Эзотеризм

Эзотери́зм (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний) — «определение философским мировоззрением субъективного познания природы и окружающего мира, по утверждению лидеров мистических течений, доступное лишь ограниченному кругу лиц» (Рене Генон).[источник не указан 213 дней]

Эзотерический — тайный, скрытый, посвященный в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним — экзотерический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда».[1][2]

В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм.[3]

Содержание

Эзотеризм, эзотерика

Эзотерика — учения о скрытой мистической сути объектов мира и человека; область изучения эзотерики — процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражающиеся в глубинах человеческой души. Эзотерическая психопрактика, отчасти сохранившаяся в рамках некоторых мистических традиций, используется ограниченным числом адептов и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров такой практики можно назвать суфизм внутри ислама, нейдан внутри даосизма, йога внутри индуизма, дзен внутри буддизма, исихазм внутри православия[4] и каббалу внутри иудаизма[источник не указан 173 дня].

Исходя из семантического значения слова, эзотерикой можно обозначить любую скрытую практику.

Древний эзотеризм

Самое известное движение эзотеризма древнего мира — герметизм — Corpus Hermeticum, сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, который иногда называют «Алхимией Духа» (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения)[источник не указан 168 дней].

Эзотерические практики востока дали основу для формирования последующих движений Западной мистики.

Эзотеризм характерен дуализмом между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в иудаизме). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней.[5]

Средние века

Во времена Средневековья такие направления, как астрология, алхимия и магия были почти стандартными предметами учебного плана мистически-образованного адепта того времени. Считается, что эзотеризм (точнее оккультизм) настроен против Библии или христианства, и, действительно, Ветхий Завет содержит весьма категорические запреты в отношении оккультных практик, а ряд текстов Нового Завета противостоит проникновению гностической ереси в христианское вероучение.

Хотя были и такие христианские мистики, как Св. Августин Аврелий, Фома Аквинский и др., которые в своих трудах не исключали мистического понимания и воссоединения с Богом. А православие до сих пор верует в ряд святых, которые пережили встречи с ангелами. То есть эзотерика как понятие имеет место и в христианстве.[источник не указан 58 дней]

У многих тайных эзотерических течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет. Большинство из них не существовали как непрерывные традиции, иногда терялись и появлялись вновь. Так, европейский эзотеризм был заново сформулирован в XVII-м столетии Орденом розенкрейцеров и позже вошёл в различные течения, такие как масонство.

Эзотеризм в XIX—XX веках

На эзотерические учения XX-го столетия оказали сильное влияние философские идеи Е. П. Блаватской, основательницы Теософского общества[источник не указан 170 дней].

Цели эзотерических систем

Цели эзотерических систем совпадают с религиозными, но связи с определённой религией может и не быть. Эзотерические системы также предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для расширения сознания. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания (расширение сознания), которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзо-систем, носят устойчивый характер. В более широком смысле: цель самотрансформации лежит вне зоны личностного саморазвития, то есть «изменение личности» — лишь средство, а целью является итоговое расширение сущностного мировосприятия.

Эзотерика и психология

Психология является научной основой для описания психо-состояний и имеет лишь отчасти связь с парапсихологией, так же как с мистицизмом, оккультизмом, эзотерикой, психология имеет ещё меньше общего.

Эзотерика и оккультизм

Так как эти понятия можно отнести к почти синонимическим связям семантического понимания, то следует все относящееся к эзотеризму отнести к оккультизму. Так как лексикологически всё-таки имеются два слова, то следует заметить, что понятие «эзотерика» как относительно сугубо личное определение некоторых авторов (см. Рене Генон) и далее просто вошедшим в мировом языке, как определение всего мистического в истории философской мысли мира.

См. также

Примечания

  1. Эзотерический, Толковый словарь русского языка (под ред. Д. Н. Ушакова, 1935—1940).
  2. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910.
  3. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е — Ростов н/Д: «Фенкис», 2003, стр. 7. (Серия «Высшее образование») ISBN 5-222-03544-1, ББК А5я 72-1, К75
  4. Сафронов А. Г. «Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности»  ISBN 978-966-2079-18-0
  5. Сафронов А. Г. «Религиозные психопрактики в истории культуры» // Научное издание, Монография, ХГАК, 2004. — 304 с.
  6. ↑ Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ, Часть 2. — РАН, Институт философии, 2002. — ISBN 9785201020941. — с. 86
  7. Macmillan Publishing (2004), Macmillan Encyclopedia of Buddhism , Macmillan Publishing. — p. 875—876.

