С-51 (подводная лодка)

С-51
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Владивосток, Полярный
Спуск на воду 30 августа 1940
Выведен из состава флота 11 февраля 1972
Современный статус Списана. Часть осталась как мемориал в посёлке Гремиха
Основные характеристики
Тип корабля Средняя подводная лодка
Обозначение проекта тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 837 т
Водоизмещение подводное 1 090 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 77,7 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4 м
Силовая установка

Дизель-электрическая

  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С
Вооружение
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-
минное вооружение
6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К


С-51 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, типа С — «Средняя», времён Второй мировой войны.

Лодка была заложена в апреле 1937 года года в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод» под стапельным номером 284. В виде секций была перевезена во Владивосток и достроена на заводе № 202 «Дальзавод». Спущена на воду 30 августа 1940 года, была зачислена в состав Тихоокеанского флота 30 ноября 1941 года, была сдана в эксплуатацию 16 декабря 1941 года.

Содержание

История службы

Зимой 1941/42 года C-51 под командованием капитана 3-го ранга Ивана Фомича Кучеренко прошла курс боевой подготовки. С 6 июня по 6 июля 1942 года лодка совершила дальний поход в Японское море с целью разведки коммуникаций. 6 октября 1942 года С-51 в группе из четырёх «эсок» отправилась в переход на Северный флот. Через 110 суток, 24 января 1943 года С-51, единственная из субмарин группы воздержавшаяся от промежуточной остановки в Англии, первой прибыла в Кольский залив. Лодка отличалась от других тем, что носовые сетепрорезающие пилы на ней к середине войны были демонтированы.

Боевые походы

5 ноября 1944 года С-51 была награждена Орденом Красного Знамени

Послевоенная служба

Находилась в строю до 1954 года. Затем ещё в течение почти 20 лет служила кабинетом боевой подготовки, учебно-тренировочной станцией. В 1970 году вытащена на берег. В 1972 году исключена из состава флота, с 1973 года рубка и часть лёгкого корпуса установлены как памятник в Гремихе.

Командиры

  • Азаров В. С., 1938—1940[1]
  • Братишко Д. К., 1940
  • Кучеренко И. Ф., 1941—1944
  • Колосов К. М., 1944 — ?
  • Герасимов, ? — 1949
  • Малышев, 1950
  • Евсеев И. А., 1951 — ?

Примечания

  1. С-51, КБП-39, УТС-19 Тип «С» IX-бис серии. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2005-2009). Архивировано из первоисточника 13 марта 2012. Проверено 10 декабря 2011.

Литература

  • Морозов, М. Э., Кулагин, К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3

Ссылки

  • Евгений Чирва, Дмитрий Метелёв «C-51». «Великая Отечественная под водой». town.ural.ru/ship (2006-2010). Архивировано из первоисточника 13 марта 2012. Проверено 10 декабря 2011.
  • Николаев А. С. С-51, КБП-39, УТС-19 Тип «С» IX-бис серии. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2005-2009). Архивировано из первоисточника 13 марта 2012. Проверено 10 декабря 2011.
  • Алексею Николаевичу Лаванову по случаю 90-летнего юбилея, vladimir-pelevin.blogspot.com (30 марта 2011). Проверено 10 декабря 2011.

С-51 (подводная лодка).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52