KC-135 Stratotanker

KC-135 Stratotanker
KC-135 заправляет F-22 Raptor в воздухе
Тип самолёт-заправщик
Производитель Boeing
Первый полёт 17 августа 1956
Начало эксплуатации июнь 1957
Статус на вооружении
Основные эксплуатанты ВВС США
Франция
Сингапур
Турция
Годы производства 1954-1965
Стоимость единицы US$39,6 миллиона в 1998
Базовая модель Boeing 367-80
Варианты C-135 Stratolifter
C-137 Stratoliner
 Изображения на Викискладе

Боинг KC-135 Stratotanker — реактивный четырёхдвигательный специализированный многофункциональный военно-транспортный самолёт/самолёт-заправщик, спроектированный в начале 1950-х.

Содержание

Производство и модификации

Первый опытный серийный KC-135, созданный на базе 367-80 и элементов конструкции 707-ых взлетел в августе 1956 года. Поставки в Стратегическое Авиационное Командование (SAC) USAF на авиабазу Castle в Калифорнии были начаты в июне 1957 года. На базе KC-135 были созданы их разнообразные модификации: разведчики, разведчики радиоэлектронных средств противника, разведчики погоды, самолёты для научных исследований, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, бомбардировщиками на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, перевозки командования вооружённых сил США. В настоящее время KC-135 и его различные военные и научно-исследовательские модификации продолжают летать и будут летать предположительно до 2040 года.

Аэродинамическая схема

  • четырёхмоторный турбовентиляторный (были варианты ещё и с ТРД) низкокоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Отличительные особенности самолёта

  • первый в мире крупносерийный реактивный специализированный самолёт-заправщик.
  • военный реактивный самолёт-заправщик — самолёт-долгожитель (возможна служба до 80-85 лет)

Особенности конструкции

Приборы Боинга KC-135.
KC-135R, вид сзади.
Хвостовое оперение Боинга КС-135. Хорошо видна заправочная штанга.
USAFE танкер KC-135R

Модификации

Модификации, серийно строившиеся специализированные транспортные самолёты/самолёты-заправщики построенные Boeing:

KC-135 Stratotanker -

  • KC-135A - базовая модель, с турбореактивными двигателями "Pratt & Whitney" J-57-P-59W. Всего выпущено 732.
  • KC-135E - первая модификация KC-135A, с двигателями "Pratt & Whitney" TF-33-PW-102 (на 14% более экономичными), всего переоборудовано 167 машин, сняты с вооружения в 2009 году.
  • KC-135Q - вторая модификация KC-135A, всего переоборудовано 56 машин.
  • KC-135R - третья модификация, установлены четыре турбовентиляторных двигателя "General Electric" CFM-56-2B-1, проведена замена части обшивки нижней поверхности крыла, установлено более совершенное пилотажно-навигационное оборудование, электрическая и гидравлическая системы, запас топлива увеличен с 86 до 92 тонн. В результате, масса самолёта возросла со 137 до 146 тонн. Стоимость модернизации одного самолёта KC-135 в KC-135R составляла 16 млн. долларов США[1], всего переоборудовано не менее 361 машин.
  • KC-135T - модернизация KC-135Q до уровня KC-135R, всего переоборудовано 54 машины.
  • KC-135F -
  • KC-135FR - модификация для ВВС Франции

серийно строившиеся обычные транспортные самолёты построенные Boeing:


C-135 Stratolifter -

Самолёты для перевозки командования вооружённых сил США:

военные модификации KC-135:

научно-исследовательские модификации KC-135:

Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на KC-135 создавались на базе планера Boeing 707 (см статью Boeing 707).

История службы

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж = 3 чел.: командир, второй пилот, оператор дозаправки
  • Длина = 41.53 м
  • Размах крыла = 39.88 м
  • Высота = 12.70 м
  • Площадь крыла = 226 м²
  • Вес пустого = 44 663 кг
  • Максимальный взлётный вес = 146 000 кг
  • Двигатели = 4 турбовентиляторных CFM International CFM-56
    • Тяга каждого двигателя = 96 кн

или

  • Двигатели = 4 турбовентиляторных Pratt & Whitney TF-33-PW-102
    • Тяга каждого двигателя = 80 кн
  • Максимальная скорость = 933 км/ч
  • Дальность полёта = 5 550 км
  • Потолок = 15 200 м
  • Скороподъёмность = 1 490 метров/мин

Потери самолетов

По информации советского журнала «Зарубежное военное обозрение», с начала эксплуатации в 1956 году до января 1990 года в авиакатастрофах было потеряно 73 самолёта КС-135 различных модификаций[2]. Однако официальная статистика ВВС США показывает, что до 1990 финансового года (включительно) было потеряно 62 C-135 всех модификаций[3]. По неофициальным данным, всего за годы эксплуатации было потеряно 62 КС-135[4]

См. также

Ссылки

  1. В. Ольгин. Модернизация американских самолётов-заправщиков KC-135 // "Зарубежное военное обозрение", № 3, 1983. стр.75-76
  2. США // «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1990. стр.95
  3. C-135 FLIGHT MISHAP HISTORY  (Проверено 17 марта 2012)
  4. Список потерь "летающих танкеров" (ASN Aviation Safety Database)




KC-135 Stratotanker.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52