Население Иерусалима

Перейти к: навигация, поиск
Народные гуляния в Иерусалиме

Иерусалимцы относятся ко множеству национальных, этнических и религиозных деноминаций — к которым, среди прочих, относятся европейские, ближневосточные и африканские евреи, грузины, армяне, мусульмане, протестанты, греки, греко-православные, сирийско-православные и коптско-православные арабы.[1] Многие из этих групп были когда-то иммигрантами или паломниками, которые с течением времени превратились в почти-коренные группы населения, утверждающие, что значимость Иерусалима для их религии является той причиной, по которой они переехали в город и пребывают в нём.[1]

Долгая история завоеваний Иерусалима различными соперничающими государствами привела к тому, что многие из различных групп, населяющих город, никогда полностью не отождествляли себя и не ассимилировались с конкретным государством, сколько бы времени ни длилось его правление. Хотя они могли быть гражданами данного конкретного царства и империи, вовлечёнными в гражданскую деятельность и выполнение обязанностей, эти группы часто воспринимали себя, как отдельные национальные общности.[1] Оттоманская система миллетов, в рамках которой меньшинствам в Османской империи предоставлялись полномочия самоуправления в рамках более широкой системы, позволяла этим группам сохранять автономию и оставаться отдельными от других религиозных и национальных групп. Некоторые палестинские жители города предпочитают использовать термин макдиси или кудси в качестве палестинского демонима.[2]

Демографическая история

На протяжении 5000-летней истории Иерусалима численность и состав его населения многократно менялись.

Иерусалим в I веке

Население Иерусалима во времена Иосифа Флавия насчитывало, согласно оценкам, около 80 000 человек.[3] Полная численность фарисеев — предшественников современного талмудического иудаизма — составляла, согласно Иосифу, около 6 000.[4]

Римский историк Тацит оценивает население Иерусалима в период Первой Иудейской войны (66-73 н. э.) в 600 000 человек, в то время как Иосиф определяет количество убитых во время войны, как 1 100 000.[5] Иосиф также писал, что 97 000 человек были проданы в рабство. После победы римлян над евреями, количество мёртвых тел, вынесенных через одни из ворот в промежутке между месяцами Нисан и Таммуз, составило 115 880.[6]

Указывая, что цифры, приводимые в исторических источниках, были обычно чрезвычайно преувеличены, Хиллель Гева, на основании археологических свидетельств, оценивает реальное население Иерусалима перед его разрушением в 70 г. н. э. максимум в 20 000 жителей.[7]

Современная эпоха

Данные о населении до 1905 г. по большей части основаны на приблизительных оценках, часто — иностранных путешественников или организаций, поскольку до этого момента переписи обычно охватывали более обширные территории — такие, как Иерусалимский округ.[8] Эти оценки указывают на то, что начиная с завершения крестовых походов и до середины девятнадцатого века наибольшую группу населения Иерусалима составляли мусульмане.

Между 1838 и 1876 годами появляется большое количество оценок, противоречащих друг другу касательно того, евреи или мусульмане являлись в городе крупнейшей группой (или большинством); а между 1882 и 1922 годами противоречия между оценками возникают в вопросе о том, когда именно большинство населения стали составлять евреи.

В работе, написанной в 1841 г., исследователь библии Эдвард Робинсон отметил конфликтующие демографические оценки касательно Иерусалима этого периода, указав в комментарии к оценке, данной в 1839 г. Моисеем Монтефиоре: «Что касается евреев — обсуждаемый подсчёт был выполнен ими самими, в ожидании получения определённого количества пожертвований в расчёте на каждое предоставленное имя. Таким образом, очевидно, что у них имелся столь же сильный мотив преувеличить свою численность, сколь сильный мотив у них часто — в других обстоятельствах — имеется её преуменьшить.»[9] В 1843 г. преподобный Ф. К. Эвальд, христианский путешественник, посетивший Иерусалим, сообщил о прибытии 150 евреев из Алжира. Он написал, что теперь имеется большое количество евреев с берегов Африки, которые формируют отдельную конгрегацию.[10]

Детский сад в Ришон ЛеЦион, ок. 1898 г.

