«Автово»
Кировско-Выборгская линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
12 |
Количество платформ: |
1 |
Архитекторы: | |
Инженеры-конструкторы: |
С. М. Эпштейн |
Выход к улицам: | |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
АВ |
«А́втово» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причем именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Названа из-за расположения в историческом районе — Автово.
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[1].
Содержание |
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Инженер С. М. Эпштейн. Располагается на проспекте Стачек между домами № 94 и 90. Оформлен мощным двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане.
Основание купола опоясывает надпись:
«Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках»
(в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»). Фасады павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941—1943 годах», работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой и М. П. Щеглова.
При входе на станцию задумывалась установка профиля И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В павильоне установлено панно «Защитники Ленинграда», работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.
Выход со станции расположен в её северном торце.На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. В 2004 году кассы переведены из верхнего вестибюля в средний.
«Автово» — колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная в первой очереди станция мелкого заложения. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке и инженера С. М. Эпштейн. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно, известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов.
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло издавна использовалось в качестве облицовочного материала, но при оформлении метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн, стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.
Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г. З. Гершуни.
Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.
По проекту все колонны должны были быть стеклянными. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем[2]. Но после выступлений Н. С. Хрущёва против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались[3].
Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова[3].
С 2006 года на станции началась деформация путевых стен в связи с просадкой грунта и приходом гидроизоляции в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины.
С 2007 года на станции производится капитальный ремонт путевых стен. Работы осложняются тем, что работать приходится в ночное «окно», так как по этой станции осуществляется движение хозяйственных поездов.
Работы по гидроизоляции путевых стен проводились силами НПО «Спецгидроизоляция». Новая гидроизоляция стен является трёхслойной: после снятия старой облицовки в стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуретана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии, и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, вследствие чего при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не давая ей соприкасаться облицовкой[5].
Летом 2007 года были закончены работы по ремонту гидроизоляции тоннелей и начаты облицовочные работы[6], которые были завершены, как и планировалось[7][8], в конце 2009 года.
С октября 2010 по декабрь 2012 года на станции производится капитальный ремонт потолка в связи с необходимостью усиления гидроизоляции. При этом подвергнутся замене как несущие конструкции подвесного потолка, так и декоративные элементы оформления, которые по окончании работ будут воссозданы в прежнем виде[9]. Для предотвращения растрескивания художественного стекла, которым отделана часть колонн, на период ремонта они укреплены щитовыми досками.
Предшественник: нет |
Конечная станция Кировско-Выборгской линии 15 ноября 1955 — 1 июня 1966 |
Преемник: Дачное (закрытая) |
Автово (станция метро).