Конституция Латвии

Политика — Портал:Политика
Латвия

Эта статья — часть серии:
Политическая система
Латвии









Конституция Латвийской Республики или Сатверсме (латыш. Latvijas Republikas Satversme) — основной закон Латвии.

Содержание

История

Конституция принята Учредительным собранием 15 февраля 1922 года при пяти воздержавшихся (представителях Латгальской христианской крестьянской партии[1]), и вступила в силу 7 ноября 1922 года. Разрабатывая Конституцию, депутаты главным образом руководствовались Веймарской конституцией Германии[2]. 15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом, действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР, которая была заменена на новую в 1978 году.

4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР 138 голосами из 201 при 1 воздержавшемся (значительная часть депутатов не участвовала в голосовании) провозгласил восстановление независимости Латвийской Республики и возобновление действия статей 1, 2, 3 и 6 конституции 1922 года. Полностью Конституция была восстановлена в силе 6 июля 1993 года, при начале деятельности Пятого Сейма (до того в мере, не противоречившей её статьям 1, 2, 3 и 6, действовали также положения конституции Латвийской ССР с позднейшими поправками; сообщение Сейма о вступлении Конституции в силу в полном объёме подписали 98 депутатов из 100[3]). Латвия — единственная из восточноевропейских стран, которая после ухода от реального социализма восстановила довоенную конституцию[4].

В 1998 году Конституция была дополнена разделом о правах человека (аналогичный раздел разрабатывался при разработке конституции как её вторая часть, но её проект был отклонён Учредительным собранием в апреле 1922 года[5]). После исключения статьи 81 в 2007 году Конституция состоит из 115 статей, с 1 по 116.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Латвии, наравне с собственно Конституцией Латвийской Республики, нормами конституционного ранга признаются «нормы Декларации о Латвийском государстве от 27 мая 1920 года, Декларации независимости и Конституционного закона [от 21.08.1991.] постольку, поскольку они не заменены нормами Конституции»[6].

Структура

Поправки

Процедура внесения

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 10 000 нотариально заверенных подписей, затем — организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма[7].

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на декабрь 2011 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 — изменены правила проведения референдума.
  • 1994 — возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 — введён институт Конституционного суда.
  • 1997 — срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 — введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка, усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 — в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 — введены положения о членстве в Европейском союзе.
  • 2004 — президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 — внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 — правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 — введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.

Значимые непринятые поправки

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис, совершил государственный переворот.

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум (англ.) был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В 2011 году объединением «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ проект поправок о полном переходе на латышский язык в публичных школах[8] был доведён до этапа сбора подписей, организованного ЦИК.

В 2011 г. президент В. Затлерс представил в порядке статьи 47 на рассмотрение Сейма инициативу поправок, предусматривающих расширение полномочий президента и усложнение процедуры его импичмента.[9]

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного[10], к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей.[11] В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК[12]. Поправки были отклонены Сеймом и переданы на референдум.

Текущие события

В конце 2011 года в Сейм внесёны и переданы на рассмотрение комиссиям: проект поправок к статьям 36 и 85 об отказе от закрытых голосований в Сейме по назначению и отзыву должностных лиц[13] (подан группой депутатов от ПРЗ) и проект поправки к статье 66 о финансовой стабильности (подан Кабинетом министров).[14]

В 2012 году СЗК инициировал поправки о запрете референдумов, «угрожающих латвийской государственности»[15].

Примечания

  1. Latvijas tiesību vēsture (1914—2000. Red. D. A. Lēbers. Rīga: Fonds "Latvijas Vēsture", 2000. ISBN 9984-643-14-X — 167. lpp.
  2. Latvijas tiesību vēsture (1914—2000. Red. D. A. Lēbers. Rīga: Fonds "Latvijas Vēsture", 2000. ISBN 9984-643-14-X — 174. lpp.
  3. Latvijas Republikas 5. Saeimas pirmā sēde 1993. gada 6. jūlijā (латыш.)
  4. Latvija divos laikposmos. Riga: LU žurnāla "Latvijas vēsture" fonds, 2001. ISBN 9984-643-38-7 254. lpp.
  5. Latvijas tiesību vēsture (1914—2000. Red. D. A. Lēbers. Rīga: Fonds "Latvijas Vēsture", 2000. ISBN 9984-643-14-X — 165.-166. lpp.
  6. Решение КС Латвии по делу № 2007-10-0102 — пкт. 62, см. тж. пкт. 55-61
  7. Закон «О референдуме и инициировании законов»
  8. ЦИК: для референдума о переводе образования на латышский не хватило 30 000 подписей DELFI
  9. Satversmes tektoniskās svārstības Politika.lv 17.03.2011. (латыш.)
  10. Законопроект "Поправки к Конституции Латвийской Республики"
  11. План года — за полтора месяца!
  12. С 1 по 30 ноября пройдет сбор подписей за поправки к Конституции Латвийской Республики
  13. Likumprojekts „Grozījumi Latvijas Republikas Satversmē” (91/Lp11)  (латыш.)
  14. Likumprojekts „Grozījumi Latvijas Republikas Satversmē” (136/Lp11) (латыш.)
  15. СЗК: надо запретить референдумы о языке и независимости DELFI

См. также

Литература

  • Lēbers D. A., Bišers I. Ministru kabinets. Komentārs Latvijas Republikas Satversmes IV nodaļai "Ministru kabinets". Rīga: Tiesiskās informācijas centrs, 1998
  • Latvijas Republikas Satversmes komentāri. VIII nodaļa. Cilvēka pamattiesības. Zin. vad. R. Balodis Rīga: Latvijas Vēstnesis, 2011. ISBN 978-9984-840-19-2

Ссылки

  • Текст Конституции Латвийской Республики на сайте Конституционного суда Латвийской Республики
  • Изначальный текст Конституции (латыш.)
  • Комиссия по конституционному праву при президенте (латыш.)
  • Решения Конституционного суда Латвии

Конституция Латвии.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52