Между 1856 и 1880 годами еврейская иммиграция в Палестину более чем удвоилась, причём большинство прибывших поселилось в Иерусалиме.[11] Большую часть этих иммигрантов составляли ашкеназы из Восточной Европы, кормившиеся Халуккой.[11]

В 1881-82 г.г. прибыла группа евреев из Йемена — вследствие мессианского рвения.[12][13] Прожив несколько лет в Старом городе, они перебрались на холмы, обращённые к Городу Давида, где жили в пещерах.[14] В 1884 г. это сообщество численностью 200 человек, переехало в новые каменные дома, построенные для них на еврейские пожертвования.[15]

Евреи в Иерусалиме (1895)

В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима. К моменту окончания Британского мандата в 1948 году и разделению города, распределение населения Иерусалима было следующим: 60 % — иудеи, 20 % — мусульмане, 20 % — христиане. В 1948 в западной части города жили 83 984 человек; в 1967, на момент включения восточного Иерусалима в муниципальные границы, в западной части города проживало около 200 тыс. человек, в восточной — около 66 тыс. человек[16].

Каменотесы (ок. 1900)

Демографические данные с 1967 по 2012 г. показывали непрерывное увеличение арабского населения — как в относительных, так и в абсолютных цифрах — и уменьшение доли евреев в общем населении города. В 1967 г. евреи составляли 73,4 % населения города; в 2006 г. евреев было на девять процентов меньше[17], а к 2010 г. еврейское население сократилось до 64 %. За тот же период арабское население возросло с 26,5 % в 1967 г. до 36 % в 2010 г.[18][19] В результате за период, прошедший после Шестидневной войны, при общем росте населения Иерусалима на 196 %, еврейское население выросло на 155 %, в то время как арабское — на 314 %. Это было связано с более высокой рождаемостью у мусульман (в 1999 г. суммарный коэффициент рождаемости у евреев составлял 3,8 ребёнка в расчёте на одну женщину, в то время как у палестинцев — 4,4) и оттоком еврейского населения. Это повлекло за собой опасения, что арабы в конечном счёте составят большинство населения города.

Арабские мальчики в Иерусалимской YMCA, 1938

Между 1999 и 2010 годами эти демографические тренды развернулись вспять, и уровень рождаемости у евреев стал расти, а арабов — уменьшаться. К 2010 г. темпы роста еврейского населения превысили темпы роста арабского. В этом году рождаемость в городе была отмечена на уровне 4,2 ребёнка на еврейскую семью, по сравнению с 3,9 ребёнка на арабскую.[20][21] Кроме того, стабильно возрастало число еврейских иммигрантов из-за границы, выбиравших местом поселения Иерусалим. В 2005 г. в Иерусалиме поселились 2 850 новых еврейских иммигрантов, преимущественно из Соединённых Штатов, Франции и бывшего Советского Союза; в 2010 г. Иерусалиме поселились 2 250 иммигрантов.

Население Иерусалима по религиозному составу

Считается, что уровень рождаемости у евреев в настоящее время всё ещё растёт, в то время как у арабов продолжает снижаться.[22] На сегодняшний день, женщина в Иерусалиме в среднем рожает 3,9 детей, причем рождаемость у еврейских женщин составляет 4,2 ребёнка, у арабских — 3,4. Уменьшение рождаемости арабского население связывают с увеличением образования в арабском секторе: сегодня 89 % учениц арабских школ в Иерусалиме получают диплом об окончании средней школы, и многие из них продолжают учёбу в университете. Высокий процент рождаемости у еврейских женщин, в свою очередь, связан с высокой рождаемостью у ортодоксальных евреев. В 2009 г. 59 900 из 150 100 школьников, или 40 %, учились в государственных светских и национальных религиозных школах, в то время как 90 200, или 60 %, — в школах харедим. Это коррелирует с данными о большом количестве детей в семьях харедим.[23][24]

Еврейское население Иерусалима исключительно религиозно. Лишь 21 % еврейских жителей являются светскими; более 76 % считают себя религиозными, а более половины из них относят себя к ортодоксам. Кроме того, евреи харедим составляют 30 % взрослого еврейского населения города. Процент работающих еврейских женщин (50 %) превосходит процент работающих еврейских мужчин (47 %) — феномен, редко встречающийся в мировой практике.[25]

Количество выезжающих жителей превосходит количество приезжающих. Возможными причинами этого являются высокая стоимость жизни, меньшее количество рабочих мест и всё более религиозная специфика города (хотя, если говорить о пропорциях — молодые харедим уезжают в больших количествах). Процент светских евреев — или тех, кто 'относится к своей религии без фанатизма' — сокращается; за период с 2005 до 2012 года город покинули около 20 000 из них. Сейчас они составляют 31 % населения — тот же процент, что и растущее ультра-ортодоксальное население.[26] Многие переезжают в пригороды и прибрежные города в поисках более дешёвого жилья и более светского образа жизни.[27]

