ФГУП «Кронштадтский Морской завод» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Отрасль |
ремонт судов |
Сайт |
www.kmolz.ru |
Награды: |
---|
ФГУП «Кронштадтский Морской завод» — российская компания, занимающаяся ремонтом и сервисным обслуживанием военных и гражданских судов, а также ремонтом газотурбинных установок, дизельных двигателей, комплексной металлообработкой, цинкованием, малярными работами. Одно из старейших судоремонтных предприятий России (основано в 1858 г.). Имея мощную энергетическую базу и техническую оснащенность, уникальные гидротехнические сооружения (4 действующих сухих дока, гавани, оборудованные причалы) является крупнейшим судоремонтным комплексом Северо-запада.Общая протяженность стапельных оснований - 750м, что позволяет проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230м и водоизмещением до 40 тыс. Находится в Кронштадте Санкт-Петербурга.
Основан: 1858
Создание в Кронштадте Пароходного завода было вызвано стремительным развитием железного пароходостроения и потребностью России в собственном пароходостроительном и ремонтном предприятии для нужд отечественного военно-морского флота. Строительство завода продолжалось с 1847 по 1858 гг. Автор проекта: академик Строительной части Морского министерства архитектор А.С. Кудинов. Предназначение завода было определено ко времени окончания его строительства: основная задача предприятия заключалась в "исправлении механизмов паровых судов".
Официальная дата начала работы предприятия: 4 (16 марта) 1858г. На протяжении всей своей истории завод был и остается главной ремонтной базой Балтийского флота.
С деятельностью Пароходного завода (1858-1922) связаны все основные вехи развития русского флота середины ХIХ и первой четверти ХХ столетия. В начале 1860-х гг. завод занимался переоснащением уже существующих парусных кораблей Балтийского флота в паровые (на линейных кораблях "Цесаревич" и "Синоп", пароходофрегате "Олег" и "Скорый"), был пионером по изготовлению нарезной артиллерии для крепостей и флота, стоял у истоков броненосного судостроения (на заводе изготовили броню и обшили первый отечественный железный броненосный корабль канонерскую лодку "Опыт", обшивали броней и достраивали плавучие батареи "Первенец", "Не тронь меня", "Кремль").
В дальнейшем, сложилось разделение труда: закладка и строительство броненосцев и других кораблей осуществлялась на верфях Санкт-Петербурга, достройка, наладка и доводка производилась в Кронштадте с участием Пароходного завода. В конце 1860-х - середине 1870-х гг. этапным для ранней деятельности Пароходного завода событием стало участие его работников в строительстве и достройке первого в мире брустверно-башенного броненосца "Петр Великий", сильнейшего корабля своего времени. Завод также участвовал в экспериментах с первыми отечественными торпедами И. Ф. Александровского, в создании и развитии миноносного и подводного флотов. В годы русско-японской войны (1904-1905)на Пароходном заводе готовились к походу корабли 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр. В период Первой мировой войны (1914-1918) завод осуществлял достроечные работы новых линейных кораблей ("Севастополь", "Петропавловск", "Гангут", "Полтава", эсминцев типа "Новик", подводных лодок типа "Барс"), а также сложный ремонт и комплексное переоборудование всех боевых кораблей Балтийского флота.
Продукция завода неоднократно удостаивалась высших наград на российских и международных промышленных и морских выставках.
С деятельностью литейщиков Пароходного завода связаны многочисленные памятники г.Кронштадта: чугунная мостовая на Пеньковом мосту, являющаяся уникальным образцом дорожного строительства ХIХ века; ограда Летнего сада (1873 г.) и Петровского парка (1883 г.), бронзовые детали на памятнике клиперу "Опричник" (1873 г.), детали главного купола Морского собора (1911 г.). В 1912г. всего за два с небольшим месяца был спроектирован и построен Макаровский мост, впоследствии ставший одним из символов города.
