Гомельский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
21 + 7 с индексом «а» = 28 |
Длина контактной сети |
146,4 км |
Количество троллейбусных парков |
2 |
Количество троллейбусов |
около 240 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов | |
Стоимость проезда |
1300 бел. руб |
Компания-перевозчик |
КУП «Горэлектротранспорт» |
Сайт компании |
КУП «Горэлектротранспорт» |
Троллейбусное сообщение в Гомеле было открыто 20 мая 1962 года. На сегодняшний день троллейбусная сеть Гомеля по протяженности линий и пассажиропотоку является второй по величине в Беларуси, уступая лишь минской. На долю троллейбусов приходится 43,3 % городских пассажирских перевозок.[1]
Содержание |
В настоящее время гомельский парк насчитывает 237 пассажирских троллейбусов. Электрифицированы и покрыты троллейбусным сообщением без малого 70 км гомельских улиц. Маршрутная сеть состоит из 28 маршрутов, которые соединяют между собой все районы Гомеля. Плановый выпуск на линию в рабочие дни составляет 175 троллейбусов, ежедневный объём перевозки пассажиров — 265 тыс. человек. Удельный вес троллейбуса в городских пассажирских перевозках — 43,3 %.[1]
В настоящее время троллейбусное сообщение осуществляется коммунальным унитарным предприятием «Горэлектротранспорт». В состав предприятия входят два троллейбусных депо общей вместимостью 225 машино-мест с технологическим оборудованием, энергослужба, обслуживающая 19 линейных тяговых подстанций и 146,4 км контактной сети, гараж, насчитывающий 44 единицы техники, строительный участок. Социальная сфера предприятия включает в себя 2 общежития на 450 койко-мест, 2 столовые, буфет, здравпункт, спортивно-оздоровительный комплекс.
Списочная численность работающих на 01.01.2012 г. — 1279 человек, в том числе 490 женщин, молодежь в возрасте до 31 года — 246 человек. Директор КУП «Горэлектротранспорт» — Редюк Сергей Анатольевич. Главный инженер — Морозов Виктор Владимирович.[1]
По состоянию на 26 июня 2008 года количество линейных тяговых подстанций (ЛТП) составляет 19 — это:
Общая мощность тяговых подстанций — 34270 кВт.час. Все подстанции работают в автоматическом режиме под управлением комплекса телемеханики «Сириус».[1]
Троллейбусный парк № 1 на 125 машин открыт в 1962 году, с открытием в Гомеле троллейбусного сообщения. Он расположен в северо-западной части города (ул. Троллейбусная, 1) и обслуживает маршруты центральной, северной и юго-восточной частей города: 1, 3, 5, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 20а, 21, 23
Троллейбусный парк № 2 на 100 машин открыт в 1975 году. Троллейбусный парк № 2 открыт в 1985 году. Расположен в юго-западной части города (ул. Барыкина, 319) и обслуживает маршруты южной и центральной частей города: 2, 6, 6а, 7, 8, 11, 11а, 12, 12а, 14, 19, 19а, 20, 20а, 22, 22а, 23.
Первыми моделями троллейбусов на гомельских улицах были небезызвестные ЗиУ-5. За свой вклад в развитие пассажирских перевозок в Гомеле одна из машин до сих пор находится в троллейбусном парке № 1 в качестве экспоната.
В настоящее время в Гомеле эксплуатируются троллейбусы моделей АКСМ-321, АКСМ-201, АКСМ-101, ЗИУ-682 (последние две модели в настоящее время активно списываются). Парк машин города регулярно обновляется. Так, в период 1997—2006 годов было поставлено около 80 троллейбусов модели АКСМ-201. С 2006 ведется закупка моделей АКСМ-321. Ежегодно закупается около 20 таких машин.