Эзрат Тора, квартал харедим

Тем не менее, население Иерусалима продолжает расти благодаря высокому уровню рождаемости, в особенности в общинах евреев харедим и арабских сообществах. Общий уровень рождаемости в Иерусалиме существенно выше, чем в Тель-Авиве, и выше среднестатистического по стране. Среднестатистическая численность иерусалимского домохозяйства (которых насчитывается 180 000) составляет 3,8 человек.[28]

Карта Восточного Иерусалима (2010)

В то время как некоторые израильтяне воспринимают Иерусалим как бедный, запущенный и пронизанный религиозными и политическими конфликтами, город, как магнит, притягивает палестинцев. Палестинцев привлекает доступность рабочих мест, — Иерусалим предлагает больше рабочих мест и возможностей, чем любой город на Западном берегу или в Секторе Газа, — здравоохранение, социальная защита, другие льготы и качество жизни, которые Израиль обеспечивает жителям Иерусалима.[29] Арабским жителям Иерусалима, которые предпочитают не обзаводиться израильским гражданством, гарантируется израильское удостоверение личности, позволяющее им с относительной лёгкостью проходить через пункты проверки и путешествовать по всему Израилю, что облегчает нахождение работы. Жителям города также полагается субсидируемая медицинская помощь и льготы социального обеспечения, предоставляемые Израилем своим гражданам, и право участия в муниципальных выборах. Арабы в Иерусалиме могут посылать своих детей в школы, находящиеся в израильском управлении (хотя не в каждом квартале имеется такая школа), и университеты. Жители города могут обращаться к израильским врачам и в высоко котирующиеся больницы — такие, как больница Хадасса.[30]

В христианском квартале старого города

Демография и разделённость еврейско-арабского населения играют большую роль в споре об Иерусалиме. В 1998 г. Управление развития Иерусалима предложило расширить пределы города к западу, чтобы включить больше территорий, плотно заселённых евреями.[31]

Христианское население города постоянно сокращается. Наиболее резкое сокращение христианской общины пришлось на 1948—1967 годы, но и в настоящее время большинство молодых христиан, родившихся в городе, уехали из него. Крупнейшие христианские общины — католическая и греко-православная[32]

В Восточном Иерусалиме в конце 2008 г. насчитывалось 456 300 жителей, что составляло 60 % населения Иерусалима в целом. 195 500 из них были евреи, живущие в поселениях, которые считаются незаконными с точки зрения международного права[33] (это составляло 43 % населения Восточного Иерусалима, и 40 % еврейского населения Иерусалима в целом), 260 800 — мусульмане (57 % населения Восточного Иерусалима, и 98 % мусульманского населения Иерусалима в целом).[34] (По сообщению Палестинского центрального бюро статистики, число палестинцев, живущих в Восточном Иерусалиме, составляло в 2008 г. — согласно недавно проведённой переписи — 208 000 человек.[35])

В Старом городе, согласно исследованию, опубликованному в 2000 г., из 32 488 жителей было около девяти процентов евреев.[36]

Современные демографические данные

Дети в Иерусалиме

Национальный состав, по данным на начало 2013 года: евреи — 530,3 тыс. (64,0 %), включая репатриантов, чья национальность в МВД не определена) — 539,9 тыс. (65,1 %), арабы — 279,7 тыс. (33,8 %) из них: арабы-мусульмане — 267,9 тыс. (32,3 %) арабы-христиане — 11,8 тыс. (1,4 %), армяне — 5,6 тыс. (0,7 %) из них: в армянском квартале 3,65 тыс., другие — 3,3 тыс.(0,4 %) из них: русские — 0,8 тыс., американцы — 0,45 тыс., французы — 0,3 тыс., немцы — 0,25 тыс., украинцы — 0,2 тыс., англичане — 0,2 тыс., молдаване — 0,15 тыс.[источник не указан 441 день].

