Атомная подводная лодка (АПЛ, ПЛА) — подводная лодка с ядерной силовой установкой.
Содержание |
Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик субмарин. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако, создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.
Исторически первыми построили атомарину в США. За выдающиеся характеристики автономности и подводного плавания лодка получила имя USS Nautilus в честь одноимённого знаменитого корабля капитана Немо. Следом за США атомные подводные лодки начали строиться в СССР. В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания, а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР. Особняком стоит Франция, которая начала строить атомарины примерно в то же время, но разработав всю программу судостроения самостоятельно. Французские атомные реакторы для подводных лодок отличаются компактностью и хорошей защитой. Они имеют меньший срок службы между обслуживаниями — около 5 лет, что вдвое меньше американских аналогов, но по плану каждые пять лет французские лодки проходят обновление радиоэлектронного оборудования, и смена ядерного топлива происходит во время этих ремонтов.
Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились соответственно в США в 1955 году — USS Nautilus, и в СССР в 1958 году — К-3 «Ленинский комсомол».
В 1963 году в строй вошла первая британская атомарина HMS Dreadnought (S101).
В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная субмарина Le Redoutable (S 611), причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических субмарин.
В 1974 году свою первую атомную подводную лодку ввёл в строй Китай.
К-407 «Новомосковск» — последняя атомная подводная лодка, построенная в СССР.
Лодки первого и частично второго поколений не отличались сбалансированностью тактико-технических элементов. Основное внимание уделялось таким характеристикам как скорость и глубина погружения. Но высокая шумность и несовершенные системы гидроакустики делали советские лодки глухой и удобной целью.
В 1959—1967 гг. США построили 41 стратегическую атомную подводную лодку, оснащённую качественно новыми ракетами «Polaris». В СССР же за 1955—1962 годы построили всего 37 ПЛ с МБР. Это подтолкнуло СССР к разработке АПЛ второго поколения.
В начале 1980-х появились лодки третьего поколения. Они отличались существенно большим водоизмещением и наличием более совершенного вооружения. На этих лодках впервые установили радиоэлектронное вооружение. В качестве материала корпуса начали применять титан и специальные стальные сплавы.
Атомные подводные лодки разделяются по назначению на три основные группы:
Название группы | Обозначение | Основное вооружение | Описание |
---|---|---|---|
Многоцелевые лодки | Торпедные аппараты и боеприпасы к ним | Самые быстрые лодки, предназначены для уничтожения кораблей и подлодок противника. | |
Стратегические ракетоносцы | Баллистические ракеты подводных лодок в специальных вертикальных шахтах. | Самые скрытные лодки, один из компонентов ядерной триады, образуют морские силы ядерного сдерживания. | |
Лодки с крылатыми ракетами |
|
Ракеты. В России — мощные противокорабельные, в США — множество небольших универсальных. | Эта группа представлена только во флотах России и США. Российские ПЛАРК предназначены для борьбы с АУГ, американские — для достижения стратегических целей неядерными средствами. |
Кроме указанных групп, отдельные атомные подводные лодки специальной постройки используются в исследовательских целях или для проведения секретных операций.
В проекте 651Э переоборудования ДЭПЛ использовалась модульная атомная энергетическая установка.
Лодка может иметь как один, так и два (проект 667А «Навага», проект 661 «Анчар», проект 717, проект 941 «Акула», USS Triton) реактора.
Дополнительно к основному двигателю ЯСУ лодка может быть оснащена двигателями подкрадывания. Для аварийных случаев и прибрежного маневрирования могут быть установлены дизель-генераторы со шнорхелем.
АПЛ состоят на вооружении ВМС следующих стран:
Две атомных подводных лодки строит Индия, одна из них, получившая имя INS Arihant, спущена на воду 26 июля 2009 года. Головная индийская АПЛ должна войти в состав ВМС Индии к 2012 году. Таким образом, Индия может стать шестой ядерной державой, обладающей АПЛ.
В Бразилии ведётся работа по строительству атомной подводной лодки. Её завершение планируется в районе 2020 года.
В июне 2012 года было объявлено о начале создания атомной подводной лодки в Иране[1].
За годы холодной войны СССР потерял 4 АПЛ[2]. Все они входили в состав Северного флота ВМФ СССР.
В постсоветское время затонули две уже российские атомные подводные лодки:
США потеряли две субмарины:
Особняком стоит радиационная авария в бухте Чажма (10 августа 1985), в результате которой были выведены из эксплуатации сразу две советских АПЛ Тихоокеанского флота: К-431 и К-42 «Ростовский комсомолец».
Атомная подводная лодка.