С-5 (подводная лодка)

С-5
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Либава, Усть-Двинск
Спуск на воду 16 мая 1937
Выведен из состава флота 28 августа 1941
Современный статус погибла на мине
Основные характеристики
Тип корабля Средняя подводная лодка
Обозначение проекта тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 837 т
Водоизмещение подводное 1 090 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 77,7 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4 м
Силовая установка

Дизель-электрическая

  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С
Вооружение
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-
минное вооружение
6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К

С-5 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, С — «Средняя» времён Второй мировой войны. Участвовала в советско-финской войне, в Великой Отечественной войне успехов не добилась, погибла в августе 1941 года.

Содержание

История корабля

Заложена 28 декабря 1935 года на заводе № 189 в Ленинграде под стапельным номером 278 и литерным обозначением «Н-5». Спущена на воду 16 мая 1937 года, вступила в строй 27 ноября 1939 года под командованием А. А. Бащенко.

Советско-финская война

В январе 1940 года «С-5» совершила поход в устье Финского залива для наблюдения за шведским и финским флотами, однако из-за тяжёлых условий занять позицию не смогла. Вмёрзла в лёд, была освобождена канонерской лодкой «Красное знамя». 8 февраля прибыла в Либаву.

Великая Отечественная война

24 июня 1941 года вышла из Усть-Двинска и заняла позицию между островом Борнхольм и Карлскроной. За время патрулирования не обнаруживала судов противника. 10 июля прибыла в Триги, откуда перешла в Кронштадт для прохождения текущего ремонта. 6 августа отправилась к Данцигу, за время патрулирования произвела безрезультатную атаку одиночной торпедой. 24 августа прибыла в Таллин. Во время прорыва кораблей Балтийского флота последней из подводных лодок покинула порт, шла в основной группе боевых кораблей, сразу за крейсером «Киров». 28 августа в районе мыса Юминда на плотном минном поле в борт «С-5» попала плавающая мина, в результате взрыва которой сдетонировал артиллерийский боезапас лодки и она быстро затонула. Из находившихся на лодке спаслись 9 человек, которых подняли из воды тральщики и катера. В числе спасённых оказались командир 1-й БрПЛ капитан 1-го ранга Н. П. Египко и командир лодки капитан 3-го ранга А. А. Бащенко. В числе погибших был командир 3-го ДиПЛ капитан 3-го ранга А. К. Аверочкин.

Литература

  • Морозов, М. Э., Кулагин, К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3
  • Платонов А. В.  Энциклопедия советских подводных лодок 1941—1945. — М.: АСТ, 2004. — С. 237. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-024904-7

Ссылки

  • Евгений Чирва, Дмитрий Метелёв С-5. «Великая Отечественная под водой». town.ural.ru/ship (2006-2011). Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 17 сентября 2011.
  • Николаев А. С. Н-5, С-5 Тип «С» IX-бис серии. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2006-2009). Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 17 сентября 2011.

С-5 (подводная лодка).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52