Canadair Regional Jet

Перейти к: навигация, поиск
Canadair Regional Jet
Тип пассажирский самолёт
Разработчик Bombardier
Производитель Bombardier
Первый полёт 10 мая 1991
Начало эксплуатации 1991 год
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты Comair (81)
Air Jazz (64) Lufthansa CityLine (32) UTair (15)
Годы производства 1991 — н. в.
Единиц произведено 1760 (декабрь 2014)[1]
 Изображения на Викискладе

Bombardier Canadair Regional Jet (CRJ) — семейство региональных пассажирских реактивных узкофюзеляжных самолётов. Первый полёт самолет совершил 10 мая 1991 года. CRJ-100 стал первым самолётом современного уровня среди 50-местных машин. По скорости самолёт можно сравнивать и с более крупными машинами, в то время как его экономичность вполне соответствует классу. Среди других отличительных особенностей модели — шайбы (законцовки) Уиткомба. Семейство состоит из нескольких модификаций, отличающихся длиной фюзеляжа и дальностью полёта.

Модификации

CRJ 100

CRJ-100 стал первым самолётом современного уровня среди 50-местных машин. Является самым коротким в семействе самолётов CRJ. Оснащается двигателями General Electric CF34-3A1.

CRJ 200

CRJ700 (садится) и CRJ200 в Дюссельдорфе

Успешная модель CRJ-100 в 1995 году была модернизирована в CRJ-200 — самолёту поставили новые, более экономичные двигатели General Electric CF34-3B1. CRJ-200 имеют повышенные эксплуатационные характеристики: данный тип способен выполнять полёты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов. Пятидесятиместный комфортабельный салон, оборудованный удобными кожаными креслами, благодаря имеющимся инженерно-техническим решениям, может легко быть переоборудован в полный эконом или бизнес/эконом класс.

CRJ 440

В июле 2001 года Bombardier объявила о разработке 44-местного варианта самолёта Bombardier CRJ200, который получил обозначение Bombardier CRJ440. Northwest Airlines была стартовым заказчиком самолётов этого варианта CRJ[2].

CRJ 700

Первый полёт Bombardier CRJ 700 совершил 27 мая 1999 года. По оценкам Bombardier Aerospace в 1999 году, до 2020 года рынку потребуется более 1500 единиц 70-местных региональных реактивных самолётов. Ещё до начала первых поставок компания уже имела 96 подтверждённых заказов и опцион на 140 самолётов.

CRJ 705

Используя фюзеляж CRJ 900, Bombardier разработала модификацию CRJ 705, предназначенную для перевозки 75 пассажиров в условиях повышенной комфортности.

CRJ 900

Модель рассчитана на перевозку 88 пассажиров. Первый полёт Bombardier CRJ 900 совершил 21 февраля 2001 года. Кроме стандартной, существует ещё несколько версий самолёта — удлинённая и для дальних перелётов. По данным на 2010 год Bombardier CRJ 900 эксплуатируется в России авиакомпанией Adria (Словения) по маршруту Москва—Любляна, компанией Estonian Air (Эстония) по маршруту Таллин—Москва и Таллин—Санкт-Петербург.

CRJ 1000

Программа по созданию Bombardier CRJ 1000 была начата Bombardier Aerospace 19 февраля 2007 года. Совершивший первый полёт в сентябре 2008 года 100-местный CRJ 1000 является последней моделью семейства Canadian Regional Jet.

Challenger 800

Корпоративный вариант самолёта Bombardier CRJ 200 с более комфортабельным салоном на 15 пассажиров.

Характеристики Bombardier CRJ-семейства

CRJ100/200 CRJ700 CRJ900 CRJ1000
Экипаж 2 пилота
Пассажировместимость 50 70 88 100
Длина, м 26,77 32,51 36,2 39,13
Размах крыла, м 21,22 23,24 24,85 26,18
Высота, м 6,22 7,57 7,51 7,13
Диаметр фюзеляжа, м 2,9
Вес пустого самолёта, т 13,7 19,7 21,4 23,2
Максимальный взлётный вес, т 23-24 35 38 41
Силовая установка ТРДД GE CF34-3A1 (CRJ-100) GE CF34-3B1 (CRJ-200) ТРДД GE CF34-8C5
Максимальная скорость, км/ч 860 875 882 870
Крейсерская скорость, км/ч 786
Дальность, км 2000 3017(ER) 2700 3713(LR) 2700 3300(ER) 3800(LR) 2400 2900(ER) 3300(LR) 2800 3100(ER)
Максимальная высота, м 12 500

