Столкновение Ту-134А и Ан-26 | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
12:13 |
Характер | |
Причина |
Ошибка УВД |
Место |
6 км северо-западнее Золочева (Львовская область, УССР, СССР) |
Координаты |
|
Погибшие |
94 |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Эстонское УГА, Таллинский ОАО) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
8381 |
Бортовой номер |
СССР-65856 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
73 |
Экипаж |
6 |
Погибшие |
79 (все) |
Второе воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания |
ВВС СССР 243 осап |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
СССР-26492 |
Бортовой номер |
СССР 101 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
9 |
Экипаж |
6 |
Погибшие |
15 (все) |
3 мая 1985 года в небе близ Золочева (Львовская область) произошло лобовое столкновение двух самолётов: пассажирского Ту-134А, выполнявшего рейс Таллин—Львов—Кишинёв, и военно-транспортного Ан-26, летевшего из Львова в Москву. В результате столкновения погибли все 94 человека в обоих самолётах.
Содержание |
В 10:38 из Таллинского аэропорта вылетел Ту-134А с бортовым номером СССР-65856 (заводской — 23253) авиакомпании Аэрофлот (Эстонское УГА). Самолёт выполнял внутренний рейс № 8381 Таллин—Кишинёв с промежуточной посадкой в Львове. Экипаж состоял из 9 человек[1]:
В салоне находились 73 пассажира: 65 взрослых и 8 детей[1]. Среди известных пассажиров, на нём летели выдающийся русский художник-график «львовский Дюрер» Александр Аксинин и перспективный молодой эстонский спортсмен (настольный теннис) Алари Линдмэе (эст: Alari Lindmäe).
В 12 часам дня Ту-134А был на подлёте к Львову, когда в 12:02 из Львовского аэропорта вылетел военно-транспортный Ан-26, который принадлежал 243-му ОСАП ВВС и направлялся в Москву. Его экипаж состоял из 6 человек[1]:
В салоне Ан-26 летело высшее руководство Военно-Воздушных Сил Прикарпатского военного округа, включая командующего генерал-майора авиации Е. И. Крапивина, члена военного совета округа генерал-майора В. М. Доценко, начальника штаба ВВС ПрикВО С. А. Волкова и других военачальников. Также на самолёте летели оба сына Крапивина — Александр и Андрей, а также Наталья Громова — жена будущего командующего 40-й армией Бориса Громова. Всего на борту Ан-26, включая 6 членов экипажа, находились 15 человек[1].
В тот день над Львовом погода была облачной, с верхней границей 5-6 км. В 12:05:45 с Львовским РЦ УВД вышел на связь рейс 8381 (Ту-134) и доложил о вхождении в зону на эшелоне 7800 м. На восточном секторе в тот день диспетчером был Шевченко В. В. Он передал экипажу удаление от Львовского аэропорта 122 км с азимутом 45° и разрешил снижение до эшелона 4200 м на ОПРС Золочев. Однако через несколько минут в 12:08:32 Шевченко связался с Ту-134 и отменил своё распоряжение спуска до 4200 м, разрешив спуститься лишь до 4800, так как на высоте 4500 м в это время следовал Ан-24 встречным курсом на ОПРС Дедеркалы. После того как Ту-134 занял эшелон 4800 м и доложил об этом диспетчеру, тот разрешил лайнеру спуск до эшелона 4200 м, так как встречный борт к тому моменту уже пересёк курс. При этом Шевченко также предупредил экипаж Ту-134 о летящем на эшелоне 3900 м встречном самолёте[1].
