода сменяются прохладной погодой. Бывают грозы.
Климат Курска | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
Абсолютный максимум, °C | 7,5 | 9,5 | 17,8 | 28,1 | 32,6 | 36,5 | 37,2 | 38,8 | 30,9 | 26,8 | 17,7 | 10,2 | 38,8 |
Средний максимум, °C | −3,6 | −3,2 | 2,5 | 12,3 | 19,6 | 22,9 | 24,8 | 23,9 | 17,5 | 10,2 | 1,8 | −2,6 | 10,5 |
Средняя температура, °C | −6,2 | −6,2 | −0,9 | 7,6 | 14,3 | 17,7 | 19,6 | 18,5 | 12,7 | 6,5 | −0,6 | −5,1 | 6,5 |
Средний минимум, °C | −8,7 | −9 | −4 | 3,4 | 9,3 | 13,0 | 14,9 | 13,7 | 8,7 | 3,4 | −2,8 | −7,6 | 2,9 |
Абсолютный минимум, °C | −34,5 | −35,3 | −32,6 | −15,6 | −6,1 | 0,4 | 5,9 | 1,9 | −3,9 | −17,4 | −25 | −32,7 | −35,3 |
Норма осадков, мм | 47 | 42 | 40 | 46 | 53 | 71 | 78 | 54 | 67 | 58 | 46 | 46 | 648 |
Источник: Погода и Климат |
Климат Курска за период 2001 - 2011 гг | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
Средний максимум, °C | −4,2 | −3,9 | 2,8 | 12,3 | 19,9 | 23,0 | 26,3 | 25,2 | 18,3 | 10,1 | 3,1 | −2,5 | 10,9 |
Средняя температура, °C | −6 | −6,4 | −0,3 | 8,1 | 15,0 | 18,1 | 21,3 | 20,1 | 13,9 | 7,2 | 1,3 | −4,2 | 7,3 |
Средний минимум, °C | −7,9 | −8,8 | −3,3 | 3,8 | 10,1 | 13,2 | 16,2 | 14,9 | 9,6 | 4,2 | −0,5 | −5,8 | 3,8 |
Норма осадков, мм | 48 | 44 | 38 | 40 | 54 | 52 | 75 | 49 | 68 | 55 | 45 | 50 | 619 |
Источник: www.weatheronline.co.uk |
Среднемесячная температура последних лет[14] | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
2007 год, °C | −0,9 | −7,7 | 4,2 | 6,4 | 16,9 | 18,5 | 19,9 | 17,3 | 13,3 | 8,2 | −1,4 | −2,9 | 7,7 |
2008 год, °C | −7,0 | −2,6 | 3,2 | 10,5 | 13,1 | 16,9 | 19,9 | 20,9 | 12,7 | 9,2 | 2,2 | −3,4 | 8,0 |
2009 год, °C | −5,6 | −4,1 | −0,2 | 7,8 | 14,3 | 19,9 | 20,4 | 17,3 | 15,8 | 7,5 | 3,0 | −5,7 | 7,6 |
2010 год, °C | −13,5 | −5,6 | −1,5 | 9,0 | 17,4 | 21,8 | 25,8 | 25,0 | 14,5 | 4,6 | 5,7 | −4,1 | 8,3 |
2011 год, °C | −7,3 | −10,9 | −2,7 | 7,6 | 16,9 | 19,7 | 22,5 | 19,1 | 13,7 | 6,4 | −0,6 | 0,0 | 7,0 |
2012 год, °C | −6,0 | −11,6 | −1,8 | 11,4 | 17,8 | 18,5 | 22,1 | 19,7 |
Высшее образование представляют:
и другие.
Научно-исследовательские учреждения:
и другие.
1825[28] | 1833[29] | 1840[30] | 1847[31] | 1856[32] | 1863[33] | 1867[34] | 1870[35] | 1885[36] | 1897[37] | 1910[38] | 1917[39] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
15800 | 20050 | 30469 | 24776 | 40771 | 28565 | 28921 | 31754 | 49657 | 75721 | 82456 | 53565 |
1920[39] | 1923[39] | 1926[40] | 1937[41] | 1939[42] | 1959[43] | 1970[44] | 1979[45] | 1989[46] | 2002[47] | 2009[48] | 2010[49] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
48825 | 84537 | 98780 | 104667 | 119977 | 204712 | 284162 | 375345 | 424239 | 412442 | 410840 | 413528 |
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами обрабатывающие производства за 2010 год на 43,1 млрд рублей.
