«Комсомольская»
Кольцевая линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проекты переименования: |
Каланчёвская (1991), Три вокзала (1992), Вокзальная (1992) |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
37 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Длина платформы, м.: |
190 м |
Ширина платформы, м.: |
10 м |
Архитекторы: |
А. В. Щусев |
Архитекторы вестибюлей: |
А. В. Щусев |
Инженеры-конструкторы: |
А. И. Семёнов[1] |
Станцию возвело: |
Строительство N24 Мосметростроя |
Выход к улицам: |
Комсомольская площадь, Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал |
Переходы на станции: | |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
выход к Казанскому вокзалу — 5:20, выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам — 5:30 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
070 |
«Комсомо́льская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.
Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Имеет переход на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии.
Содержание |
Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена[2].
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[3]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[3]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[3]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[3].
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[3]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[3]. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но было построено только два[3]. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.
В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году — на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены[1].
В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра[4].
Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом. Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры[4].
Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов[4].
Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны[4]. Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью[5]. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот[6].
Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная отделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м)[7]. По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. Архитектор А. В. Щусев был посмерно удостоен Сталинской премии за работу над станцией.
Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко[8]. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы[9]. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве[9]. На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра)[8]. Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых[8].
Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей[10]. Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — Молотов, Берия, Каганович[11]. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна[11]. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля[12]. Переделывал панно сам Корин[11]. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты — знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений — С. М. Казаков и А. М. Сергеев[13].
Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина[1].
Павел Корин. Мозаика «Александр Невский». Смальта, мрамор, мозаика.
Павел Корин. Мозаика «Дмитрий Донской перед Куликовской битвой». Смальта, мрамор, мозаика.
Павел Корин. Мозаика «Альпийский поход Суворова». Смальта, мрамор, мозаика.
Павел Корин. Мозаика «Бородинское сражение». Смальта, мрамор, мозаика.
Павел Корин. Мозаика «Выступление В. И. Ленина на Красной Площади». Смальта, мрамор, мозаика.
Павел Корин. Мозаика «Красноармейцы с Красным Знаменем». Смальта, мрамор, мозаика.
Павел Корин. Мозаика «Триумф Победы». Смальта, мрамор, мозаика.
Переход возможен в середине зала — через малый эскалатор, затем расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор и далее по тоннельному эскалатору вверх, в подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии[4]. На стене напротив эскалаторного тоннеля — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
По часовой стрелке | 5:39:30 | 5:44:40 |
5:43:05 | 5:47:45 | |
Против часовой стрелки | 5:44:25 | 5:44:50 |
5:43:20 | 5:45:50 |
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии расположена между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Выход в город на Комсомольскую площадь, к Ленинградскому, Ярославскому (из северного торца) и Казанскому вокзалам (по переходам в центре зала).
Из северного вестибюля — выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского — Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги.
По переходам в центре зала — выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.
Станция «Комсомольская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[19]:
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[20][21][22]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 40 | «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Курская»-кольцевая, «Чкаловская», «Площадь Ильича», «Римская» | Ст. метро «Сокольники» | Завод «Красный Путь» |
авт. № 122 | «Сокольники», «Красносельская» | Ст. метро «Сокольники» | Комсомольская площадь |
трол. № 14 | «ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская», «Красносельская», «Сокольники» | Платформа «Северянин» | Электрозаводский мост |
трол. № 22 | «Первомайская», «Партизанская», «Семёновская», «Электрозаводская», «Бауманская» | 16-я Парковая улица | Комсомольская площадь |
трол. № 41 | «Щёлковская», «Черкизовская», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская» | Уссурийская улица | Комсомольская площадь |
трол. № 88 | «Электрозаводская», «Бауманская» | Проспект Будённого | Комсомольская площадь |
трам. № 7 | «Улица Подбельского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Проспект Мира»-кольцевая, «Проспект Мира»-радиальная, «Менделеевская», «Новослободская» | Ст. метро «Улица Подбельского» | Ст. метро «Новослободская» |
трам. № 19 | «Проспект Мира»-кольцевая, «Проспект Мира»-радиальная, «Менделеевская», «Новослободская» | Каланчёвская улица | Ст. метро «Новослободская» |
трам. № 37 | «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная», «Бауманская», «Красносельская» | Новогиреево | Каланчёвская улица |
трам. № 50 | «Авиамоторная», «Бауманская», «Красносельская» | Проезд Энтузиастов | Каланчёвская улица |
«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».
«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:
— Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»[23]
Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[24].
На октябрь 2015 года запланировано открытие второго собственного вестибюля станции[25][26].