Третий Спас

Третий Спас
«Третий Спас хлеба припас»
Тип народно-православный
иначе Хлебный Спас, Ореховник, Спас на холстах, Спас на полотне
также Попразднство Успения (христ.)
Значение третья встреча осени
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами
Дата 16 (29) августа
Традиции пекут пироги из муки нового урожая, святят новые колодцы.
Н. Пимоненко. Продавщица холста. 1901

Тре́тий Спа́с (Хлебный Спас) — день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня. Также было принято торговать холстами, полотнами.

Содержание

В церковном календаре

Перенесе́ние из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотво́рного О́браза Го́спода нашего Иису́са Христа́ (греч. Μνήμη της εξ Εδέσσης ανακομιδής του αγίου Μανδηλίου του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού) — православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя (944).

День почитания мученика Диомида врача, которому молятся при разных недугах и болезнях; Феодоровской иконы Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.

Диомиду врачу молятся при различных недугах и болезнях. Перед Феодоровской икона Божией Матери молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах[1].

По Уставу, относится к малым праздникам «со славословием», но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы.

Русские обряды

Народные названия праздника:

  • «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»;
  • «Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
  • «Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
  • «Посевы», «Досевки» — сеятся озимые хлеба;

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.

Святят новые колодцы. Чистят к осени целебные источники, пью подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.

В большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

У В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

Поговорки и приметы

Третий Спас хлеба припас. Хорош Третий Спас — зимой будет квас. Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год. Урожая на орехи двух лет сряду не бывает. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. «Відліт в цей день журавлів віщує ранню зиму» (укр.). Отлёт ласточек. «Після Успення прийшло — сонце на осінь пішло» (укр.). Во что Евдокеи, в то и третий спас.

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / Котович О. В., Крук И. И.. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  2. Полуянов И. Д. Деревенские святцы / Научный редактор И. А. Кузьмин. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6

Ссылки

  • Третий спас (Хлебный Спас) // Российский этнографический музей
  • Сегодня третий Спас хлеба припас
  • Український народний календар
  • Православный календарь


Третий Спас.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52