Этим встречным самолётом был военно-транспортный Ан-26. В 12:05:22 его экипаж вышел на связь с ДПП Львовского аэропорта и доложил о занятии высоты 1800 м. Диспетчер подхода Савчук П. А. разрешил военному самолёту занять высоту 4500 м, но в 12:06:13 дал указание Ан-26 подниматься лишь до 3900 м из-за встречного самолёта. В 12:11:58 экипаж военного самолёта вышел на связь с ДПП и доложил о занятии эшелона 3900 м. И тут Савчук, ориентируясь по обзорному радиолокатору, перепутал отметку Ан-26 с отметкой впереди идущего Ан-24 (с ним и разминулся Ту-134), поэтому доложил экипажу об удалении от аэропорта 65 километров (на самом деле оно было 56 километров) и передал его диспетчеру восточного сектора[1].
В 12:12:18 Ту-134А вышел на связь с диспетчером Шевченко и доложил о занятии высоты 4200 м. Шевченко велел пассажирскому борту переходить на связь с подходом (Савчук). В 12:12:28 с данным диспетчером вышел уже переданный ему Ан-26, который доложил о прохождении Золочева и запросил подъём до высоты 5700. Шевченко передал военному самолёту, что тот летит по азимуту 86° и на удалении 60 километров от аэропорта, а также что на 4200 летит Ту-134А, до которого 10 километров, поэтому запрос на подъём пока отклонён. Экипаж Ан-26 подтвердил полученную информацию, при этом не придав значения тому, что всего полминуты назад диспетчер подхода называл им удаление 65 километров[1].
Почти одновременно, в 12:12:30 экипаж Ту-134 вышел на связь с диспетчером подхода Савчуком, который передал ему, что тот летит по азимуту 85° и на удалении 65 километров, после чего дал указание снижаться до 3600 м к четвёртому развороту с МКпос=312° для захода на посадку. Экипаж подтвердил полученную информацию и приступил к снижению. Слышавший их переговоры Шевченко попытался предупредить Савчука о недопустимости снижения Ту-134 из-за встречного Ан-26, но ни Савчук, ни руководитель полётов Квашин Л. А. своевременных мер не приняли. В 12:13 экипажи Ту-134 и Ан-26 через разрывы в облаках увидели друг друга и резко отвернули вправо. Но из-за малого расстояния, в 12:13:26 самолёты столкнулись левыми плоскостями (Ту-134 — правый крен 45°, Ан-26 — правый крен 14°). Разрушаясь в воздухе, Ту-134 и Ан-26 рухнули на землю и взорвались. Все летящие в них 94 человека (79 в Ту-134 и 15 в Ан-26) погибли[1].
Комиссией было установлено, что экипажи обоих самолётов имели достаточно высокий уровень подготовки, обеспечивающий им выполнение заданий на полеты в данных условиях, а потому не являлся причиной авиационного происшествия. Радиотехнические средства обеспечения полетов Львовского РЦ УВД (трассовый локатор ТРЛ-139, вторичный локатор «Корень-АС» и обзорный аэродромный локатор ДРЛ-7СМ[3]) были работоспособны. Поэтому обвиняемыми стали рассматриваться диспетчеры. В результате расследования комиссии было установлено, что руководитель полётов Леонид Квашин допустил следующие нарушения[1]:
При этом, диспетчер ДПП Савчук допустил следующие нарушения[1]:
Сам Савчук ранее работал пилотом, но был списан на пенсию по достижении 48 лет и в связи с этим поступил в Ульяновский учебный центр, где переучился на диспетчера, а после двухмесячных курсов в сентябре 1984 года был допущен к самостоятельной работе. По итогам расследования, его квалификация и опыт практической работы были признаны неудовлетворительными[1].
← 1984 · Авиационные происшествия и инциденты 1985 года · 1986→ | |
---|---|
Рейс 7841 Аэрофлота (1 февраля) — Рейс 006 China Airlines (19 февраля) — Столкновение над Львовом (3 мая) — Катастрофа под Ржевкой (29 мая) — Рейс 182 Air-India (23 июня) — Рейс 7425 Аэрофлота (10 июля) — Рейс 123 Japan Airlines (12 августа) — Рейс 1285 Arrow Air (12 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Столкновение Ту-134 и Ан-26 над Львовской областью.