Ток-шо́у (от англ. talk show — разговорное шоу) — вид телепередачи, в котором один или несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.
«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью» [1]. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна: герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. А. С. Вартанов отмечает, что задача жанра ток-шоу – активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция [2]. Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, «например, беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира» [3]
В книге «Битлы перестройки» утверждается, что «с подачи Ивана Демидова в нашем языке появилось слово „ток-шоу“ вместо „толк-шоу“»[4].
Создателем первого в мире ток-шоу является Фил Донахью, его проект назывался «Шоу Фила Донахью», причем это произошло совершенно случайно: в 1967 году, в ходе беседы с героем одного из выпусков, у него закончились вопросы, и он обратился к зрительному залу — вопросов оказалось больше, чем ожидалось. Так и родилось первое в мире ток-шоу.[5][6]
Содержание |
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. На телевидении обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям. В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.
Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям. Н.В. Вакурова различает следующие жанровые формы ток-шоу [7]
Классифицируя программы в жанре ток-шоу была взята за основу тематика. Среди ток-шоу выделяют следующие виды:
Нередко организаторы ток-шоу используют подставных актёров, с целью повысить рейтинги, сделать шоу зрелищнее и эмоциональнее.[9]
|
|
---|---|
Профессиональные проблемы |
Новости • Репортаж • Написание • Этика • Объективность • Ценности • Атрибуция • Диффамация • Редакционная независимость • Образование • Новые СМИ • Другие темы |
Жанры |
Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Телекритика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Новые медиа • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Разоблачительная журналистика • Международная журналистика • Научная журналистика • Чурналистика |
Социальные воздействия |
|
Новостные СМИ | |
Роли | |
Телевизионные приёмы |
Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Телемост • Ток-шоу |
Мероприятия | |
Профессиональный жаргон |
Джинса • Пилотный выпуск • Синхрон • Стендап • Телекиллер |
Это заготовка статьи о телевидении. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ток-шоу.