Ленина Проспект Самара |
||
Общая информация | ||
---|---|---|
Район города | Октябрьский | |
Исторический район | Молоканский сад | |
Прежние названия | Гордеевская (до 1926 года), Тимирязевская (до 1984) | |
Протяжённость | 2,4 км | |
Станция метро | Российская | |
Пересечение с улицей Осипенко |
||
на карте яндекс | ||
на карте Google |
Проспект Ленина — одна из центральных улиц Самары. Находится в Октябрьском районе. Георафически является продолжением улицы Ленинской и пролегает от улицы Полевой до ул. Луначарского, между улицами Ново-Садовой и Мичурина.
Проспект Ленина пересекает улицы: Первомайскую, Осипенко, Челюскинцев.
В конце проспекта Ленина находится площадь имени Дмитрия Ильича Козлова.[1]
Содержание |
С 20-х годов XIX века до 1908 года на этом месте (от современной улицы Первомайской до современной улицы Осипенко) располагался Молоканский сад с фруктовыми и другими лиственными деревьями. Он был посажен купцом Акинфием Прохоровичем Грачёвым, молоканом по вероисповеданию. В 1853 году по плану землемера Фёдорова рядом с этим садом предполагалось создание жилой солдатской слободы. А. П. Грачёв подал протест в Сенат, так как «создание солдатской слободы было вредным для сада». Солдатские казармы и лазарет были построены в начале XX века ближе к Волге, за границей сада, что видно на плане 1915 года.[2]
Сад занимал площадь до 26 десятин, имел более 5000 тысяч деревьев, в основном груши, яблони, вишни. В саду располагались четыре пруда. В 1857 году А. П. Грачёв умер, его наследники разбили сад на мелкие участки и распродали эти участки под жилые постройки.[3]
В 1908 году на территории Молоканского сада образовался новый посёлок. Заселение этой территории продолжалось вплоть до 1915-1916 годов. Почти каждый двор имел фруктовые деревья, оставшиеся от старого сада. [3] Сад, значительно сократившийся в размерах, существовал до 1930-х годов и назывался тогда «Первомайский сад».[4] Отдельные деревья сохранялись даже до конца 1950 годов, но плоды их измельчали.
Проспект Ленина начал застраиваться в начале 1980-х годов многоэтажными жилыми домами (в основном кирпичными). В планировке проспекта сразу было предусмотрено большое свободное пространство, зелёные зоны для прогулок, детские и спортивные площадки. К сожалению, советские архитекторы не могли представить, какая потребность возникнет в автостоянках; так что сейчас под автостоянки занято немало места на проспекте.[5]
В последние годы наблюдается тенденция застраивать свободное пространство проспекта (вдоль пешеходных дорожек, за счёт газонов) торговыми палатками, ларьками, киосками, что уродует облик проспекта.[12] Администрация района, депутаты городской думы и мэр города[13] обращают внимание на эту проблему,[14] в результате чего незаконно установленные киоски сносят.[15] Но через некоторое время на месте снесённых появляются новые. Проблема приняла масштаб местечковой «войны».[16][17][18][19][20]
10 июля 1895 года состоялось открытие шестивёрстной конно-железной дороги, в просторечье — конки. Одна из линий связывала Больничную (Полевую) улицу с Молоканским садом, Постниковым оврагом и районом дачных просек. Другая охватывала улицы Невскую и Ново-Садовую.[27]
Трамвайное движение в этом районе существовало с 1915 года — трамвай шёл по улице Полевой[28], а 3 июля (20 июня) 1915 года был пущен маршрут № 5, ведущий к Трубочному заводу и Постникову оврагу (по современной улице Ново-Садовой).[29]
При проектировании проспекта Ленина (в 1970-х годах) планировалось организовать трамвайное движение по проспекту и даже были проложены (в середине 1980-х) трамвайные пути, однако рельсы и шпалы долгое время лежали без дела и служили пищей для местных анекдотов и пересудов.
В 1992 году на проспект Ленина было перенесено трамвайное движение с Ново-Садовой. [29]
Сейчас по проспекту ходят трамваи маршрутов 4, 5, 20, 20к, 22, 23.
Из-за строительства метро временно закрыто движение по улице Ново-Садовой (на участке от улицы Осипенко до Невской), поэтому количество автобусных маршрутов на проспекте Ленина значительно увеличилось, и сейчас по проспекту проходят автобусы муниципальных маршрутов 2, 47, 50[30] и коммерческих маршрутов 2, 23, 44, 50, 94, 206, 217, 232, 297.[30]
Станция метро «Российская» находится в самом конце проспекта Ленина, на пересечении с улицей Луначарского. Открыта в 2007 году.
В Топонимическую комиссию поступали предложения переименовать проспект Ленина в проспект Алабина, но пока что поддержаны не были.[31]
10 июня 2011 года на пересечении проспекта Ленина и улицы Осипенко в Самаре прошел митинг «Против милицейского произвола»
В 2011 году в городе произошло несколько инцидентов, связанных с катастрофически плохим состоянием дорожного покрытия. 22 августа на проспекте Ленина во время сильного ливня попал в яму и утонул автомобиль[32], водитель которого скончался в «скорой помощи».[33] 4 сентября того же года напротив дома № 15 ещё один автомобиль стал проваливаться под асфальт, водитель вызвал спасательную службу, и автомобиль удалось вытащить. [34]
Это заготовка статьи о Самаре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Проспект Ленина (Самара).