Модель | ЗиУ-5 | ЗиУ-9 | АКСМ-101 | АКСМ-201 | АКСМ-213 | АКСМ-321 |
---|---|---|---|---|---|---|
В эксплуатации | 1962-1992 | с 1972 | с 1995 | с 1997 | с 2002 | с 2006 |
Годы поставок | 1962-1972 | 1972-1995, 2001 | 1995-1998, 2000 | 1997-2006 | 2002 | с 2006 |
Всего поступило | 80 | 1 | 130+ | |||
Фотография |
В городе имеется один сочлененный троллейбус — АКСМ-213 с бортовым номером 1653, покупка которого была приурочена к 40-летию Горэлектротранспорта (2002 год). № 1653 является первым троллейбусом этой модели, выпущенным на заводе «Белкоммунмаш»[7]. Машина работает на 20-м маршруте «Гидропривод — Солнечная», втором по длине в городе. Однако модель не прижилась, так как было решено, что закупка сочлененных троллейбусов не оправдывает средства.[4]
С 15 декабря 2010 года, в честь открытия новой троллейбусной линии, около недели по маршруту № 16 курсировал уникальный для Гомеля АКСМ-420. Интересно, что в связи с отсутствием компостеров, в салоне троллейбуса работал кондуктор.[8]
В Гомеле появилась традиция создания именных троллейбусов. Сейчас в эксплуатации находятся три такие машины, все модели АКСМ-321:
Фирменный троллейбус футбольного клуба «Гомель». Начал курсировать в августе 2010 года. Раскрашен в цвета клуба, на маршрутоуказателе высвечивается надпись «Гомель, вперёд!». В салоне троллейбуса пассажиры могут ознакомиться со всей интересующей болельщиков футбольной информацией — от календаря игр до личных страничек каждого футболиста. Создание фирменного футбольного троллейбуса приурочено к 100-летию со дня первого официального футбольного матча, который был сыгран в Гомеле. Таким образом руководство клуба надеется повысить интерес гомельчан к выступлениям ведущей команды региона. Курсирует по маршруту № 1, реже — по маршруту № 20.[9]
Троллейбус посвящён истории Гомеля. Вышел на линию 17 сентября 2011 года. Борта украшены историческими панорамами Гомеля. Есть историческая информация и в салоне: по всей его длине размещены фотографии старых зданий, встречающихся на маршруте, и краткая о них справка. Стилизована под начало XX века схема движения троллейбуса по маршруту, выписка из правил пользования троллейбусом и все прочие информационно-указательные таблички. Водитель также одет по моде тех лет. Во время следования по маршруту, речевой информатор рассказывает о улицах и зданиях вдоль которых следует троллейбус. Курсирует маршруту № 1 «Вокзал» — «Гидропривод». Одновременно с выпуском на линию троллейбуса, в продажу поступили сувенирные талоны на одну поездку: на них нанесены изображения скульптурной группы «Первый гомельчанин», также известной как «Лодочник», и первого гомельского троллейбуса. На обратной стороне имеются интересные факты из истории города.[10]
В мае 2012, к 50-летию открытия троллейбусного движения в Гомеле, введён в эксплуатацию троллейбус посвященный истории развития электрического транспорта в Гомеле.[11]
Маршрутная сеть Гомеля включает в себя 21 основной маршрут, а также 7 маршрутов с буквой «а», которые, в большинстве своём, являются укороченными версиями основных маршрутов и используются в межпиковое время и в выходные дни, а также при следовании троллейбусов в парк.
Характеристика маршрутной троллейбусной сети г. Гомеля (2004 год)
По количеству маршрутов на единицу населения Гомель занимает лидирующее положение в Беларуси.