В отрасли промышленного производства города наибольшие объёмы отгруженной продукции имеют:
Крупнейшие промышленные предприятия города Курска:
Местный футбольный клуб «Авангард» Курск участвует во 2 дивизионе чемпионата России по футболу. Курский баскетбол представляет женская команда «Динамо» и мужская «Динамо-Политех», выступающие в высших дивизонах чемпионата России.
Раз в год центр Курска перекрывают для проведения гонок RTCC по трассе «Курская дуга».
Трасса проходит по улицам: Александра Невского, Сонина, Ленина, Урицкого, Дзержинского.
Город разделён на три округа:
До 1 марта 1994 года они соответственно назывались:
Герб Курска утверждён решением Малого совета Курского горсовета народных депутатов № 48 27 февраля 1992 года[50]. Современный герб представляет собой исторический герб города, известный с XVIII века: в серебряном щите лазуревая перевязь — лента, на которой изображены три летящие куропатки[51].
Флаг Курска в соответствии с решением Курского городского Собрания от 26 мая 2000 года № 56-2-РС представляет собой прямоугольное полотнище лазуревого цвета с диагональной полосой сине-голубого цвета[52]. На сине-голубой полосе изображены три летящие куропатки серебряного цвета. Ширина диагональной полосы составляет одну треть ширины флага. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
«Гимн города Курска» установлен официальным символом Курска в соответствии с решением Курского городского Собрания от 25 июля 2007 года № 360-3-РС[53]. Слова гимна написаны Вадимом Корнеевым, музыка — Юрием Пятковским.
Через Курск проходят две важные железнодорожные линии: Москва — Харьков и Воронеж — Киев.
Дальнее и пригородное пассажирское железнодорожное сообщение осуществляется в основном через станцию Курск. В Сеймском округе Курска находится станция Рышково, которая является преимущественно грузовой[54]. Кроме того, в границах города находятся железнодорожные остановочные пункты 472 км (ПМС), пост 470 км (река Сейм) и 457 км (Силикатный завод).
Воздушное сообщение осуществляется через аэропорт Восточный.
По состоянию на 2010 год осуществляется постоянное авиасообщение с Москвой (аэропорт Домодедово), в летне-осенний период выполняются регулярные рейсы в Санкт-Петербург, Сочи и Анапу. Кроме того, выполняются чартерные рейсы в Турцию и Египет.[55] С августа 2010 года Курский аэропорт закрыт на ремонт взлётно-посадочной полосы.
Общая протяженность улично-дорожной сети города Курска составляет 595,8 км, из которых 496,2 км дорог имеют твердое покрытие[56].
Автомобильные дороги города имеют выход на федеральную магистраль М2 «Крым», а также на трассы А144 (Курск — Воронеж — Саратов) и Р199 (граница с Украиной — Курск).
Курск связан междугородними автобусными маршрутами с городами и посёлками Курской области и соседних областей (Белгородской, Брянской, Воронежской, Орловской), а также с Москвой, Санкт-Петербургом и городами Украины: Харьковом и Сумами. Междугородные автобусы прибывают и отправляются с автовокзала «Курск», расположенного в Северо-Западном микрорайоне.
Пригородные перевозки осуществляются между Курском и населёнными пунктами Курского района, а также с близлежащими районными центрами. Пригородные автобусы отправляются с автовокзала «Курск» и «Северной» автостанции.
Городской общественный транспорт представлен автобусами, троллейбусами и трамваями, а также маршрутными такси.
По состоянию на 2010 год действует 106 автобусных (включая обслуживаемые маршрутными такси), 9 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов. Тролейбусными и трамвайными перевозками занимается МУП «Курскэлектротранс», троллейбусный парк насчитывет 83 единицы, трамвайный — 105 единиц подвижного состава. Внутригородские автобусные перевозки осуществляет ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (ПАТП), автобусный парк которого насчитывает около 90 автобусов всех типов и частные перевозчики. Общее количество автобусов на городских маршрутах, включая маршрутные такси, составляет 620 единиц[56]. По состоянию на 2010 год парк маршрутных такси представлен в основном микроавтобусами ГАЗель и автобусами малого класса ПАЗ, а также иностранными автобусами Hyundai, Ford и других марок.