На конец 2013 года в Иерусалиме проживало 829 863 жителей[37], этнический состав: 307 600 (37 %) арабов и 522 300 (63 %) евреев и других. Состав населения города по конфессиям был следующим (согласно данным Иерусалимского института изучения Израиля): 509 600 (61.4 %) евреев, 295 500 (35.6 %) мусульман, 15 000 (1.8 %) христиан (из них около 12 тыс. — арабы) и 9600 других. Рост населения составлял 1,8 % в год.[38][39][40]

В 2014 году в город переселилось 10,200 жителей, а покинуло его 17,900 жителей, при этом 80 % покинувших город переехали в города-спутники Иерусалима и другие населенные пункты вблизи города (Маале-Адумим, Мевасерет-Цион, Гиват-Зеев, Цур-Хадасса, Эфрат, Бейтар-Иллит и другие).

Данные праздничного буклета Иерусалимского муниципалитета к 48-й годовщине объединения города (15.05.2015): Население Иерусалима (без пригородов) — 886 400 жителей. С пригородами более 1 млн. Наиболее крупные районы — Рамот-Алон (англ.) (44,568 жителей), Писгат-Зеев (43,983 жителя), Гило (англ.) (31,694 жителя). Среди арабских районов наиболее крупные — Бейт-Ханина (35,800 жителей), мусульманский квартал Старого города (28,200 жителей), Рас-эль-Амуд (24,640 жителей).

Национальный состав на 15.05.2015: евреи (574,1 тыс.), арабы-мусульмане (285,5 тыс.), арабы-христиане (11,9 тыс.), армяне (5,5 тыс.), другие (9,6 тыс.) Конфессиональный состав: иудеи (65 %), мусульмане (32 %), христиане (2 %), другие (1 %).

35,7 % населения Иерусалима — это молодежь до 18 лет. В учебных заведениях города в 2014/2015 учебном году училось 269,100 человек. В Иерусалимском Университете и других высших учебных заведениях города учились 38 300 студентов.

Тема «иудаизации Иерусалима»

Критики усилий по укреплению еврейского большинства в Иерусалиме говорят, что государственная политика в области планирования мотивирована демографическими соображениями и преследует цель ограничения арабского строительства, при этом продвигая строительство еврейское[41].

С 1967 г. в восточном секторе появилась масса новых еврейских жилых районов; ни одного нового палестинского квартала создано не было.[42] Распоряжением об экспроприации, изданным израильским Министерством финансов 18 апреля 1968 г., размеры Еврейского квартала были более чем удвоены, что сопровождалось выселением его арабских жителей и захватом более 700 зданий, из которых лишь 105 до 1948 г. принадлежали евреям. Старый квартал был таким образом расширен, включив в себя территорию Муграби Харат Абу Са’уд и других кварталов, уходящих корнями в арабскую и палестинскую историю. Согласно распоряжению, эти участки отводились под общественные нужды, но предназначены были только для евреев.[43] Каждой переселённой арабской семье правительство предложило 200 иорданских динаров.

2 октября 1977 г. Кабинет министров Израиля одобрил план министра сельского хозяйства Ариэля Шарона, который предложил построить кольцо еврейских кварталов вокруг восточных окраин города. Этот план имел своей целью сделать Восточный Иерусалим более еврейским и предотвратить его превращение в часть палестинского городского блока, тянущегося от Вифлеема до Рамаллы. После этого на восточных окраинах города были построены семь микрорайонов. Они получили известность под названием «Кварталы Кольца». В пределах Восточного Иерусалима были построены и другие еврейские микрорайоны, и в арабских кварталах также селились израильские евреи.[44][45]

С момента получения Израилем контроля над Восточным Иерусалимом, еврейские поселенческие организации стремятся реализовать еврейское присутствие в таких кварталах, как Сильван[46][47]. По информации газеты «Хаарец», в 1980-х годах Министерство жилищного строительства, «в ту пору под управлением Ариэля Шарона, прилагало все усилия для захвата контроля над собственностью в Старом городе и прилегающем квартале Сильван, посредством объявления их абсентеистской собственностью. Возникли подозрения, что некоторые сделки являлись незаконными; комитет по проверке … обнаружил бесчисленные нарушения». В частности, изданные еврейскими организациями аффидавиты, утверждавшие, что арабские дома в этой зоне являлись абсентеистской собственностью, принимались контролирующими инстанциями вообще без посещения объектов или иной проверки претензий[48]. Поселенческая организация ЭлАд,[49][50][51][52] которая, по словам «Хаарец», продвигает «иудаизацию» Восточного Иерусалима,[53] и организация Атэрет Коханим принимают меры к увеличению числа еврейских домохозяйств в Сильване, в сотрудничестве с Комитетом по возобновлению йеменитской деревни в Шилоахе[54].