Заказы и поставки

Модель Заказано Поставлено Невыполненные заказы
CRJ100 226 226 0
CRJ200 709 709 0
CRJ440 86 86 0
CRJ700 334 324 10
CRJ705 16 16 0
CRJ900 384 327 57
CRJ1000 70 39 31
Challenger 800 33 33 0
ИТОГО: 1858 1760 98

Источник: Program Status Report — CRJ Series aircraft on December 31, 2014[1]

В России и странах бывшего СССР

По данным Bombardier, на 2014 год в России и странах бывшего СССР в эксплуатации находятся 82 самолета CRJ100/200. Российские авиакомпании: РусЛайн - 16 CRJ100/200, ЮТэйр - 12 CRJ200, Ак Барс Аэро - 15 CRJ200, Ямал (авиакомпания) - 10 CRJ200), ИрАэро - 6 CRJ200), Северсталь (авиакомпания) - 6 CRJ200. Эти ВС также есть в самолётных парках компаний ЮТэйр-Украина - 3 CRJ200, белорусской Белавиа - 5 CRJ100/200, грузинской Georgian Airways - 4 CRJ100/200 и казахстанской SCAT - 6 CRJ200[3].

Аварии и катастрофы

За всю историю было потеряно 16 машин типа CRJ-100/200/700.[4]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание происшествия
26.07.93 C-FCRJ Канзас 3/3 Испытательный полёт, разбился из-за неверных действий экипажа.
16.12.97 C-FSKI Фредериктон 0/42 Не смог уйти на второй круг.
22.06.03 F-GRJS около Бреста 1/24 Разбился при снижении из-за порыва ветра.
14.10.04 N8396A Джефферсон 2/2 Технический рейс, разбился при снижении из-за ошибок пилотов.
21.11.04 B-3072 Баотоу 2+53/53 Разбился при наборе высоты, не была выполнена противообледенительная обработка.
27.08.06 N431CA Лексингтон 49/50 Взлетал не с той полосы из-за ошибки экипажа.
13.02.07 N168CK Внуково 0/3 При взлёте потерял устойчивость и перевернулся на ВПП. Недостатки в РЛЭ, экипаж не включил противобледенительную систему крыла.
20.05.07 C-FRIL Торонто 0/40 При посадке подломилась носовая стойка шасси.
14.02.08 EW-101PJ Ереван 0/12 При взлёте рухнул на ВПП, перевернулся и загорелся. Не была проведена противообледенительная обработка.
07.07.08 N706EV Батон-Руж 0/0 Во время чистки компрессора левого двигателя последний вышел на максимальный режим, самолет пришел в движение и столкнулся с двумя CRJ200, которые также находились в ангаре.
28.02.09 N830AS Флорида 0/2 При запуске питания в ангаре начался пожар[5]. Списан.
12.11.09 5Y-JLD Кигали 1/13 При движении к терминалу врезался в здание.
14.07.12 N865AS Сент-Джордж 1/1 Врезался в здание при попытке угона.
04.04.11 4L-GAE Киншаса 32/33 Разбился при посадке в ливень. Выполнял рейс миссии ООН.
24.01.12 N8524A Провиденс 0/н.д. Получил повреждения на стоянке. Списан.
29.01.13 UP-CJ006 Алматинская область 21/21 Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. Экипаж по не до конца установленной причине перевёл самолёт в пикирование.
20.07.14 5A-LAL Триполи 0/0 Уничтожен выстрелом из РПГ во время боев в аэропорту.

Примечания

  1. ↑ Program Status Report - CRJ Series aircraft
  2. CRJ NEXTGEN FAMILY OF REGIONAL JETS(недоступная ссылка с 19-11-2013 (505 дней))
  3. Bombardier предложила клиентам в России заменить CRJ200 на турбовинтовые Q400
  4. ASN Aviation Safety Database: all hull-loss occurrences — Canadair RJ100/200/700 (англ.)
  5. ASN Aircraft accident 28-FEB-2009 Canadair CL-600-2B19 Regional Jet CRJ-200ER N830AS (англ.)



Canadair Regional Jet.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52