Екатеринбургский метрополитен |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
12,7 км (эксплуатационная) |
Количество станций | |
Количество линий |
1 |
Пассажиропоток за день |
179,4 тыс.(2012)[1] |
Пассажиропоток за год |
38,3 млн. (2011)[2] |
Схема линий | |
metro-ektb.ru | |
Екатеринбургский метрополитен на Викискладе |
Екатеринбу́ргский метрополите́н (до 1992 г. — Свердло́вский метрополите́н) — система линий метрополитена в городе Екатеринбург (Россия). Последняя система метрополитена, открытая в СССР. По пассажиропотоку занимает 4-е место в России, уступая московскому, санкт-петербургскому и новосибирскому метрополитенам.
Содержание |
Планы по строительству метро в городе появились в конце 1970-х. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) 1-й очереди Свердловского метрополитена было выполнено институтом «Харьковметропроект» (Харьков, Украина).[7] Рабочий проект 1-й очереди и ТЭО последующих очередей разрабатывались местным институтом «Уралгипротранс». В создании архитектурного облика станций также участвовали специалисты других проектных организаций города. Названия станций в ходе проектирования и строительства неоднократно изменялись вслед за социально-политическими переменами в стране.
Сооружение метро началось в августе 1980 года. Первый ковш грунта был вынут на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская». Неровный рельеф города, а также плотная застройка в центре потребовали комбинации станций глубокого и мелкого заложения. Сначала первые станции метро планировалось открыть в 1987 году, позднее пуск был передвинут на 1989 год, но и этот срок был перенесён.
26 апреля 1991 года состоялся торжественный митинг по случаю открытия 6-го метро России и 13-го (последнего) метро Советского Союза. Однако официальной датой открытия считается 27 апреля, когда в 6 часов утра началось регулярное движение поездов. На первом пусковом участке было только три станции. Ввиду отсутствия на этом участке камер съезда для оборота составов, поезда двигались «челночным» способом. В период экономических реформ строительство замедлилось. В середине 1990-х добавились новые участки, которые позволили удвоить протяжённость линии (станции «Уральская», «Динамо» и «Площадь 1905 года»), станция «Геологическая» была открыта в 2002 году. Станция «Ботаническая» была открыта Президентом РФ Д. А. Медведевым в 2011 году, «Чкаловская» — в июле 2012 года[8].
Екатеринбургский метрополитен не имеет имени, но несколько вариантов именования всё же рассматривалось (самые популярные варианты — «Екатеринбургский метрополитен имени П. П. Бажова» и «Екатеринбургский метрополитен имени Б. Н. Ельцина»).[9]
Все станции (кроме последних двух) екатеринбургского метро покрыты сетью пяти операторов сотовой связи, работающих в Екатеринбурге: «МОТИВ», «МТС», «Билайн», «МегаФон» и «Utel».
Стоимость поездки после открытия в 1991 году составляла 15 копеек. Плата за проезд ежегодно повышалась и в 2010 году достигла 18 рублей с учётом деноминации. Первоначально входные турникеты принимали монеты достоинством 5 и 15 копеек, но после либерализации цен оплата стала производиться с помощью жетонов московского метрополитена, ранее выведенных из обращения в Москве и приобретаемых в кассах метрополитена. В 2009 году в дополнение к жетонам стала использоваться системы оплаты проезда с использованием электронных карт ЕКАРТА.
С 15 октября 2010 года плата за проезд в Екатеринбургской подземке равна 18 рублям. С 1 декабря 2009 года в Екатеринбургском метрополитене введена система оплаты проезда с помощью электронных карт ЕКАРТА, при этом жетоны в метро по-прежнему используются. ЕКАРТА позволяет применять «обычные» тарифные планы для граждан, а также социальные тарифные планы для студентов, учащихся, пенсионеров, инвалидов и других льготников.
С 1 октября 2012 года стоимость проезда составляет 23 рубля.
|
||||||||||||||
Система состоит из единственной линии «Север-Юг». На линии расположено девять станций, платформы которых рассчитаны на приём 5-вагонных составов. Как и во всех бывших советских метрополитенах, станции богаты отделкой и украшениями (хотя гости города отмечают, что Екатеринбургский метрополитен недостаточно хорошо освещён на станциях — это вызвано мерами экономии со стороны руководства метрополитена).[12] Метрополитен обслуживается депо «Калиновское», подвижной состав (вагоны типа 81-717.5/714.5) включает 62 вагона, составы формируются из 4 вагонов. Годовой пассажиропоток в 2011 году составил 38,3 миллионов человек.