Шейх-Джаррах, преимущественно арабский район по пути к горе Скопус

Согласно отчёту Всемирного банка, между 1996 и 2000 годами в еврейских кварталах было зафиксировано в четыре с половиной раза больше нарушений в сфере строительства, однако в Западном Иерусалиме было издано в четыре раза меньше предписаний о сносе, чем в Восточном Иерусалиме; арабы в Иерусалиме имели меньше шансов получить разрешение на строительство, нежели евреи, и «власти с гораздо большей вероятностью предпринимают меры против палестинских», чем еврейских нарушителей процедуры получения разрешений[55]. Частные еврейские фонды получили от правительства разрешения на реализацию девелоперских проектов на спорных территориях — таких, как археологический парк Город Давида в на 60 % арабском квартале Сильван (примыкающем к Старому городу),[56] и Музей толерантности на кладбище Мамилла (примыкающем к площади Сион)[55][57]. Согласно израильской неправительственной организации Б’Цэлем, начиная с 1990-х годов правила, затруднявшие получение арабскими жителями разрешений на строительство, привели к дефициту жилья, который вынудил многих из них искать жильё вне Восточного Иерусалима[58]. Согласно закону о гражданстве, жителям Восточного Иерусалима, супруги которых являются жителями Западного берега и Газы, пришлось покинуть Иерусалим и переехать к своим мужьям и жёнам. Многие покинули Иерусалим в поисках работы за рубежом, поскольку одним из последствий Второй интифады стала всё большая отрезанность Восточного Иерусалима от Западного берега и, следовательно, утрата им главной основы своей экономики. Израильский журналист Шахар Илан настаивает, что этот отток привёл к утрате многими палестинцами в Восточном Иерусалиме их статуса постоянных жителей[59].

39% (372000) из 800000 жителей Иерусалима являются палестинцами, однако в муниципальном бюджете на их долю приходится лишь 10% средств[60]. В отчёте Европейского союза от марта 2010 года утверждалось, что 93000 палестинцев Восточного Иерусалима - 33% от их общего количества – рискуют потерять свои дома, учитывая наложенные на них Израилем ограничения в части строительства, при том что для их размещения отведено лишь 13% муниципальной территории – в противовес 53%, отведённым под еврейские поселения. (Согласно другим данным, 52% земель в Восточном Иерусалиме исключено из застройки, 35% предназначено для еврейских поселений и 13% — для использования палестинцами, причём почти вся площадь последних уже застроена[42]). Впоследствии в отчёте писалось, что в 2013 году было разрушено 98 таких зданий, - что привело к появлению 298 бездомных, в то время как ещё 400 человек потеряли свои рабочие места и средства к существованию, - и что 80% населения живут за чертой бедности. 2000 живущих в секторе палестинских детей и 250 учителей должны ежедневно проходить через израильские пропускные пункты, чтобы попасть в школы[60].

Оппоненты, - в частности, Американский комитет Друзей на службе обществу и Маршалл Дж. Брегер, считают, что такие шаги в области городского планирования направлены на «иудаизацию Иерусалима»[61][62][63], а ограничения, налагаемые на палестинское планирование и развитие в Восточном Иерусалиме, являются частью израильской политики поощрения еврейского большинства в городе[64][65].

В свою очередь, палестинское руководство на протяжении многих лет поощряет арабов обосновываться в городе, чтобы тем самым подкрепить свои притязания[66][67]. Тысячи палестинцев переехали в построенные после Шестидневной войны 1967 г. кварталы Восточного Иерусалима, ранее бывшие полностью еврейскими. В 2007 г. 1300 палестинцев жили в квартале Писгат-Зеэв, ранее исключительно еврейском, и составляли 3% населения в квартале Невэ Я’аков[en]. В квартале Френч Хилл палестинцы составляют сегодня одну шестую часть населения.[68]

Согласно Юстусу Вайнеру из Иерусалимского центра общественных связей, иерусалимский муниципалитет выдал 36000 разрешений на строительство в арабском секторе, «более, чем достаточно для удовлетворения потребностей арабского населения посредством легального строительства вплоть до 2020 года». И арабы, и евреи «обычно ожидают согласования разрешения 4-6 недель, отношения числа согласований к общему количеству заявлений у них схожи, и они платят одинаковую сумму ($3600) за подведение водоснабжения и канализации к жилому блоку идентичного размера». Вайнер пишет, что, в то время как под незаконным еврейским строительством обычно имеются в виду дополнения к существующим легальным строениям, незаконное арабское строительство означает сооружение целых многоэтажных зданий, включающих от 4 до 25 жилых блоков, возводимых с финансовой помощью Палестинской национальной администрации на земле, не принадлежащей строителю на законных основаниях[69].

