«Спас Вседержитель» — памятник иконописи «позднекомниновского маньеризма»[1], который как наиболее древний экспонат открывает экспозицию музея им. Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре. Поступил в собрание в 1976 году от В. Я. Ситникова[2]. Отличительные черты образа — подчёркнутая мускулистость рук и торса Спасителя, который трактован как мужественный «творец Вселенной, наделённый огромной творческой мощью»[2]. Размеры иконы 83×123 см.
Датировка и место создания иконы вызывают споры. Отсутствие стилистических соответствий в древнерусском искусстве («внутренний напор формы, энергия взгляда»[1]) позволяет предположить происхождение из Византии XI—XII веков[2]. Профессор Энгелина Смирнова датирует образ серединой XIII века и соотносит его с коринским «Знамением» как пример «утрированной тяжеловесности» и «усиленной выразительности художественных форм», свойственных русскому искусству в первые после монгольского нашествия годы[1].
Икона происходит из построенной в 1773 году Спасской церкви в селе Гавшинка на берегу реки Соньга (Сонгоба) за Волгой под Ярославлем[2]. В новейшее время село принадлежало Толгскому монастырю, однако до Смутного времени это была вотчина бояр Долгово-Сабуровых[3], выводивших своё происхождение от ордынского мурзы, который в XIII веке принял крещение в Ярославле и якобы состоял на службе у Александра Невского[4].
Сохранность памятника вполне удовлетворительная, повреждён только нимб и имеются следы позднейшей записи на одежде[1]. Предполагается, что в иконостасе Спасской церкви с образом Спасителя (вероятно, храмовым) соседствовал список с иконы Толгской Богоматери (XVIII век), который сейчас можно видеть в надвратной церкви монастыря на Толге[2].
Спас из Гавшинки.