Генеральным проектом метрополитена предусмотрена сеть из трёх линий, формирующая в центре города транспортный треугольник. На линиях предполагается 36 станций (без учёта вторых вестибюлей пересадочных станций)[13].
Схема линий Екатеринбургского метрополитена | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Завершилось строительство последнего пускового участка (протяжённость 4,28 км, эксплуатационная длина 4,19 км[14]), состоящего из двух станций: «Чкаловская» (в районе Южного автовокзала) и «Ботаническая» (в микрорайоне Ботанический). Станция «Ботаническая» открыта 28 ноября 2011 года, ввод станции «Чкаловская» из-за недопоставки заводом «ЭЛЭС» частей эскалаторов состоялся позднее, 28 июля 2012 года.[15][16] Протяжённость линии с девятью станциями составила 13,8 км, используемая длина — 12,7 км, предполагалось увеличение пассажиропотока до 65 миллионов человек в год, что на 70 % больше существовавшего до ввода последнего пускового участка пассажиропотока,[17], к октябрю 2012 пассажиропоток увеличился на 71%[18].
Помимо этого, на линии выполнен задел под станцию «Бажовская», которая должна находиться между «Геологической» и «Чкаловской»); строительство этой станции отложено на неопределённый срок. Существуют также планы перспективного продления первой линии — на юг до жилого района Уктус (станция «Уктусские горы») и на север в район Эльмаша (станция метро «Бакинских Коммисаров»).
Существует проект второй линии, которую предполагается сооружать по направлению с запада на восток Екатеринбурга.[19] Окончательно её длина и количество станций постоянно пересматриваются, по данным на июнь 2012, планируется линия от станции «Верх-Исетская» до станции «Синие камни». Первый пусковой участок протяжённостью 4,5 км, включает четыре станции: «Металлургическая», «Татищевская», «Уральских коммунаров», «Площадь 1905 года»).[20], причём первые три будут строиться открытым способом (в котловане).[21] Проходка тоннелепроходческим комплексом начнётся из района «ВИЗ-Правобережный» в сторону «Площади 1905 года». Для строительства планируется привлечь новый горнопроходческий комплекс и отказаться от использовавшегося ранее комплекса «ВИРТ».[22]
Согласно заявлениям сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба и замглавы администрации города Владимира Крицкого, первый пусковой участок (ВИЗ — центр) планируется запустить к 2018 году (то есть за 5—6 лет).[20][23] На июль 2012 строительство не начато; приступить к строительству планируется только при наличии источников софинансированиия из бюджетов разных уровней:[24] городской бюджет планирует выделить четверть необходимых денег,[25] область продолжает поиск источников финансирования,[26][27] в федеральном бюджете денег на софинансирование строительства метро не заложено.
Станции «Татищевская» и «Уральских коммунаров» будут находиться вблизи Центрального стадиона, который, как ожидается, будет местом проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018.[28] В районе станции «Татищевская» планируется узел пересадки на скоростной трамвай в направлении районов Академический и Сортировка.
На дальнюю перспективу запланирована также третья линия с юго-запада на северо-восток города.
Широко распространено мнение, что в первые годы после открытия екатеринбургский метрополитен был внесён в книгу рекордов Гиннесса как самый короткий действующий метрополитен в мире.[29][30][31]
|
||
---|---|---|
Действующие станции | Проспект Космонавтов • Уралмаш • Машиностроителей • Уральская • Динамо • Площадь 1905 года • Геологическая • Чкаловская • Ботаническая | |
Проектируемые станции | Верх-Исетская • Металлургическая • Татищевская • Площадь Коммунаров • Площадь 1905 года | |
Перспективные станции | Бажовская • Уктусские горы • Театральная • Восточная • Технический университет • Студенческая • Каменные Палатки • Волгоградская | |
Проектируемые линии | Вторая линия • Третья линия | |
Депо | Калиновское | |
Подвижной состав | 81-717/714 |
Метрополитены России | ||
---|---|---|
Действующие * | Москва • Санкт-Петербург • Волгоград (метротрам) • Нижний Новгород • Новосибирск • Самара • Екатеринбург • Казань | |
Строящиеся | Омск • Челябинск • Красноярск | |
Проектируемые и планируемые |
Ростов-на-Дону • Воронеж (лёгкое метро) • Ульяновск (лёгкое метро) • Саратов • Уфа (наземное метро) | |
Отложенные и отменённые |
Уфа • Пермь • Владивосток • Хабаровск • Сочи (лёгкое метро) | |
* — список отсортирован в порядке открытия метрополитенов |
Свердловский метрополитен.