Население Иерусалима в разные периоды:
год иудеи мусульмане христиане всего источник
1471 250 семей  ?  ?  ? Salo Baron[70]
1488 76 семей  ?  ?  ? Salo Baron[70]
1489 200 семей  ?  ?  ? Avraham Yaari[71]
1525 199 семей 616 семей 119 семей  ? Salo Baron[70]
1525 1000 3700 - - ?
1538 1150 6750 - - ?
1539 1630 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[72]
1553 1958 взрослых мужчин 11,750 358 взрослых мужчин  ? Bruce Masters[73]
1556 2350 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[72]
1562 1200 11 450 - - ?
1563 1720 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[72]
1568 1160 взрослых мужчин  ?  ?  ? османская перепись населения[72]
1640 4000  ?  ?  ? Roger — французский путешественник[72]
1723 2000  ?  ?  ? Johann Aegidius Van Egmont и John Heyman — христианские путешественники[72]
1838  ?  ?  ? 11 000 Энциклопедия Британника[74]
1844 7120 5000 3390 15 510 Краткая еврейская энциклопедия[75]

Manashe Harrel[76]

1850 13 800  ?  ?  ? перепись Англо-Еврейского общества
1869 3200 семей  ?  ?  ? H. J. Sneersohn, New York Times, 19 февраля 1869[77]
1872 10,600[78] 5000 5300 20 900 Энциклопедия Британника[74]
1876 12 000 7560 5470 25 030 Краткая еврейская энциклопедия[75]
Manashe Harrel[76]
1896 28 112
28 110
8560
8560
8748
8750
45 420
45 420
Краткая еврейская энциклопедия[75]
Manashe Harrel[76]
1905 40 000 7000 13 000 60 000 Краткая еврейская энциклопедия[75]
1913 48 400 10 050 16 750 75 200 Краткая еврейская энциклопедия[75]
1922 33 971 13 413 14 699 62 578 данные переписи населения[75]
Manashe Harrel[76]
1931 51 222
51 200
19 894
19 900
19 335
19 300
90 503
90 053
данные переписи населения[75]
Manashe Harrel[76]
1944 97 000 30 600 29 400 157 000 ?
1946 97 000 31 000 30 000 158 000 ?
1948 100 000 40 000 25 000 165 000 Краткая еврейская энциклопедия[75]
Manashe Harrel[76]
1961 72 % 22 % 5 % - Только западная часть [источник не указан 1771 день]
1967 196 500
195 700
58 300
54 963
13 000
12 646
267 800
263 307
данные частичной переписи населения[75]
Manashe Harrel[76]
1971 222 200 68 000 11 000 301 300 Краткая еврейская энциклопедия[75]
1980 292 300
292 300
103 890 11,000 407 190
407 100
Краткая еврейская энциклопедия[75]
данные иерусалимского муниципалитета
1990 378 200 131 800 14 400 524 400 данные иерусалимского муниципалитета?
1995 417 100
420 900
182 700
165 800
14 100
14 200
617 000
602 700
данные иерусалимского муниципалитета?
данные Jerusalem Institute for Israel Studies[39]
2000 439 600 196 900 14 200 657 500 данные Jerusalem Institute for Israel Studies[39]
2003 470 000 190 000 10 000 670 000 Краткая еврейская энциклопедия[75]
2005 464 300 232 300 14 900 719 900 данные Jerusalem Institute for Israel Studies[39]
2009 476 000 247 800 15 200 (из них 12 600 арабов) 760 800 данные иерусалимского муниципалитета[16]
2013 509 600 295 500 15 000 из них около 12 тыс. арабов 829 900 данные ЦСБ Израиля[38] и Jerusalem Institute for Israel Studies[39]
2015 574 100 285 500 20 200 886 400 данные иерусалимского муниципалитета[источник не указан 441 день]

