E-9

Q Series / Dash 8
78-местный Q400 авиакомпании Flybe
Тип турбовинтовой пассажирский
Производитель Bombardier Aerospace
de Havilland Canada
Первый полёт 20 июня 1983
Начало эксплуатации c 1984
авиакомпанией NorOntair
Основные эксплуатанты Air Canada Jazz
Piedmont Airlines
Horizon Air
Flybe
Годы производства с 1983
Единиц произведено 844 (на январь 2008)[1]
Базовая модель de Havilland Canada Dash 7

Bombardier Q серии (англ. Bombardier Q Series) или де Хэвиленд Канада Дэш 8 (англ. de Havilland Canada Dash 8) (также обозначается как DHC-8)- двухмоторный турбовинтовой самолёт для линий средней протяжённости, выпущенный авиакомпанией de Havilland Canada (DHC) в 1984. В настоящее время производится фирмой Bombardier Aerospace, которая выкупила DHC у компании Boeing в 1992. С 1996 года самолёт носит обозначение Q — серия от английского слова «тихий» (англ. quiet), благодаря установленной системе активного шумоподавления (англ. Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system), разработанной для снижения уровня шума в салоне самолёта и снижения вибрации до уровня турбореактивных авиалайнеров. Всего было построено более 800 самолётов всех модификаций. Авиакомпания Bombardier планирует до 2016 года построить 1192 самолёта серии Dash 8.[2]

Содержание

Модификации

Серия 100

DHC-8-100
Первая версия 37-40 местного пассажирского самолёта, введённая в эксплуатацию в 1984 году. Ранние экземпляры самолёта получили двигатели PW120A (сертифицирован CAA 13 декабря 1985); поздние — PW121 (сертифицированы CAA 22 февраля 1990), мощностью 1800 л.с. (1343 кВт).
DHC-8M-100
Два самолёта для транспортной авиации Канады.
CC-142
Военно-транспортная версия для ВВС Канады в Европе.
CT-142
Учебно-тренировочная версия для обучения штурманов ВВС Канады.
E-9A
Патрульный самолёт ВВС США, используется для обеспечения учений в Мексиканском заливе. Два самолёта базируются на Tyndall AFB, Флорида.
Самолёт Q400 авиакомпании SAS обрабатывается противообледенительной жидкостью, аэропорт Växjö, Швеция

Серия 200

DHC-8-200
Аналогичен серии 100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney Canada PW123, мощностью 2150 л.с. (1604 кВт), пассажировместимость от 37 до 39 человек.
Q200
Модификация DHC-8-200 с системой активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).

Серия 300

DHC-8-300
Удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Вооружался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л.с. (1,865 кВт).
DHC-8-300A
Модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой.
Q300
Модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).

Серия 400

Q400
Увеличенная модификация, 70-78 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч быстрее, чем у предыдущих версий, и составляет 585 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5071 л.с. (3783 кВт)(крейсерская мощность 4850 л.с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS).
Q400 NextGen
Модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.
Q400-MR
Морская бомбардировочная модификация Q400 для French Sécurité Civile.

Лётно-технические характеристики

Q200[3] Q300[4] Q400[5]
Начало эксплуатации 1995 1989 2000
Технические характеристики
Экипаж 2 человека
Типовая пассажировместимость 37 (один класс) 50 (один класс) 70 (один класс)
Пассажировместимость 37-39 50-56 68-78
Длина 22,25 м 25,68 м 32,81 м
Высота 7,49 м 7,49 м 8,3 м
Диаметр фюзеляжа 2,69 м
Размах крыла 25,89 м 27,43 м 28,4 м
Площадь крыла 54,4 м² 56,2 м² 63,1 м²
Масса снаряжённого 10483 кг 11791 кг 17185 кг
Масса самолёта без топлива 14696 кг 17917 кг 25855 кг
Максимальная взлётная масса 16466 кг 19505 кг 29257 кг
Максимальная посадочная масса 15649 кг 19051 кг 28009 кг
Масса коммерческой нагрузки с полным запасом топлива 3407 кг 5138 кг 8670 кг
Запас топлива 3160 л 6526 л
Двигатели 2× PW123C/D 2× PW123B 2× PW150A
Габариты пассажирского салона
Максимальная ширина салона 2,03 м
Длина салона 9,1 м 12,6 м 18,8 м
Лётные характеристики
Крейсерская скорость 537 км/ч 528 км/ч 667 км/ч
Практическая дальность
с типовой коммерческий нагрузкой
1713 км 1558 км 2522км
Практическая дальность
с LR баками
н/д 2034 км н/д
Длина пробега
с максимальной взлётной массой
1000 м 1178 м 1402 м
Практический потолок 7620 м 8230 м

Потери самолётов

Всего по состоянию на 14 января 2011 года было потеряно 13 самолётов типа DHC-8. В катастрофах погибло 95 человек.[6]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
15.04.88 N819PH Сиэтл 0/40 Грубая посадка с горящим двигателем. Заводской брак.
21.11.90 HS-SKI Самуй 38/38 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа.
06.06.93 D-BEAT Париж 4/23 Не смог изменить курс посадки, разбился.
09.06.95 ZK-NEY Палмерстон-Норт 4/21 Экипаж отвлекло от пилотирования решение проблем с шасси.
14.06.01 LN-WIS Ботсфьорд 0/27 Грубая посадка.
07.12.02 B-3567 Сиань 0/н.д. При запуске двигателей врезался в терминал.
01.05.05 LN-WIK Хаммерфест 0/30
20.04.07 C6-BFN Governor’s Harbour 0/48
12.08.07 HL5256 Пусан 0/74
09.09.07 LN-RDK Ольборг 0/73
12.09.07 LN-RDS Вильнюс 0/52
12.02.09 N200WQ Буффало 1+49/49 Врезался в здание при заходе на посадку, обледенение крыла.
19.11.09 N355PH Мали 0/9 Аварийная посадка: самолёт потерял стойку шасси и правое полукрыло.

Примечания

Единственным российским авиаперевозчиком, эксплуатирующим данный тип ВС в РФ, является авиакомпания Сахалинские авиатрассы.

  1. Bombardier
  2. Aviation Week & Space Technology issue for 29 October 2007, p. 65.
  3. Bombardier Q200 specifications, Retrieved: April 6, 2008.
  4. Bombardier Q300 specifications, Retrieved: April 6, 2008.
  5. Bombardier Q400 specifications, Retrieved: April 6, 2008.
  6. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results

Ссылки

  • Самолет авиакомпании AirBaltic, вылетевший из Риги, по техническим причинам вернулся в аэропорт

E-9.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52