Икона Божией Матери Умиление (Старорусская) | |
Дата появления: |
нач. XIII века |
---|---|
Иконографический тип: |
Елеуса |
Место нахождения: |
Икона Божией Матери Умиление (Старорусская) — икона Богородицы начала XIII века. Происходит из Старой Руссы (приобретена в конце XIX века Д. С. Большаковым), находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).
Содержание |
Икона, вероятно, была храмовым образом, однако нет определённого мнения, происходит ли она из старорусского собора, построенного архиепископом Мартирием, или из одного из новгородских соборов.[1] Предание связывает икону с константинопольской Влахернской церковью. Оно возникло под влиянием изображения на иконе ризы Богородицы – главной реликвии Влахернской базилики. На Старорусском Умилении, как и на «малом» Умилении из Успенского собора Московского Кремля, эта реликвия изображена в виде пурпурного плата-убруса, наброшенного на голову Богородицы. Красочный слой Старорусского Умиления плохо сохранился и невозможно установить покрыт ли на ней плат тем же узором, что на кремлёвском Умилении.
Поза Богомладенца и помещение его главы на уровне головы Девы Марии также соответствует древнейшим византийским иконописным изображениям Богородицы. Г.С. Колпакова считает, что, возможно, эта икона происходит из мастерских новгородского Десятинного Богородичного монастыря, в котором мастерами культивировались традиции Влахерн.[1] Икона, возможно, попала в Старую Руссу как вклад в городской собор в качестве списка с одной из новгородских икон.
Икона относится к иконописному типу Умиление. Размеры иконы 99,5 на 82 см. Академик В. Н. Лазарев характеризует состояние иконы как «сильно попорченное».[2]
Иконография отражает связь с греческими или восточными образцами.[1] Это проявляется в вытянутом овале лика Богородицы, её массивном подбородке, сильно изогнутом носе и характерном абрисе глаз. Лики на иконе выполнены в сложной живописной технике, а руки и одежды Богородицы написаны в упрощённой манере.[1]
Иисус представлен в отроческом возрасте, что характерно для икон XIII века. Одежды Богомладенца написаны прозрачными густыми линиями, положенными поверх серебряной подкладки. Это приводит к слиянию фигуры Иисуса с серебряной поверхностью фона.
Богоматерь Умиление Старорусская.