Примечания

  1. ↑ Preserving Identity in the Holy City (недоступная ссылка)
  2. To Rule Jerusalem — Page 189, Richard Hecht — 2000
  3. Estimating the Population of Ancient Jerusalem, Magen Broshi, BAR 4:02, Jun 1978
  4. Иудейские древности, 17.42
  5. Josephus (The Wars Of The Jews Book VI Ch 9 Sec 3)
  6. Josephus(«B. J.» v. 13, § 7)
  7. Hillel Geva (2013). «Jerusalem’s Population in Antiquity: A Minimalist View». Tel Aviv 41: 131–160.
  8. [1] в Google Книгах
  9. Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea …, Volume 2 page 86
  10. Jerusalem Illustrated History Altas, Martin Gilbert, Jerusalem 1830—1850, p.37
  11. ↑ Perpetual dilemma: Jewish religion in the Jewish State By S. Zalman Abramov, page 27
  12. Tudor Parfitt. The road to redemption: the Jews of the Yemen, 1900–1950. — Brill Academic Publishers, 1997. — P. 53.
  13. The Jews of the Yemen, 1800-1914. — Taylor & Francis. — P. 205–207. — ISBN 978-3-7186-5041-5.
  14. Streetwise: Yemenite steps, Jerusalem Post
  15. Behind the lens of Hannah and Efraim Degani – part 7, Ynet (9 January 2010).
  16. ↑ Facts and Figures // на сайте муниципалитета Иерусалима  (англ.)
  17. Jerusalem: More tourists, fewer Jews, YNet. Проверено 10 марта 2007.
  18. Jerusalem: Facts and Trends 2011
  19. Is Jerusalem Being «Judaized»? | Jerusalem Center For Public Affairs
  20. Jerusalem 2012 – the state of things. Jpost.com (17 May 2012). Проверено 7 декабря 2012.
  21. Jewish Birthrate Up, Arab Rate Down in Jerusalem – Inside Israel – News. Israel National News (20 May 2012). Проверено 7 декабря 2012.
  22. http://www.jiis.org/.upload/pressrelease.pdf
  23. Most Jerusalemites Attend Hareidi-Religious Schools, Седьмой канал (Израиль). Проверено 21 мая 2009.
  24. Most of Jerusalem's non-Jewish children live below poverty line, Haaretz (21 May 2009). Проверено 9 сентября 2011.
  25. Jerusalem: Only 21% of Jews secular – Israel News, Ynetnews. Ynetnews.com (20 June 1995). Проверено 26 марта 2013.
  26. The Ultra-Holy City, в Time, 13 August 2012.
  27. Jewish Drop In Jerusalem Worries Israel, The Washington Post via Cornell University. Архивировано из первоисточника 9 сентября 2006. Проверено 10 марта 2007.
  28. Press Release: Jerusalem Day (PDF). Central Bureau of Statistics (24 May 2006). Проверено 10 марта 2007.
  29. Change cast in concrete, Los Angeles Times (4 June 2007). Проверено 22 июля 2009.
  30. Change cast in concrete, Los Angeles Times (4 June 2007). Проверено 22 июля 2009.
  31. Jerusalem Barrier Causes Major Upheaval, The Associated Press via The Washington Post (2 December 2006). Проверено 10 марта 2007.
  32. Study: Christians in Jerusalem Down to Just 2% from 20% (англ.). — 2009.
  33. Israel approves new East Jerusalem settlement homes (BBC, 30 October 2013)
  34. Jerusalem, Facts and Trends 2009-2010, p. 11 (PDF). Jerusalem Institute for Israel Studies.
  35. Palestinians grow by a million in decade. The Jerusalem Post/AP (9 February 2008). Проверено 18 октября 2010.
  36. «Arab population growth outpaces Jews in Jerusalem» Reuters, 26 September 2000
  37. Официальные данные по населённым пунктам Израиля на 31.12.2013, на сайте ЦСБ Израиля(иврит)
  38. ↑ Selected Data on the Occasion of Jerusalem Day (2013—2014)  (иврит) // на сайте ЦСБ Израиля.
  39. ↑ Population in Israel and in Jerusalem, by Religion, 1988—2013  (англ.)
  40. Population of Jerusalem, by Gender, Age, Religion and Population Group, 2013  (англ.)
  41. Allison Hodgkins, «The Judaization of Jerusalem — Israeli Policies Since 1967»; PASSIA publication No. 101, December 1996, (English, p. 88)
  42. ↑ 'Rage in Jerusalem,' London Review of Books Vol. 36 No. 23 4 December 2014, pages 19-21.