В годы Гражданской войны 1918-1920 на заводе ремонтировались и перевооружались корабли Балтийского флота, вернувшиеся из Ледового похода (1918 г.) из Гельсингфорса и Ревеля, после чего часть из них была включена в состав Действующего отряда Балтийского флота, выступившего против англо-французской эскадры, блокировавшей Кронштадт.
В годы первых пятилеток Морской завод стал единственной ремонтной базой для кораблей Балтийского флота, а также проводил большой объем судоремонтных работ на судах гражданского назначения. Значительными вехами в истории завода стали скоростные доковые ремонты легендарных ледоколов "Красин", подготовленного для отправки на помощь челюскинцам (1934 г.), и "Ермак", отремонтированного для спасения арктической экспедиции И.Д. Папанина (1938 г.)
Беспримерным подвигом отмечен труд работников Морского завода в период Великой Отечественной Войны и Ленинградской блокады. В годы войны деятельность завода не останавливалась ни на минуту. Завод беспрерывно ремонтировал корабли, подводные лодки, тральщики, транспорты, катера, оснащал их боевой техникой, выполнял специальные заказы для фронта и тыловых учреждений (например, был налажен выпуск минометов, гранат, штыков. саперных лопат и т.д.). К концу ВОВ завод стал крупнейшим судоремонтным предприятием страны.
31 мая 1944 за успешное выполнение боевых заданий командования по ремонту и вводу в строй кораблей Краснознаменного балтийского флота Указом Президиума Верховного Совета СССР Морской завод был награждён орденом Ленина.
В конце 1950-х - середине 1960-х годов на заводе была проведена масштабная реконструкция, которая превратила его в крупнейшее судоремонтное предприятие ВМС СССР. В 1970-е - 1980-е годы Морской завод оставался флагманом отечественного военного судоремонта.
В период 1990-х и начала 2000-х гг. завод испытывал серьезные финансовые и производственные трудности, вызванные сменой политического и экономического курса страны. В 2008 г. деятельность предприятия была приостановлена.
С 2010 г. Кронштадтский Морской завод возобновил производственную деятельность и осуществил программу финансового оздоровления, позволившую создать условия для его возрождения и дальнейшего эффективного развития. С 2011 г. в доках и у стенок завода проходят ремонт более 50 судов и кораблей ежегодно. Развивается производственная база, разрабатывается полномасштабная программа модернизации и технического перевооружения предприятия. В конце 2014 г. запланировано вхождение КМЗ в структуру государственного холдинга ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
По сообщению от 3.6.2014 завершается ремонт уникального батопорта, затвора к доку имени Ф. В. Митрофанова, окончено до 95 % ремонтных работ. Окончательная наладка затвора планируется к концу июня 2014 года.[1]
Док имени Ф. В. Митрофанова Кронштадтского Морского завода был построен в рекордно короткие сроки — за 4 года в 1892—1896 годах. До 1920 года док назывался Александровским в честь памяти императора Александра III (1881—1894). Док был предназначен для помещения в него океанских крейсеров, построенных в 1880—1890-е годы для Балтийского и Тихоокеанского флотов, например, крейсера «Рюрик», с водоизмещением 12 000 т, длиной 126 м, шириной 20 м и высотой около 8 м, и долгое время был крупнейшим в России. Открытие дока состоялось 19 октября 1896 года. Первым в док был введён эскадренный броненосец «Пётр Великий», сильнейший корабль своего времени.
Всего на Кронштадтском Морском заводе 5 сухих доков, из которых 4 действующих. Все они построены в XIX столетии. Многие механизмы (насосные станции, батопорты, затворы) исправно функционируют и в настоящее время.
Осенью 2014 г. на завод для ремонта прибыл ледокол «Красин», а 21 сентября рядом с ним с аналогичной целью встал крейсер «Аврора».
Петровская ул.. Напротив завода — остановки автобуса № 3.
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Кронштадтский морской завод санкт-петербург, кронштадтский морской завод третьяков евгений владимирович, кронштадтский морской завод минобороны рф, кронштадтский морской завод кинолог.