Пуштун

Пуштуны
Современный ареал расселения и численность

Всего: 42 млн. человек
 Пакистан — 28 млн чел.[1][2]
 Афганистан — 12 млн. чел.[3]
 ОАЭ — 315,5 тыс. чел.[4]
 Иран — 141 тыс. чел.[5] — 937,6 тыс. чел.[6]
 Великобритания — 100 тыс. чел.[7]
 Канада — 26 тыс. чел.[8]
 Индия — 11 тыс. чел.[9]
 США — 7,71 тыс. чел.[10]
 Малайзия и  Сингапур — 5,1 тыс. чел.[11]

Язык

пушту, также урду, дари

Религия

ислам (преимущ. суннитского толка)

Родственные народы

памирцы

Пуштуны, паштуны (пушту پښتون зап. [paʂtun], вост. [paxtun], перс. پختون‎ [pæχtun], урду پٹھان, хинди पठान paṭhān [pəʈʰaːn]) или афганцы (перс. افغانی‎ [æfʁɒːniː]) — иранский народ, населяющий в основном юго-восток, юг и юго-запад Афганистана и северо-запад Пакистана, основными отличительными характеристиками которого служат восточноиранский язык пашто, традиции номадизма, кодекс чести Пуштунвалай[12] и разветвлённая родо-племенная структура[13]. Точная численность пуштунов не может быть подсчитана ввиду отсутствия переписей в Афганистане с 1979 года, но приблизительно она оценивается в 42 млн чел.[14], из них только около 30 % проживает в Афганистане, где пуштуны — ведущий и доминирующий этнос страны.

Содержание

Этнокультурная идентичность

Пуштун из северного Пакистана
Пуштунская девочка

Основными составляющими этнической идентичности пуштунов, с помощью которых они сами и вслед за ними учёные выделяют пуштунский этнос из других народов региона, являются следующие элементы традиционной культуры[15]:

  • Язык пушту (пашто) — крупнейший восточноиранский язык и второй по значимости из всех иранских после фарси, архаичностью и специфическим развитием сильно отличающийся от последнего. Несмотря на обилие диалектов, говоры пушту взаимопонятны и составляют единый язык. Единственное исключение — язык/диалект ванеци (тарино), близкородственный пушту, но довольно сильно отличающийся от него[16].
  • Родо-племенная структура, резко отличающая пуштунов от таджиков, у которых она полностью отсутствует. Пуштуны — крупнейший в мире народ, обладающий родо-племенным делением[17]. Принадлежность к определённому племени играет огромную роль во внутрипуштунских отношениях. Всего насчитывается около 60 больших племён, разделённых примерно на 400 родов[18]. Пуштунские племена называются каум (قوم​/ کوم), во главе племени стоит «хан» (خان). Племена делятся на роды — хел (جېل), возглавляемые вождями-маликами (مالک). Род состоит из кланов-семейств, старейшины которых называются спинжирай (سپینږیرئ) — «белобородый», «аксакал». Важную социальную и политическую роль играет совет старейшин племени — джирга (جرګه)
  • Следование кодексу Пуштунвалай (paṧtūnwalī) — сборнику неписанных правил и обычаев, регулирующих отношения в пуштунском социуме, понятия о чести и индивидуальной благодетели.
  • Обычаи кочевого скотоводства и периодического передела земли, называемого «веш» (وېش, wēš).
  • В качестве пятой составляющей можно назвать суннитский ислам, которого весьма ревностно придерживается подавляющее большинство пуштунов и который часто принимает радикальные формы (ср. движение Талибан)

Процесс «пуштунизации» соседних народов, обеспечиваемый политическим и культурным превосходством пуштунов, обычно включает внедрение всех пяти компонентов: обращение в ислам (нуристанцы и некоторые дарды), включение в племенную структуру на правах отдельного племени, распространение языка пушту, первоначально как второго (пашаи, ормуры, парачи), внедрение Пуштунвалай и ве́ша.

Этноним

Термин «пашто» (paṧtō) обозначает не только афганский язык, но и саму культурную идентичность и кодекс чести Пуштунвалай. Пуштунская пословица гласит:

پښتون هغه نه دی چی پښتو وائی، خو هغه دی چی پښتو یې زده ده
Paