РПКСН проекта 955 «Борей» | ||
---|---|---|
|
||
Д. А. Медведев на фоне подводной лодки Юрий Долгорукий | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | РПКСН | |
Обозначение проекта | 955 «Борей» | |
Разработчик проекта | ЦКБ МТ «Рубин» | |
Главный конструктор | В. А. Здорнов | |
Классификация НАТО | Borei class (Dolgorukiy class) | |
Скорость (надводная) | 15 узлов | |
Скорость (подводная) | 29 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 400 м | |
Предельная глубина погружения | 480 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 107 человек, в том числе 55 офицеров[1] | |
Стоимость | $713 млн (первый корабль)[2], 23 миллиарда рублей[3] | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 14 720 т | |
Водоизмещение подводное | 24 000 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 170 м[4] | |
Ширина корпуса наиб. | 13,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 10 м | |
Силовая установка | ||
|
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 ТА x 533 мм[5], торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты. | |
Ракетное вооружение | 16 ПУ комплекса Д-30[6], БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава» Количество ракет: 16 (проект 955), 20 (проект 955А)[7] |
|
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля)[8] — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН). По состоянию на сентябрь 2011 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — проходит серию ходовых испытаний, один корабль — «Александр Невский» — спущен на воду, два — «Владимир Мономах» и «Князь Владимир» — находятся в постройке.
В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году.[9] В 2012 году по информации газеты «Коммерсантъ» план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году[10].
Содержание |
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Длина АПЛ — 170 м.[1] Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн.[1] Скорость подводного хода — до 29 узлов.[1] Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.[1]
Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, необходимого для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).
Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам ГАК в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, миноискание, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США типа «Вирджиния».
Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).
В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.[11].
Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт БРПЛ под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 и была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от БРПЛ «Барк» в пользу БРПЛ «Булава» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях снижения финансирования и в условиях распада СССР и прекращения поставок специфических марок металлопроката с Запорожского Сталелитейного Завода (Украина), возникло предложение произвести перепроектировку ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».
Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей»
Движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Аналогично лодкам проекта 971 «Щука-Б», ПЛ имеет два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.
Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в объёме 5 шт.
Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума.
На лодке установлена ЯЭУ, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой ОК-650В мощностью 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения.
Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.
Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным — 370 л.с.). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.
В настоящее время на северодвинском ОАО «Северное машиностроительное предприятие» (СМП) по государственному заказу строятся две подводные лодки этого класса: «Владимир Мономах» и «Князь Владимир».
Задержки в постройке кораблей серии связаны с недостаточным финансированием, а также с нехваткой квалифицированных производственных рабочих[12]. Государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». Всего планируется постройка десяти ракетоносцев. Первые три планируется ввести в состав Тихоокеанского флота. Военно-морские базы Тихоокеанского флота на Камчатке будут готовы к приёму подлодок этого типа в 2009—2010 годах[13].
2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания.[14].
Второй подводный крейсер «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года «Александр Невский» был спущен на воду. Срок сдачи — 2012 год.
При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).
19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». Срок сдачи — 2013 год.
Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года[15]. Корабль планируется назвать «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»)[16]. Он будет построен в модификации 955У[17] или 955А[18]. При этом количество ракетных шахт будет увеличено до 20[18]. На данный момент уже практически сформирован прочный корпус, хотя лодка до сих пор не прошла официальной церемонии закладки. Официальная церемония закладки намечена на 18 марта 2012 года, канун Дня подводника. Для пятой и шестой лодок на данный момент создается задел, официальное начало строительства предполагается в начале 2012 года.
Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.[19]
№ п/п | Наименование | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Начало испытаний | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | К-535 «Юрий Долгорукий» | 201 | 2 ноября 1996 | 12 февраля 2008 | 19 июня 2009 | На испытаниях |
2 | К-550 «Александр Невский» | 202 | 19 марта 2004 | 13 декабря 2010 | 24 октября 2011 | Ходовыe испытания[20] |
3 | «Владимир Мономах» | 203 | 19 марта 2006 | Строится | ||
4 | «Князь Владимир» | ? | 30 июля 2012 | Строится, заложена согласно плану[21] | ||
5 | — | Создаётся задел | ||||
6 | — | Создаётся задел | ||||
7 | — | Принято решение о строительстве | ||||
8 | — | |||||
9 | — | |||||
10 | — |
Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение[22]. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт[22].
941 «Акула» | «Огайо» | 667БДРМ «Дельфин» | «Вэнгард» | «Триумфан» | 955 «Борей» | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Годы постройки | 1976—1989 | 1976—1997 | 1981—1992 | 1986—2001 | 1989—2009 | 1996—2017 (план) |
Годы службы | 1981—2004 | 1981—н.в. | 1984—н.в. | 1993—н.в. | 1997—н.в. | с 2012 (план) |
Построено | 6 (1 в строю, 2 в резерве) | 18 (14 в строю) | 7 (4 в строю, 3 в ремонте) | 4 | 4 | 2 (10 планируется) |
Водоизмещение (т)надводное подводное |
23 200 48 000 |
16 746 18 750 |
11 740 18 200 |
15 900 |
12 640 14 335 |
14 720 24 000 |
Число ракет | 20 Р-39 | 24 Трайдент II | 16 Р-29РМУ2 | 16 Трайдент II | 16 М45 | 16 или 20 «Булава» |
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) | 2550 · 8250 | 2800 · 7400 ? · 11300 |
2800 · 8300 ? · 11547 |
2800 · 7400 ? · 11300 |
? · 6000 | 1150 · 8000 |
Модель первого варианта «Борея»
Модель одного из первых вариантов «Борея», видны 12 крышек шахт и гребной винт
Схема позднего варианта. 16 ракетных шахт, водомёт.
Трёхмерная модель.
Проекты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
1-е поколение | 658-658M-658T-658У • 701 | |
2-е поколение | 667А-667АУ «Навага» • 667Б «Мурена» • 667БД «Мурена-М» • 667БДР «Кальмар» • 667БДРМ «Дельфин» | |
3-е поколение | 941 «Акула» | |
4-е поколение | 955 «Борей» |
Подводные лодки проекта 955 «Борей».