Гродненский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
18 |
Общая длина маршрутов |
300 км |
Количество троллейбусных парков |
1 |
Количество троллейбусов |
160 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов |
АКСМ-20101 (85), АКСМ-321 (40), АКСМ-32102 (12), АКСМ-201 (6), ЗЗИУ-9Г016 (5), ЗиУ-9 (5), ЗИУ-9г (5), АКСМ-101 (5), МАЗ-103Т (2),АКСМ-203Т (1), АКСМ-201А7 (1), ЗИУ-683 (1). |
Стоимость проезда |
1300, 1400[1] |
Компания-перевозчик |
УГП "Гродненское троллейбусное управление" |
Сайт компании |
http://www.grodnotu.by/ |
Гродненская сеть троллейбусного сообщения введена в эксплуатацию 5 ноября 1974 года между ГПО «Азот» и Советской площадью. Сейчас в Гродно 17 троллейбусных маршрутов. Общая протяженность одиночной троллейбусной линии около 300 километров - это третья по величине троллейбусная система в Беларуси после Минска и Гомеля. Парк, в основном, состоит из односекционных троллейбусов завода имени Урицкого (Энгельс) и завода «Белкоммунмаш» (Минск). Перевозится в среднем около 80 миллионов пассажиров в год. Троллейбусное депо на 100 машин находится на проспекте Космонавтов 66. Управление производится посредством индукционной связи через центральный и два конечных диспетчерских пункта.
Содержание |
О пуске троллейбуса областная газета писала: «Троллейбус помогает решить назревшую транспортную проблему, придаст нашему 160-тысячному городу более значительный современный вид, облагородит улицы, оздоровит воздух…».
Так и произошло. 5 ноября 1974 года на Советской площади водитель первого класса П. К. Бублей включил цепь управления троллейбуса с надписью «Пионерский». Первым маршрутом на первом троллейбусе в путь отправились строители первых линий из стройуправления № 64 треста №11 («Белэлектромонтаж»), бойцы стройотряда имени Соловьёва мединститута, возводившие первые корпуса троллейбусного управления, реконструировавшие старинные улочки Кирова и Карла Маркса, убравшие воздушную паутину электролиний, смонтировавшие кабельные и контактные сети, и школьники, собравшие металлолом для первого гродненского троллейбуса, и первые водители во главе с первым начальником троллейбусного управления А. П. Смирновым. И вот в напряжённом рабочем ритме работают троллейбусники все эти годы в городе.
Развитие троллейбуса происходило быстрыми темпами. В 1976 году сдана вторая очередь троллейбусных линий. Открыты 2-й и 3-й маршруты протяженностью 16,2 и 17 километров. В 1977 году сдано в эксплуатацию 10,8 км контактной сети и открыт 4-й маршрут протяжённостью 22,3 км. В 1978 году открыты 5-й и 6-й маршруты. В последующие годы количество маршрутов выросло до 12.
Маршрут | Конечные остановки А | Б |
Режим работы в будни | Особенности маршрута | ||
---|---|---|---|---|---|
1
|
ОАО "Гродно Азот" | ↔ | Фолюш | Через Старый мост, Центр | |
2
|
ОАО "Гродно Азот" | ↔ | Комбинат строительных материалов | * | |
3
|
ОАО "Гродно Азот" | ↔ | Форты | * | |
4
|
ОАО "Гродно Азот" | ↔ | Фолюш | Через Румлёвский мост | |
5
|
ОАО "Гродно Азот" | ↔ | ОАО "Гродно Химволокно" | ||
6
|
ОАО "Гродно Химволокно" | ↔ | улица Брикеля | *, *** | |
7
|
Строительный лицей | ↔ | Девятовка | *, ** | |
8
|
ОАО "Гродно Химволокно" | ↔ | Комбинат строительных материалов | ||
9
|
ОАО "Гродно Химволокно" | ↔ | РУП "БелТАПАЗ" | *, ** | |
10
|
Девятовка | ↔ | Фолюш | ||
11
|
ОАО "Гродно Азот" | ↔ | Девятовка | * | |
12
|
ОАО "Гродно Химволокно" | ↔ | Девятовка | ||
13
|
улица Молодёжная | ↔ | Фолюш | ||
14
|
Строительный лицей | ↔ | КСМ | ||
15
|
улица Молодёжная | ↔ | Форты | ||
16
|
ОАО "Гродно Химволокно" | ↔ | улица Молодёжная | ||
17
|
улица Молодёжная | ↔ | Девятовка |
[*] - ввиду особенностей застройки исторического центра Гродно, маршруты №2,3,6,7,9,11 курсируют по улицам Островского, Дзержинского, площадь Ленина, Социалистическая, Карла Маркса, а в обратном направлении - Кирова, площадь Советская, Октябрьская, Большая Троицкая, Виленская.