Литература

  • Алексеев А. К., Аринин Е. Г. и др. Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей международной научной конференции (Владимир, 2009) / Под. ред. С. В. Пахомова. — СПБ.: РХГА, 2010. — 288 с. — ISBN 978-5-88812-419-2
  • Генон, Рене. Эзотеризм Данте // Философские науки № 8, 1991, с. 132—170.
  • Зорина Е. В. Эзотеризм в России XX века: теоретические и этические параллели // Материалы конференции «Этика и наука будущего» (2001). — С. 20—22
  • Марцинковская Т. Д. История Психологии, Москва, 2002.
  • Основные направления исследований эзотеризма на Западе. Лекция в Русской христианской гуманитарной академии Санкт-Петербурга.  (рус.)
  • Носачев П. Г. Проблема метода в изучении западного эзотеризма. 20 ноября 2010 года, XXI Богословская конференция ПСТГУ, Москва.
  • Папюс. Окультизм. Магия и Гипноз, Москва, 1999.
  • Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «Эзотеризм» // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов Первой международной научной конференции (Киев, 2007) / Под. ред. С. В. Пахомова, Ю. Ю. Завгороднего, С. В. Капранова. — СПБ.: РХГА, 2008. — С. 7—14.
  • Рау И. А. Эзотеризм в методологии историко-философского исследования (На прим. гегелеведения)// Философские науки. 1985.№ 1. С.108-117.
  • Розин В. М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 44-54.
  • Розин В. М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., 1998.
  • Розин В. М. Эзотерика как духовный путь человека и наука: Сущность и демаркация. 2010. ISBN 978-3-8433-0250-0
  • Розин В. М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 167—176.
  • Розин В. М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М., 2002.
  • Розин В. М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 164—175.
  • Сафронов А. Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика. — М.Харьков: «С.А.М.», 2005. — С. 250. — ISBN 966-8591-11-9
  • Стерледев Р. К. Естественнонаучное и эзотерическое видение в мира в аспекте имманентного и трансцендентного // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2006. — № 1. — С. 60-68.
  • Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий. — Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
  • Faivre A. Access to Western Esotericism, SUNY Press, Albany 1994.
  • Faivre A. Theosophy, Imagination, Tradition: Studies in Western Esotericism, SUNY Press, Albany 2000.
  • Kocku von Stuckrad, Western Esotericism: A Brief History of Secret Knowledge, Equinox, London / Oakville 2005.
  • Rubenis A. «Viduskaiku kultūra Eiropā», Zvaigzne ABC, 2002
  • Vecvagars M., Ķemere I. « Selections from The Pre-socratic Thinkers.PartI», LatvianTimes 2001
  • Walker B. Encyclopedia of Esoteric Man: The Hidden Side of the Human Entity, Routledge and Kegan Paul, London, 1977, ISBN 0-7100-8479-X
  • Walker B. Man and the Beasts Within: The Encyclopedia of the Occult, the Esoteric, and the Supernatural, Stein & Day, New York, 1978, ISBN 0-8128-1900-4
  • Wouter J. Hanegraaff (ed.) in collaboration with Antoine Faivre, Roelof van den Broek & Jean-Pierre Brach, Dictionary of Gnosis and Western Esotericism, 2 vols., Brill, Leiden 2005.
  • Wouter J. Hanegraaff, 'The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture', in: Peter Antes, Armin W. Geertz & Randi R. Warne, New Approaches to the Study of Religion, vol. I: Regional, Critical, and Historical Approaches, Walter de Gruyter, Berlin / New York 2004.
  • Aries: Journal for the Study of Western Esotericism, Brill, Leiden, since 2001.
  • Aries Book Series: Texts and Studies in Western Esotericism, Brill, Leiden, since 2006.

Ссылки

  • Якунина А. Полный курс лекций эзотерической философии
  • Каталог статей Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма


Эзотеризм.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52