  43. Michael Dumper, The Politics of Sacred Space: The Old City of Jerusalem in the Middle East Conflict,Lynne Rienner Publishers, 2002 pp.42-3
  44. Sharon, Gilad: Sharon: The Life of a Leader (2011)
  45. House-by-house struggle for East Jerusalem, BBC (15 July 2010). Проверено 11 сентября 2010.
  46. «Letter dated October 16, 1987, from the Permanent Representative of Jordan to the United Nations addressed to the Secretary-General» UN General Assembly Security Council
  47. Elad in Silwan: Settlers, Archaeologists and Dispossession. mathaba.net.
  48. Land lords; Haaretz, January 20, 2005
  49. «Archaeologists for hire: A Jewish settler organisation is using archaeology to further its political agenda and oust Palestinians from their homes»; The Guardian, May 1, 2008
  50. «Settler group refuses to vacate land slated for school for the disabled»; Haaretz, 15/01/2008
  51. The Other Israel: America-Israel Council for Israeli-Palestinian Peace newsletter
  52. Digging into trouble. the Guardian.
  53. Group 'Judaizing' East Jerusalem accused of withholding donation sources. Haaretz.com (21 November 2007).
  54. 11 Jewish families move into J'lem neighborhood of Silwan. Haaretz.com (1 April 2004).
  55. ↑ «Movement and Access Restrictions in the West Bank: Uncertainty and Inefficiency»; World Bank Technical Team, 9 May 2007
  56. Land lords(недоступная ссылка); Haaretz, 20 January 2005
  57. «The architectural conspiracy of silence»; Haaretz, 24 February 2007
  58. East Jerusalem. B'Tselem. Проверено 14 мая 2007.
  59. Interior Min. increasingly revoking E. J'lem Arabs' residency permits, Haaretz (24 June 2007).
  60. ↑ "EU diplomats warn of regional conflagration over Temple Mount", Haaretz, 28 March 2014.
  61. «The Judaization of Jerusalem — Israeli Policies Since 1967»; PASSIA publication No. 96, December 1996, (English, Pp. 88)
  62. «Group 'Judaizing' East Jerusalem accused of withholding donation sources»; Haaretz, 22 November 2007
  63. «The Judaization of East Jerusalem»; CommonDreams, 26 November 2007
  64. East Jerusalem and the Politics of Occupation (PDF). Американский комитет Друзей на службе обществу (Winter 2004).
  65. Understanding Jerusalem. Middle East Quarterly. Middle East Forum (March 1997).
  66. Clashing values alter a city's face, Los Angeles Times. Проверено 22 июля 2009.
  67. Israeli Riddle: Love Jerusalem, Hate Living There, New York Times (13 May 2007). Проверено 22 июля 2009.
  68. Holy city twist: Arabs moving into Jewish areas. Cjp.org. Проверено 7 декабря 2012.
  69. Illegal Construction in Jerusalem by Justus Reid Weiner. Jcpa.org. Проверено 26 марта 2013.
  70. 1 2 3 Salo Baron, A Social and Religious History of the Jews, Columbia University Press, 1983
  71. Avraham Yaari, Igrot Eretz Yisrael, p. 98.(Tel Aviv, 1943)
  72. ↑ «A Historical Survey of the Jewish Population in Palestine Presented to the United Nations in 1947 by Vaad Leumi on Behalf of the Creation of a Jewish State.»
  73. Bruce Masters, Christians And Jews In The Ottoman Arab World Cambridge University Press, 2004
  74. ↑ Encyclopaedia Britannica. — 9th ed. — Edinburgh: Adam and Charles Black, 1881. — Т. XIII. — P. 643-644.
  75. ↑ Иерусалим — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  76. 1 2 3 4 5 6 7 Manashe Harrel, «The Jewish Presence in Jerusalem through the Ages» in Sinai and Oestericcher, eds., Jerusalem, John Day, 1974. (Цифры из этого источника используются также в Mitchell Geoffrey Bard, The Complete Idiot’s Guide to Middle East Conflict, Alpha, 2002.)
  77. I. Harold Scharfman, The First Rabbi, Pangloss Press, 1988, page 524 which reports the figure as 3,100.
  78. Ашкеназы — 6000, сефарды — 4600

Население Иерусалима.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52