Васана

Перейти к: навигация, поиск

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Вайшнавизм  · Шиваизм  ·
Шактизм  · Смартизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавадгита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р

Васана (санскр. वासना, Vāsanā IAST) ( от vas — «придавать благоухание», «ароматизировать», «пропитывать запахом» или «пребывать», «проживать») — «впечатление», «предустановка», сила привычки, склонность к определенному поведению, термин в индуизме и буддизме,[1]. который означает действие потенциальных факторов в механизме кармы и сансары[2].

В системе санкхья васаны (склонности из прошлых жизней) и санскары (впечатления) находятся в буддхи и оживают в подходящих условиях[3].

В буддизме

Васаны сравниваются с веществом, которое окрашивает ткань[2], или ароматом который остается после удаления источающего его объекта[1].

В буддизме васана — это отпечаток, который действие оставляет в момент своего осуществления и который может послужить основой для осуществления последствий. Васаны способствуют бесконечному повторению аналогичного опыта и сансарному существованию[2].

В йоге

Свами Сатьянанда Сарасвати описывает васаны как проявившиеся либо потенциальные желания, из которых состоит ум. Процесс накопления васан бесконечен и формирует тонкое причинное тело — васанадеха, причиной же их возникновения являются клеши. Несмотря на то, что тенденции ума создаются васанами, его действие направлено на служение пуруше[4].

Разновидности васан

В философии йогачара[2]:

  • васаны речи (абхылапа-васаны) - отражают влияние языка на все формы познавательной активости
  • васаны эгоцентрической установки (атма-дришти-васаны) - объясняют подсознательное ощущение собственной идентичности
  • васаны существования (бхаванга-васаны) - в учении йогачара считалось, что внешний мир не существует вне опыта живых существ.

Также встречается следующая классификация:

  • Шуддха-васаны (благостные, саттвические) — наклонности способствующие духовному преображению человека. К ним относятся терпимость, правдивость, желание иметь чистое развитое сознание, стремление к мудрости.
  • Ашуддха-васаны (страстные, раджасичные/тамасичные) — наклонности разжигающие разнообразные страсти, отвлекающих от духовного преобразования. Это жадность, невежество, похоть, лицемерие, гордыня. Они подразделяются на три типа васан:
    • Лока-васаны — страсть к материальному миру. Желание иметь славу, почёт, уважение, признание, власть в разнообразной форме. Чувство защищённости.
    • Дэха-васаны — концентрация, привязанность к своему телу. Зацепка за своё тело, беспокойство по поводу его недостатков, страстное желание улучшить своё тело и страх его повреждения, потери.
    • Шастра-васаны — культ, привязанность к знаниям. Чувство превосходства над тем людьми, которые знают меньше. Осуждение людей действующих вразрез с позицией наблюдателя. Желание спорить и доказывать. Чувство правоты.[5][неавторитетный источник? 38 дней]

Примечания

  1. 1 2 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.92-119
  2. 1 2 3 4 В. Г. Лысенко Философия буддизма. Васаны / M. Т. Степанянц. — М.: Ин-т философии РАН. Вост. лит., 2011.
  3. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия.
  4. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога-сутра Патанджали. Комментарии / пер. с англ Н. Драста. — Минск: Ведантамала, 2006. — С. 340. — 388 с. — ISBN 987-3517-03-0.
  5. Васаны и их разновидности

См. также

Литература

Васана.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52