[**] - маршруты №7 и №9 на остановке "улица Молодёжная" курсируют в оба направления. В связи с этим на лобовых стёклах машин данных маршрутов установлена табличка с указанием конечного пункта следования.
[***] - маршрут №6 по направлению к остановке "улица Брикеля" следует по улицам Горького и Дубко, а обратно - по улице Дзержинского.
2002 - Маршрут №7 продлён до Девятовки.
2002 - Открыт остановочный пункт "улица Молодёжная".
2003 - Открыт маршрут №4 "ОАО "Гродно Химволокно" - площадь Декабристов" (с заездом на улицу Молодёжную).
2004 - Маршрут №4 продлён до конечной остановки "Фолюш" без заезда на улицу Молодёжную.
2006 - Пуск троллейбуса по Румлёвскому мосту, открыт маршрут №6 "ОАО "Гродно Химволокно" - улица Островского".
2008 - Маршрут №4 вместо "ОАО "Гродно Химволокно" следует по Румлёвскому мосту на "ОАО "Гродно Азот".
2008 - Пуск троллейбуса по улице Дубко (в одну сторону), продление маршрута №6 до улицы Брикеля.
2009 - Открыт маршрут №5 "ОАО "Гродно Химволокно" - "ОАО "Гродно Азот" (через Румлёвский мост).
2012 - Открыт маршрут №14 "Строительный лицей" - БЛК (сейчас продлён до КСМ)[2].
2012 - Маршруты 1В, 3В, 9В и 11В преобразованы соответственно в 13, 15, 16 и 17.
Со строительством нового депо появятся и новые маршруты. Во-первых, планируется провести линию до Южного рынка, пустить туда примерно 5 маршрутов. Во-вторых, в перспективе может быть построена линия до областной больницы в Пышках, троллейбусы также пойдут по улице Кабяка.[3] Также планируется пустить троллейбусы к строящемуся на юге города микрорайону Ольшанка.
Гродненские троллейбусы на сегодняшний день перевозят более 60% пассажиров Гродно.
Маршрут № 3 остался неизменным со времен пуска.
Гродно один из немногих городов, в которых при развитой сети троллейбусные маршруты не заходят на железнодорожный вокзал.
Гродненцы оплачивают только 66% себестоимости троллейбусных линий.
Некоторое время отсутствовали маршруты 4, 5 и 6.
Троллейбуса в Гродно могло и не быть, так как троллейбусы в советское время полагались городам с числом жителей более 250 тысяч человек, а на момент пуска в городе проживало только 160 тысяч.
В 90-х годах в Гродно ходил сочленённый троллейбус с парковым номером 249, однако его эксплуатация была технически затруднена в связи с особенностями Троллейбусного депо. Троллейбус-гармошка, который курсировал на маршруте №11, сейчас все так же исправно ездит, правда его разрезали наполовину – передняя часть как и прежде перевозит пассажиров, а задняя используется под небольшой склад на территории депо.
В Гродно одно троллейбусное депо, хотя очень давно ходят разговоры о строительстве второго, причём существует информация о том, что площадка давно выделена.
В Гродно троллейбусы сдают напрокат. Первыми такой услугой воспользовались молодожёны. Украшенный свадебной мишурой троллейбус 6 часов катал новобрачных и их гостей по улицам древнего города. Около 40 участников столь необычного путешествия соревновались в различных конкурсах, в том числе за право занять сидячие места. Примерные пассажиры купили у молодых проездные талоны, а «зайцам» пришлось выпить по 100 граммов «штрафной».
Транспорт в Белоруссии | |
---|---|
Метро | Минск |
Трамвай | Витебск • Минск • Мозырь • Новополоцк |
Троллейбус | Бобруйск • Брест • Витебск • Гомель • Гродно • Минск • Могилёв |
Автобус | Минск • Слуцк |
См. также | Список городских трамвайных систем • Список троллейбусных систем мира |
Гродненский троллейбус.