Тип |
виртуальный планетарий, астрономия |
---|---|
Автор |
Крис Лорел |
Разработчики |
Крис Лорел, сообщество пользователей Celestia |
Написана на | |
Интерфейс | |
Операционная система | |
Языки интерфейса |
Многоязычный (27 языковых пакетов) |
Первый выпуск |
2001 |
Аппаратная платформа | |
Последняя версия |
1.6.1 (7 июня 2011[2]) |
Тестовая версия |
1.7.0 |
Состояние |
активно развивается |
Лицензия | |
Сайт |
www.shatters.net/celestia |
Celestia — свободная трёхмерная астрономическая программа, созданная на языке программирования C++, для платформ Microsoft Windows, Linux и Mac OS X. Создана Крисом Лорелом и доступна на условиях GNU General Public License.
Программа, основываясь на Каталоге HIPPARCOS, позволяет пользователю рассматривать объекты размерами от искусственных спутников до полных галактик в трёх измерениях, используя технологию OpenGL. В отличие от большинства других виртуальных планетариев, пользователь может свободно путешествовать по Вселенной.
Celestia 2000.
Дополнения к программе позволяют добавлять как реально существующие объекты, так и объекты из вымышленных вселенных, созданные их фанатами (Звёздные войны, Вавилон 5, Рука Ориона и другие).
Содержание |
Celestia отображает более 120 000 звёзд, ориентируясь по каталогу HIPPARCOS. Программа использует очень точную систему расчёта траекторий VSOP87, благодаря чему можно легко увидеть определённые солнечные и лунные затмения, и отображать орбиты планет (в том числе и экзопланет), их спутников, астероидов, комет и космических аппаратов.
Пользователь может менять количество видимых ему звёзд и отображать их в трёх различных стилях: как точки (подходит для ЖК-мониторов и выглядит наиболее реалистично), как размытые точки (подходит для ЭЛТ-мониторов) и как диски (не реалистично, но зато гораздо легче выбрать нужную звезду или определить, какого она цвета).
Celestia позволяет летать по виртуальной Вселенной при помощи простых элементов управления. Двигаться можно с различной скоростью, от 0,001 м/с до нескольких миллионов световых лет/с. Текущая скорость отображается в нижнем левом углу. Пользователи могут рассмотреть любой объект под любым углом, начиная космическими кораблями и заканчивая галактиками. Они могут просто наблюдать за их движением, следить или синхронно с ними вращаться.
В Celestia можно моделировать любое время в прошлом, настоящем и будущем на многие миллионы лет в разные стороны, однако точность орбит сохраняется в промежутке от нескольких тысяч лет до наших дней. Время также можно обратить вспять или вовсе остановить.
При наведении курсора на любой объект отображается основная информация о его размерах, расстоянии от центрального объекта системы (если таковой имеется), температуре, а также о текущем расстоянии от него. На планетах и спутниках могут отображаться названия важных объектов поверхности.
В Celestia отображаются атмосферы планет и спутников, движущиеся облака, тени от затмений, закаты и рассветы, подробные структуры поверхностей объектов, планетарные кольца, ночной свет городов на Земле, линии созвездий, их границы и иллюстрации.
Есть возможность разделить экран на множество частей (больше десяти) для наблюдения за несколькими объектами сразу.
При помощи Celestia можно делать скриншоты и записывать видеоролики, от низкокачественных до формата HD (1920x1080). Имеется также поддержка обучающих сценариев.
В Celestia есть ряд ограничений. Большинство из них внесено для возможности использования программы на слабых компьютерах и уменьшения размера дистрибутива. Некоторые связаны с отсутствием достаточной информации об определённых объектах, а часть функций попросту ещё не реализована в текущей версии программы:
В Интернете можно найти огромное количество дополнений (аддонов) для Celestia, создаваемые энтузиастами со всего мира. Их суммарный размер превышает 10 гигабайт.
Основную их часть составляют текстуры объектов более высокого разрешения для большинства объектов Солнечной системы. В их числе сверхточная текстура Земли в 32768 пикселей в ширину (около 1,25 км на пиксель). Текстуры с высоким разрешением позволяют увидеть очень мелкие детали за поверхностях объектов, однако при этом нагрузка на компьютер, и особенно на видеокарту, значительно увеличивается.
Другая часть дополнений включает в себя 3D модели исторических космических аппаратов, например Спутник-1, Вояджер-1 и Вояджер-2, Галилео и многих других.
Дополнения включают богатую коллекцию из 2 миллионов дополнительных звёзд, тысячи астероидов, комет, 2D и 3D модели туманностей, галактик, квазаров, звёздных скоплений. Имеется возможность добавлять множество экзотичных объектов, таких как красные и синие сверхгиганты, красные и коричневые карлики, нейтронные звёзды, вращающиеся пульсары, вращающиеся чёрные дыры, протозвёзды, сверхновые. Для некоторых планет предусмотрены 3D горы и кратеры. К Солнцу можно добавить вращающиеся гранулы, и протуберанцы, к Юпитеру вращающиеся облака.
Есть возможность смоделировать какое-нибудь значимое событие в прошлом или будущем (в том числе и вымышленное), например ледниковый период на Земле, озеленение Плутона или падение астероида. Есть возможность смоделировать превращение Солнца в красный гигант через 5 миллиардов лет.
Достаточно привлекательна возможность добавить вымышленные объекты и звёздные системы из известных фильмов, в их числе корабли из Звёздных войн, Вавилона 5, звёздная система Пандоры из фильма Аватар, Рука Ориона.
Длительное время работать с дополнениями было очень неудобно, поскольку их приходилось добавлять вручную при таком огромном количестве. Но в феврале 2012 года усилиями энтузиастов был выпущен первый дистрибутив Celestia с некоторыми встроенными аддонами. Дистрибутив называется Celestia Extended Pack и выложен на официальном русскоязычном сайте для бесплатного скачивания. На август 2012 года последняя версия сборки 1.1, которая в общей сложности весит в 14 раз больше официального дистрибутива.
Celestia.