Троллейбусные маршруты в Гомеле | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Маршрут | Пиковый | Межпиковый | Выходной | Для следования в парк | Улицы следования |
1 |
Вокзал — Гидропривод | да | да | да | нет | пр. Ленина, Трудовая, Советская, Федюнинского. |
2 |
Технический университет (кольцевой) (Курсирует по часовой стрелке против кольцевого маршрута №8) | да | да | да | нет | пр. Октября, Богдана Хмельницкого, Полесская, Рогачевская, Советская, Трудовая, Интернациональная, Барыкина, Богдана Хмельницкого, пр. Октября. |
3 |
Завод «Кристалл» — Солнечная | да | нет | нет | нет | Ильича, Фрунзе, Барыкина, Речицкое шоссе. |
5 |
Вокзал — Завод «Кристалл» | да | да | да | нет | пр. Ленина, Интернациональная, Фрунзе, Ильича. |
6 |
Химзавод (кольцевой) (Курсирует против часовой стрелки против кольцевого маршрута №14) | да | нет | нет | нет | Химзаводская, Объездная, Речицкое шоссе, Студенческая пр. Октября, Богдана Хмельницкого, Барыкина, Объездная, Химзаводская. |
6а |
Химзавод (кольцевой) | да[12] | нет | да | нет | Химзаводская, Объездная, Речицкое шоссе, Студенческая, пр. Октября, Богдана Хмельницкого, Речицкое шоссе, Объездная, Химзаводская. |
7 |
Вокзал — Химзавод | да | да | да | нет | пр. Ленина, Интернациональная, Барыкина, Объездная, Химзаводская. |
7а |
Вокзал — Радиозавод | нет | да | да | нет | пр. Ленина, Интернациональная, Барыкина. |
8 |
Технический университет (кольцевой) (Курсирует против часовой стрелки против кольцевого маршрута №2) | да | да | да | нет | пр. Октября, Богдана Хмельницкого, Барыкина, Интернациональная, Трудовая, Советская, Рогачевская, Полесская, Богдана Хмельницкого, пр. Октября. |
9 |
мкр-н Клёнковский — Гидропривод | да | нет | нет | нет | Чечерская, Свиридова, Огоренко, Мазурова, Хатаевича, Советская, Федюнинского. |
10 |
Вокзал — Завод самоходных комбайнов | да | да | да | нет | Победы, Советская, Рогачевская, Полесская, пр. Космонавтов, Дворникова, Фадеева, Ефремова ↔ Ефремова, Фадеева, Богданова, пр. Космонавтов, Полесская, Рогачёвская, Советская, Трудовая, пр. Ленина. |
11 |
ЗЛиН — Солнечная | да | нет | нет | нет | Могилевская, пр. Космонавтов, Богдана Хмельницкого, пр. Октября, Студенческая, Речицкое шоссе. |
11а |
ЗЛиН — Технический университет | да | нет | нет | да | Могилевская, пр. Космонавтов, Богдана Хмельницкого, пр. Октября. |
12 |
Гидропривод — Солнечная | да | нет | нет | нет | Федюнинского, Советская, Героев Подпольщиков, Ефремова, пр. Космонавтов, Богдана Хмельницкого, пр. Октября, Студенческая, Речицкое шоссе. |
12а |
Гидропривод — Технический университет | да | нет | нет | да | Федюнинского, Советская, Героев Подпольщиков, Ефремова, пр. Космонавтов, Богдана Хмельницкого, пр. Октября. |
14 |
Химзавод (кольцевой) (Курсирует по часовой стрелке против кольцевого маршрута №6) | да | нет | нет | нет | Химзаводская, Объездная, Барыкина, Богдана Хмельницкого, пр. Октября, Студенческая, Речицкое шоссе, Объездная, Химзаводская. |
15 |
Вокзал — Волотова | да | да | да | нет | пр. Ленина, Трудовая, Советская, Малайчука, Крупской, Каменщикова ↔ Каменщикова, Крупской, Малайчука, Советская, Победы. |
16 |
Вокзал — мкр-н Клёнковский | да | да | да | нет | пр. Ленина, Трудовая, Советская, Хатаевича, Мазурова, Огоренко, Свиридова, Чечерская. |
17 |
