Рейс 7841 Аэрофлота | |
Место катастрофы |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
08:01 |
Характер |
отказ двигателей, аварийная посадка |
Причина |
помпаж в результате попадания льда |
Место |
в 10 км от аэропорта Минск-2, близ посёлка Нежевка, Червенский район Минской области (БССР, СССР) |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Белорусское УГА, 1-й Минский ОАО) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
7841 |
Бортовой номер |
СССР-65910 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
74 |
Экипаж |
6 |
Погибшие |
58 |
Выживших |
22 |
В пятницу 1 февраля 1985 года в Минской области разбился Ту-134АК компании Аэрофлот. Самолёт выполнял рейс 7841 (Минск—Ленинград), когда через несколько секунд после вылета у него отказал один двигатель, а затем и второй. Не имея возможности вернуться обратно в аэропорт, экипаж совершил посадку в лесу. При столкновении с деревьями, самолёт разрушился, в результате чего погибли 58 из 80 человек на борту.
Самолёт Ту-134АК с бортовым номером 65910 (заводской — 63969, серийный — 63-19) был выпущен заводом ХГАПП 11 мая 1982 года. 8 июня того же года его передали МГА СССР в 235-й Отдельный Правительственный авиаотряд. 16 ноября 1984 года авиалайнер был переведён в 1-й Ленинградский объединённый авиаотряд (Ленинградское УГА), а уже через два дня — в 1-й Минский объединённый авиаотряд (Белорусское УГА). Самолёт эксплуатировался относительно нерегулярно и на конец января 1985 года имел налёт 685 часов и 448 посадок.
25 января 1985 года борт 65910 завершил один из своих полётов. 26 января в его баки залили 8200 килограмм, после чего оставили на несколько дней на открытой площадке. В течение этих дней стоял мороз и шёл снег. 30 и 31 января было проведено техобслуживание самолёта по форме Ф-2. 1 февраля в 5 утра начались подготовки авиалайнера к полёту. Так как он был уже покрыт толстым слоем снега и льда, то техники аэродрома облили крылья горячей водой, после чего обработали крылья и хвостовое оперение специальным составом «Арктика». В тот день лётный экипаж самолёта состоял из командира Владимира Беляева, второго пилота Михаила Хаустова, бортмеханика Анатолия Трофименко и штурмана Вячеслава Дубинина. В салоне работали бортпроводники Александр Галюта и Наталья Бондаренко. Пилоты осмотрели самолёт, насколько им позволяло это сделать некачественное освещение аэродрома (в 7 утра в феврале ещё темно), после чего началась посадка пассажиров и загрузка багажа. Авиалайнер должен был выполнять рейс из Минска в Ленинград. Всего на борту находились 74 пассажира. Взлётный вес составлял 46 тонн.
В 07:47 авиалайнер был отбуксирован от перрона, а в 07:52 экипаж запустил двигатели. В процессе этих работ не возникло никаких замечаний. В это время температура воздуха составляла -2°C, дул южный ветер со скоростью 5 м/с, а небо было полностью затянуто тучами с нижней границей всего 160 метров и шёл мокрый снег, в связи с чем на самолёте была включена противообледенительная система.
В 07:59:35 на скорости 290 км/ч по курсу 134° Ту-134 взлетел с ВПП минского аэропорта. Неожиданно через 5—6 секунд на высоте 35—36 метров при скорости 325 км/ч из левого двигателя раздались хлопки, одновременно резко упали его обороты и подскочила температура выходящих газов. Возник крен на левую сторону, но экипаж выровнял самолёт, после чего второй пилот связался с диспетчером и доложил о намерении вернуться обратно в аэропорт вылета. Самолёт летел со скоростью 340 км/ч на высоте 220 метров, когда по указанию командира бортмеханик начал убирать закрылки. В 07:59:40, когда стоило только закрылкам убраться полностью, раздались хлопки из второго двигателя, а через пару секунд в нём упали обороты и он остановился. Самолёт в этот момент летел в темноте в облаках со скоростью 325 км/ч на высоте 240 метров.
Чтобы сохранить скорость с целью избегания сваливания, командир начал снижать самолёт с вертикальной скоростью около 7 м/с. На высоте 100—120 метров Ту-134 вышел наконец из облаков, и пилоты увидели внизу лес. Продолжать полёт уже не было возможности, в связи с чем экипаж был вынужден принять решение о вынужденной посадке на деревья. Первый удар о деревья произошёл на высоте 22 метра над землёй при правом крене 5° при курсе 84°. Через 348 метров при курсе 82° и с правым креном около 15—20° примерно в 08:01:15 самолёт врезался в землю, после чего его протащило ещё 110 метров. Заднюю треть фюзеляжа (в районе 42-го шпангоута; всего их 65) оторвало, а переднюю часть развернуло поперёк. Вытекшее из повреждённых баков топливо вспыхнуло, вызвав пожар в передней части.
Самолёт упал в Червенском районе Минской области примерно в 10 100 метрах к востоку (азимут 92°) от ВПП и неподалёку посёлка Нежевка, а спасательные службы нашли его лишь в 11:15, то есть спустя более трёх часов. В катастрофе погибли 55 пассажиров и 3 члена экипажа (бортмеханик Трофименко, штурман Дубинин и бортпроводник Галюта).
При первом обследовании двигателей самолёта, было обнаружено полное разрушение компрессоров и турбин. При этом объём повреждений в обоих двигателях был одинаков, что свидетельствовало об общей природе их разрушения. Согласно изучению двигателей в ГосНИИЭРАТ ВВС, было выявлено, что причиной катастрофы стал помпаж, начавшийся в результате попадания в двигатели льда. Сам лёд найден не был, так из-за пожара на месте катастрофы весь растаял. Изучение причины появления льда фактически стало борьбой между КБ Туполева и Белорусским управлением гражданской авиации, где первый обвинял другого в некачественном техобслуживании, а второй первого — в низкой надёжности реактивных двигателей.
Хотя противообледенительная система была включена, в соединении трубопровода к фланцу патрубка подачи горячего воздуха в носок воздухозаборника было обнаружено нарушение герметичности, причиной чего было выпадение части прокладки (толщина 1 мм) в соединении. Из этого возникла версия, что из-за отказа части данной системы, лёд образовался на стенках воздухозаборников, после чего оторвался и попал в двигатели. Однако погода в тот день не способствовала образованию обледенения, к тому же исследования в ГосНИИ ГА показали, что отсутствие прокладки лишь незначительно снижает эффективность противообледенительной системы. Тогда было решено проверить возможность попадания в двигатели льда с крыльев. Для этого в ГосНИИ ГА были проведены испытания с моделью самолёта в аэродинамической трубе, но вместо льда использовали горох. Однако эти испытания показали, что объём льда, попавшего с крыльев в двигатели, недостаточен для возникновения помпажа. В результате было выдано следующее заключение:
Причиной катастрофы является отказ двигателей №1 и 2 после взлета в наборе высоты вследствие попадания на их входы льда, что привело к помпажу, разрушению компрессоров и обгоранию лопаток турбин. Ввиду значительных разрушений самолета и двигателей причину попадания льда определить не представляется возможным. |
На месте падения Ту-134АК в настоящее время установлен памятник.
|
Под минском поезд из москвы столкнулся с трактором видео, под минском в 1944 году повторил подвиг матросова казахстанец, катастрофа ту-134 под минском, под минском мужчина застрелил двух женщин.
Файл:Map of Gauteng with Tshwane highlighted (2011).svg, Квентин Фийон Майе, Категория:Символы Самары.