Оккультизм

Реконструкция священного стола Джона Ди.

Оккульти́зм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвящённых»,[1][2] а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром.[3]

Оккультизм тесно связан с такими понятиями как «магия», «колдовство», «экстрасенсорика», «паранормальные явления» и др.[4] Зачастую термины «оккультизм» и «эзотеризм» применяются как синонимы.[5]

В настоящее время большинство оккультных учений наукой классифицируется как псевдонаука или как паранормальные верования.[6]

Содержание

Оккультизм

Истоки оккультизма

Принято считать, что в основе оккультных практик лежит древняя «тайная философия», которая опирается, с одной стороны, на магию и алхимию эллинистического периода, а с другой стороны — на иудейский мистицизм. Среди источников важнейшими являются иудейская каббала и Corpus Hermeticum, сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, которые посвящены вопросам астрологии, духовного возрождения и др.[7]

Оккультизм эпохи Возрождения

Оккультизм эпохи Возрождения тесно связан с такими течениями, как герметизм, христианская каббала и розенкрейцерство. Ключевыми деятелями оккультизма тех времен были такие известные деятели, как Парацельс, Пико делла Мирандола, император Рудольф II, Марсилио Фичино, Джон Ди, Генрих Корнелиус Агриппа, Якоб Беме, Мартинес де Паскуалли, Луи Клод де Сен-Мартен, астролог и астроном Тихо Браге, иезуит Атанасиус Кирхер, алхимик Роберт Фладд и другие, на чьи труды впоследствии опирались оккультисты XIX века.

Оккультизм XIX-ого века и современный оккультизм

Жерар Анкосс (Папюс), один из ключевых деятелей оккультизма

Оккультизм — это изучение оккультного, то есть «скрытого» знания. Согласно Папюсу, он представляет собой философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями[8]. Он может включать такие дисциплины, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, толкование и изучение символизма карт Таро и гадание на игральных картах.

Согласно определению религии как веры в существование сверхъестественных существ, явлений и сил,[9] оккультизм является разновидностью религиозного мировоззрения. Традиционные религии, такие как христианство, иудаизм, индуизм, буддизм и ислам, обычно не относят к оккультизму, однако некоторые интерпретации этих религий являются оккультными, например интерпретация индуизма в рамках теософии или некоторые современные варианты иудейской каббалы. По мнению представителей традиционных религий, такие интерпретации являются для них ложными и неприемлемыми.

Оккультизм и наука

Оккультные феномены противоречат современной научной картине мира.[2][6][10], и не признаются современной наукой. Оккультизм основан на иррациональном типе мышления, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы, таким образом представляя собой антипод, противоположность современному научному мышлению[2], познание которого строится на объективном восприятии.

Мы искусственно закрыли себя для восприятия целого рода оккультных явлений природы, которые воспринимались в прежние времена, когда сознание не было так подавлено рационалистическими ограничениями. Наука принуждена расширить свои границы до бесконечности и исследовать все явления, как бы ни казались они ей необычайными, оккультными, почти чудесными. Природа мира и природа человека бесконечно богаче силами, чем это представляло себе научное сознание просветительной эпохи.

Николай Бердяев[11]

Современные науки, вынужденные в силу особенности предмета изучения сочетать субъективное и объективное познание (психология и т. п.), остаются областями, в которых среди ученых пока нет согласия. (см. К. Г. Юнг «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов»[12][неавторитетный источник?])

Оккультизм и религия

В Торе занятия оккультными практиками осуждаются: «Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего»[13]

Распространение христианства было связано с вытеснением оккультных учений: («А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на 50 000 драхм.» Деяния 19:19). Христианское учение также содержит запрет на оккультные практики: («Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою.» Откровение ап. Иоанна 21:8).

Ряд конфессий современного христианства к оккультизму относит такие практики и учения, как магия, спиритизм, теософия, антропософия.[14]

Христианство объявило духов природы злыми демонами. Природа должна была быть закована для дела искупления. Ибо духи природы властвовали над человеком и повергли природу в хаотическое состояние.

Николай Бердяев[15]

Совмещение религиозного и оккультного подхода сохранилось в некоторых ответвлениях христианства (Эзотерическое христианство).

См. также

Примечания

  1. Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
  2. ↑ Оккультизм // БСЭ
  3. Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.
  4. Сайт эзотерики и оккультизма
  5. Что такое оккультизм
  6. ↑ Проблемы борьбы с лженаукой // Обсуждение в Президиуме РАН, «Вестник РАН», 1999, том 69, № 10, с. 879—904
  7. Энциклопедия современной эзотерики
  8. Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. Москва. Изд. «Яуза», 2002. стр. 8
  9. Религия // БСЭ, 1969—1978
  10. А. М. Прохоров и др. Советский Энциклопедический Словарь. — Москва.: Советская энциклопедия., 1984.. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
  11. «Смысл творчества», гл. 8. Философия и гнозис
  12. К. Г. Юнг «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов»
  13. 18:10
  14. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» // Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178
  15. «Смысл творчества», гл. 8. Оккультизм и магия

Литература

Ссылки

  • University of Amsterdam Center for Study of Western Esotericism — Research & BA/MA programs in Western esotericism
  • ESSWE European Society for the Study of Western Esotericism, with many links to associated organizations, libraries, scholars etc.
  • Spence L. Encyclopedia of Occultism and Parapsychology, 1920.
  • Эзотерические архивы: оккультная литература (англ.)
  • Н. Бердяев, Смысл творчества, гл.13 «Творчество и мистика. Оккультизм и магия»
  • Н. Бердяев, Философия свободного духа, гл.8 «Теософия и гнозис»
  • Христианские оккультные работы в формате PDF (англ.)
  • Эзотеризм христианский и оккультный.
Критические

Оккультизм.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52