Уральская экспедиция — масштабное научно-исследовательское и инспекционное мероприятие, инициированное Д. И. Менделеевым с целью изучения уральской металлургической, горнодобывающей и лесной промышленности, прогнозирования развития края, разработки рекомендательных мер для преодоления монополизма и отсталости экономики и промышленности Урала. Комиссия по изучению кризисного состояния уральской промышленности под руководством Д. И. Менделеева провела экспедицию в производственных и горнодобывающих центрах Урала летом 1899 года. В работе экспедиции принимали участие специалисты из Петербургского университета, научно-технической лаборатории Морского министерства, Главной палаты мер и весов, представители Министерства государственных имуществ, Постоянной совещательной конторы железнозаводчиков и других учреждений.
Содержание |
Говоря о «третьей службе Родине»[1], Дмитрий Иванович придаёт особое значение этому мероприятию, и работам, подводившим итог экспедиции. Учёный достаточно долго и тщательно готовился к ней. Он составил 10 марта 1899 года докладную записку к совещанию при Министерстве финансов, назначенному на 18 марта, и посвящённому переустройству уральских казённых горных заводов; записка эта обращена была к товарищу министра финансов В. Н. Коковцеву. Д. И. Менделеев предлагал несколько рекомендаций по данному вопросу. В числе основных мер он указывает на необходимость передачи Военному и Морскому министерству таких казённых заводов, которые будут в наибольшей степени соответствовать интересам обороны государства. Что касается остальных предприятий такого рода, государственных горных заводов, они, по мнению Д. И. Менделеева, должны быть постепенно переданы в частные руки как потенциал конкуренции, увеличения производительности и снижения цен, а находящиеся во владении казны руды и леса, дадут ей доход. В этом послании учёный обращает внимание на одну из причин, препятствующих развитию Урала, и кроющуюся в том «что там действуют почти нацело одни крупные предприниматели, всё и вся захватившие для себя одних». Пути преодоления сложившегося монополизма он видел в том, что «сверх крупных, много мелких предприятий» должны получить поддержку для своего развития. Д. И. Менделеев призывает ускорить строительство сети железных дорог, которые будут способствовать росту производства. Эти и другие рекомендации были высказаны им задолго до Уральской экспедиции.[2][3]
В мае того же года, когда вопрос был решён положительно, и руководство экспедицией, по поручению министра финансов С. Ю. Витте и директора Департамента промышленности и торговли В. И. Ковалевского, было доверено Д. И. Менделееву, он обратился с письмами ко многим владельцам частных заводов Урала с просьбой «содействовать изучению положения железного дела».[2]
Д. И. Менделеев, несмотря на недомогание, не отказался от поездки. Вместе с ним в экспедиции принимали участие: заведующий кафедрой минералогии Петербургского университета профессор П. А. Земятченский, известный специалист по русским железным рудам; помощник начальника научно-технической лаборатории Морского министерства — химик С. П. Вуколов; К. Н. Егоров — сотрудник Главной палаты мер и весов. Последним двум Д. И. Менделеев поручил «осмотр многих уральских заводов и производство полных магнитных измерений» для выявления аномалий, сопровождающих наличие железной руды. К. Н. Егорову также поручалось изучение Экибастузского месторождения каменного угля, считавшегося Д. И. Менделеевым очень важным в деле развития уральской металлургической промышленности. В числе сопровождавших экспедицию был также представитель Министерства государственных имуществ Н. А. Саларев и секретарь Постоянной совещательной конторы железнозаводчиков В. В. Мамонтов. Личные маршруты исследователей, вошедших в состав Уральской экспедиции были различными, что определялось задачами, которые предстояло им решить[2].
Сам Д. И. Менделеев из Перми следовал по такому маршруту: Кизел — Чусовая — Кушва — гора Благодать — Нижний Тагил — гора Высокая — Екатеринбург — Тюмень, откуда пароходом — в Тобольск. Из Тобольска вновь пароходом — в Тюмень и далее: Екатеринбург — Билимбаево — снова Екатеринбург — Кыштым. После Кыштыма у Д. И. Менделеева возобновилась старая болезнь — «идёт горлом кровь», он делает остановку в Златоусте, где надеялся отдохнуть и «вновь пуститься на заводы», однако улучшения состояния не последовало, и он через Уфу и Самару возвращается в Боблово. Тем не менее, Д. И. Менделеев отметил, что ещё в Екатеринбурге он получил достаточно хорошее представление о состоянии дел в железной промышленности Урала.
В своём отчёте — докладной записке С. Ю. Витте Д. И. Менделеев называет основные причины медленного развития металлургии, и указывает меры преодоления такого положения дел. Подъёму на должный уровень промышленности Урала учёный придавал особое значение: «Воздействие России на весь запад Сибири и на степной центр Азии может и должно совершаться при посредстве Уральского края»[4].
Основную причину стагнации промышленности Урала Д. И. Менделеев видел в социально-экономической архаике, царившей там: «…Необходимо с особой настойчивостью закончить все остатки помещичьего отношения, ещё существующего всюду на Урале в виде крестьян, приписанных к заводам». Далее он отмечает, что тамошняя администрация чинит помехи нарождению малых предприятий, в то время как, по мнению учёного «истинное развитие промышленности немыслимо без свободного соревнования мелких и средних заводчиков с крупными»[4].
На Урале получила основание для действенной разработки его идея подземной газификации угля, предложенная им в пору поездки на Донбасс (1888), к которой он возвращался неоднократно в следующих статьях и крупных трудах: «Горючие материалы» (1893), «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897), «Учение о промышленности» (1900—1901).
Д. И. Менделеев указывает: находящиеся под покровительством правительства монополисты тормозят промышленное развитие края, что выражается такими последствиями как «дорогие цены, довольство достигнутым и остановка в развитии». Впоследствии он отметит, что это стоило ему «много труда и неприятностей»[5][6].
За месяц было осмотрено около 40 производственных металлургических, горнодобывающих предприятий и месторождений. Уральской экспедициией Д. И. Менделеева было проведена основательная и разносторонняя научно-исследовательская инспекция экономики, геологии и промышленности Урала, даны рекомендации их развития. В 1900 году по результатам экспедиции был издан труд «Уральская железная промышленность в 1899 году» под общей редакцией Д. И. Менделеева (основная часть, в которой он использовал и свои многолетние наблюдения, написана самим учёным), в котором были изложены все оценки исследований, проведённых комиссией, и даны квалифицированные рекомендации, касающиеся металлургической и лесной промышленности, транспортных коммуникаций, общих вопросов экономики.
Участие в изучении уральской железной промышленности — один из важнейших этапов деятельности Менделеева-экономиста. В своём труде «К познанию России» он скажет: «В моей жизни мне пришлось принимать участие в судьбе трёх…дел: нефтяного, каменноугольного и железнорудного». Из Уральской экспедиция учёный привёз бесценный материал, использованный им в дальнейшем в трудах «Учение о промышленности» и «К познанию России».[2]
Дмитрий Иванович Менделеев в Викицитатнике? | |
Дмитрий Иванович Менделеев в Викитеке? | |
Уральская экспедиция Д. И. Менделеева.