Кро́сс-платфо́рменная переса́дка — пересадка с одного направления движения на другое в метрополитене или на железнодорожном транспорте, осуществляемая переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Как правило, при такой организации движения в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущихся приблизительно в одном направлении.
Существует два основных типа таких пересадок (для пересечения двух линий):
- Одной линии принадлежат оба «левых» пути, а другой — оба «правых». При таком исполнении на каждой из линии при следовании в одном направлении платформа находится справа по ходу поезда, а в другом — слева. Первой такой станцией в СССР был Технологический институт в Ленинграде, где такой переход действует с 1961 года. В Москве примером таких переходов являются пересадки на станциях Китай-город и Третьяковская.
- Одной линии принадлежат центральные пути, а другой — боковые. Так реализованы пересадки на «Каширской», «Парке Победы» (в наст. время не действует) и «Кунцевской» (в трехпутном исполнении).
Кроссплатформенные пересадочные узлы в метрополитенах
См. Категория:Кроссплатформенные пересадки
- «Китай-город» (1970, Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии, краткие пересадки при поездках «север—восток», «юг—северо-запад» и обратно)
- «Третьяковская» (1970, пересадка с 1986, Калужско-Рижская и Калининская линии, краткие пересадки при поездках «юг—восток» и обратно)
- «Каширская» (1969, пересадка с 1995, Замоскворецкая и Каховская линии, краткие пересадки при поездках «север—Каховская линия» и обратно)
- «Кунцевская» (1965, пересадка с 2008, Арбатско-Покровская и Филёвская, краткие пересадки при поездках «Филёвская линия—запад» и «восток—Филёвская линия»)
- «Парк Победы» (2003, построена для пересадки между Арбатско-Покровской и планировавшейся Митинско-Бутовской линиями; в настоящее время работает в составе Арбатско-Покровской линии, в будущем предлагается применить для Солнцевской линии)
- «Деловой центр» (2005; обе станции, предполагаемые к задействованию в кроссплатформенной пересадке, построены, но не используются, будущее применение неизвестно)
- «Петровско-Разумовская» (1991, Серпуховско-Тимирязевская и Люблинско-Дмитровская линии; в настоящее время построен и работает только один зал станции в составе Серпуховско-Тимирязевской линии)
Европа Вне СНГ
- «Лэнгенфельдгассе» (1989, линии U4 и U6, краткие пересадки при поездках «запад—север», «юг-центр» и обратно)
- «Карлсплац» (1980, линии U2 и U4, краткие пересадки с тупикового среднего пути на конечной станции линии U2 на оба направления линии U4 и обратно)
«Шоттенринг» (1980, линии U2 и U4, краткие пересадки с тупикового среднего пути на конечной станции линии U2 на оба направления линии U4 и обратно; ликвидирована при продлении линии U2 в 2008 году)
Действующие
- «Оксфорд Сёркес» (1900, пересадка 1969), Лондонский метрополитен — линии Бейкерлу и Виктория.
- «Стратфорд», пересадка с Центральная линия Лондонского метрополитена на пригородные поезда.
- «Финсбери Парк» (1906, пересадка 1969), Лондонский метрополитен — линии Пикадилли и Виктория.
- «Highbury & Islington» (1904, пересадка 1969). Пересадка с линии Northern City Line Британских железных дорог на линию Виктория метрополитена.
- «Бэйкер Стрит» (1863, пересадка 1979), Лондонский метрополитен — линии Бейкерлу и Джубили.
- «Майл Энд» (1902, пересадка 1946), Лондонский метрополитен — линии Центральная и Дистрикт.
Действующие
Действующие
- «Chatelet-les-Halles», RER Париж, — линии RER A и B.
- «Gare du Nord», RER Париж, — линии RER B и D.
- «La Motte-Picquet – Grenelle», Парижский метрополитен, — линии 8 в направлении «юго-запад—северо-восток» и 10 в направлении «запад—восток».
- «Louis Blanc», Парижский метрополитен, — линии 7 в направлении «север—юг» и 7bis.
Действующие
Действующие
Действующие
- «Гамла стан» (1957, Зелёная и Красная линии, краткие пересадки при поездках «юго-запад—запад», «север—юг» и обратно)
- «Т-сентрален» (1957, Зелёная и Красная линии, краткие пересадки при поездках «юго-запад—юг», «запад—север» и обратно)
Азия Вне СНГ
Система много-кроссплатформенной пересадки между станцими «Тиу-Кенг-Ленг» и «Яу-Тонг».
Действующие
- «Сити-холл (EW13/NS25)» (1988, пересадка с 1989, линии «Север—юг» и «Восток—запад», краткая пересадка с поездов линии «Север—юг», прибывающих с северной части линии, на поезда линии «Восток—запад», следующие в восточном направлении, и обратно)
- «Раффлз-плейс» (EW14, NS26) (1988, пересадка с 1989, линии «Север—юг» и «Восток—запад», краткая пересадка с поездов линии «Север—юг», прибывающих с северной части линии, на поезда линии «Восток—запад», следующие в западном направлении, и обратно)
- «Джуронг-ист» (EW24, ES1) (1988, пересадка с 1989, линии «Север—юг» и «Восток—запад», краткая пересадка с тупикового среднего пути на конечной станции линии «Север—юг» на оба направления линии «Восток—запад» и обратно)
- «Тана-мера» (EW4) (1989, пересадка с 2003, линия «Восток—запад» и ответвление в аэропорт Чанги, краткая пересадка с тупикового среднего пути на конечной станции ответвления в аэропорт на оба направления основной линии «Восток—запад» и обратно)
Система много-кроссплатформенной пересадки между станцими «Мемориальный зал Чан Кайши», «Гутин», «Дунмэнь» и «Симэнь».
(будущее)
- «Сайам» (1999, линии Силом и Сукхумвит, краткие пересадки при поездках «север—юг», «запад—восток» и обратно)
Америка
Действующие
- «East 180th street» (1917, Нью-Йоркский метрополитен) — во внепиковое время пересадка с маршрута 2 на челнок маршрута 5 до Dyre Avenue.
- «Queensborough Plaza» (1917, Нью-Йоркский метрополитен) — линии Flushing Line (маршрут 7) и Astoria Line (маршруты N и W).
- «Hoyt-Schermerhorn street» (1936, Нью-Йоркский метрополитен) — линии Crosstown Line (маршрут G) и Eighth Avenue Line (маршруты A и C).
- На многих станциях Нью-Йоркского метрополитена имеются кроссплатформенные пересадки между экпресс-маршрутами, идущими по линии с более редкими остановками, и локальными маршрутами, идущими с более частыми остановками по другим главным путям той же линии. Например, «Nevins street» (1908), «Franklin Avenue» (1920) и «Utica Avenue» (1920), — кросс-платформенные пересадки между экспрессами (в этом месте) 2 и 3, и локальными маршрутами 4 и 5 (кроме последней — только между 3 и 4).
- «Ashmont» — пересадка между красной линией Бостонского метрополитена и скоростной трамвайной линией в Маттапан.
- «North Station» (2004, Бостонский метрополитен) — пересадка между зелёной и оранжевой линиями.
- «Howard» (Чикагский метрополитен) — пересадки с красной (и фиолетовой в рабочие дни в час пик) на жёлтую линию (Skokie Swift).
- «Belmont» и «Fullerton» (Чикагский метрополитен) — пересадки с коричневой (и фиолетовой в рабочие дни в час пик) на красную линию.