Стоимость проезда во всех видах городского общественного транспорта с 1 сентября 2010 года составляет 10 рублей[57]. Стоимость проезда в маршрутных такси также составляет 10 рублей, однако объединение частных перевозчиков требует разрешения повысить тариф до 12 рублей для автобусов отечественного производства и до 14 рублей для иностранных марок[58]. В ночное время (с 22:00 до 6:00) стоимость проезда в «маршрутке» увеличивается до 14 рублей[59].
Администрацией города осуществляется программа постепенного отказа от микроавтобусов в пользу более вместительных автобусов. С 2007 года года на общественном транспорте внедряется спутниковая навигационная система. По состоянию на 2010 год приборами навигации оборудовано 70 % трамваев, 93 % автобусов и 100 % троллейбусов[56]. В конце 2010 года организован «Центр автоматизированной системы комплексного управления транспортными средствами», с помощью которого предполагается автоматизировать сбор транспортной информации и оптимизировать маршруты общественного транспорта[60].При поддержке МУП «Центральная диспетчерская служба города Курска»[61] организован сайт, на котором можно отследить местоположение общественного транспорта в режиме реального времени[62].
С 5 сентября 2011 года в Курске введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля оплаты проезда (АСКОП)[63]. Внедрение системы в эксплуатацию осуществляется компанией «Интегрированнные Билетные Системы Курска»[64] и будет проходить в 3 этапа[65]. На начальном этапе реализован частично-открытый вариант системы, при котором продажа билетов и контроль проезда по социальным картам осуществляется в салоне общественного транспорта кондукторами с переносными валидаторами, второй этап предусматривает установку стационарных валидаторов, третий — ввод в эксплуатацию турникетов. После завершения внедрения, автоматизированная система контроля проезда будет функционировать в «закрытом» режиме: турникеты будут установлены на вход и выход пассажиров. По состоянию на сентябрь 2011 года турникеты установлены на 44 автобусах, 10 троллейбусах и 5 трамваях[57].
Оплата проезда осуществляется транспортными картами на 1 (ТК1), 60 (ТК60) или 100 (ТК100) поездок, а также пополняемыми картами «Электронный кошелек» (ТКЭК). Для льготных категорий населения предусмотрены социальные карты[63].
Экспериментальное внедрение АСКОП «закрытого типа» началось в апреле 2011 года. По мнению администрации города Курска эксперимент прошёл успешно и показал, что турникеты не создадут трудностей для пассажиров[66][67][68], однако система оплаты проезда «закрытого типа» вызвала многочисленные нарекания со стороны горожан, в частности отмечалось несоблюдение графика движения автобусов из-за увеличения времени посадки, а также значительные проблемы, возникающие у инвалидов, пожилых людей и пассажиров с колясками при входе и выходе из общественного транспорта[69][70][71][72][73]. Тем не менее, администрацией города Курска было принято решение о поэтапном вводе в эксплуатацию системы контроля проезда с сентября 2011 года[63].
Города Центрального федерального округа с населением более 100 тыс. чел. | |
---|---|
Москва • Белгородская обл.: Белгород • Старый Оскол • Брянская обл.: Брянск • Владимирская обл.: Владимир • Ковров • Муром • Воронежская обл.: Воронеж • Ивановская обл.: Иваново • Калужская обл.: Калуга • Обнинск • Костромская обл.: Кострома • Курская обл.: Курск • Московская обл.: Балашиха • Химки • Подольск • Королёв • Люберцы • Мытищи • Электросталь • Коломна • Одинцово • Железнодорожный • Серпухов • Красногорск • Орехово-Зуево • Щёлково • Сергиев Посад • Жуковский • Пушкино • Ногинск • Домодедово • Липецкая обл.: Липецк • Елец • Орловская обл.: Орёл • Рязанская обл.: Рязань • Смоленская обл.: Смоленск • Тамбовская обл.: Тамбов • Тверская обл.: Тверь • Тульская обл.: Тула • Новомосковск • Ярославская обл.: Ярославль • Рыбинск |
Населённые пункты на Се́йме (от истока к устью) |
---|
Россия |
Украина |
см. далее: Десна |
Курск.