мкр-н Клёнковский — Стадион «Гомсельмаш» | да | нет | 9:00 - 17:40 | нет | Чечерская, Свиридова, Огоренко, Каменщикова, Крупской, Малайчука,Советская, Геровев Подпольщиков, Ефремова, Фадеева, Богданова, пр. Космонавтов ↔ Ефремова, Героев Подпольщиков, Советская, Малайчука, Крупской, Каменщикова, Огоренко, Свиридова, Чечерская. |
18 |
Завод «Кристалл» — Стадион «Гомсельмаш» | да | нет | нет | нет | Ильича, Фрунзе, Интернациональная, Трудовая, Советская, Геровев Подпольщиков, Ефремова, Фадеева, Богданова, пр. Космонавтов ↔ Ефремова, Героев Подпольщиков, Советская, Трудовая, Интернациональная, Фрунзе,Ильича. |
19 |
Вокзал — Солнечная | да | да | да | нет | Победы, Советская, Рогачевская, Полесская, Богдана Хмельницкого, Речицкое шоссе. |
19а |
Вокзал — Парк «Фестивальный» | нет | нет | нет | да | Победы, Советская, Рогачевская, Полесская, Богдана Хмельницкого, Речицкое шоссе. |
20 |
Гидропривод — Солнечная | да | да | да | нет | Федюнинского, Советская, Трудовая, Интернациональная, Барыкина, Речицкое шоссе. |
20а |
Гидропривод — Парк «Фестивальный» | нет | нет | нет | да | Федюнинского, Советская, Трудовая, Интернациональная, Барыкина, Речицкое шоссе. |
21 |
Волотова — Завод самоходных комбайнов | да | нет | нет | нет | Каменщикова, Мазурова, Хатаевича, Советская, Рогачевская, Полесская, пр. Космонавтов, Дворникова, Фадеева, Ефремова ↔ Ефремова, Фадеева, Богданова, пр. Космонавтов, Полесская, Рогачёвская, Советская, Хатаевича, Мазурова, Каменщикова. |
22 |
Вокзал — Солнечная | нет | нет | да | нет | пр. Ленина, Интернациональная, Барыкина, Богдана Хмельницкого, пр. Октября, Студенческая, Речицкое шоссе. |
22а |
Вокзал — Технический университет | нет | нет | да | да | пр. Ленина, Интернациональная, Барыкина, Богдана Хмельницкого, пр. Октября. |
23 |
Волотова — Химзавод | да | нет | нет | нет | Чечерская, Свиридова, Огоренко, Мазурова, Хатаевича, Советская, Трудовая, Интернациональная, Барыкина, Объездная, Химзаводская. |
Для оплаты проезда в гомельских троллейбусах используется разовый билет с водяными знаками, после компостирования дающий право одной поездки, либо проездной билет. Введены различные тарифы на разовые билеты: при покупке в киосках КУП «Горэлектротранспорт» — 1300 белорусских рублей, при покупке у водителя троллейбуса — 1500 белорусских рублей. Пассажир без проездного билета или не закомпостировавший разовый билет на протяжении одной остановки после входа в салон троллейбуса подвергается штрафу в размере 0,2 базовой величины. Идентификация талона контролирующими лицами производится по рисунку компостера, изменяющегося в каждом троллейбусе каждую неделю.
Отличительная особенность гомельских троллейбусов — наличие электромеханических компостеров. Достаточно вставить талон в компостер и нажать на кнопку. Внутри компостера срабатывает электромагнит, с помощью которого опускаются металлические штыри, формирующие рисунок на билете. При проверке оплаты проезда ревизорами, водитель с рабочего места принудительно отключает питание компостера, и пробить талон невозможно.[13]
В ближайшие годы планируется прокладка контактной сети в новый, 104 микрорайон.[14]
Также планируется прокладка троллейбусной линии при соединении улиц Ефремова и Каменщикова.
В планах есть открытие 3 троллейбусного парка.[4]
Транспорт в Белоруссии | |
---|---|
Метро | Минск |
Трамвай | Витебск • Минск • Мозырь • Новополоцк |
Троллейбус | Бобруйск • Брест • Витебск • Гомель • Гродно • Минск • Могилёв |
Автобус | Минск • Слуцк |
См. также | Список городских трамвайных систем • Список троллейбусных систем мира |
Гомельский троллейбус.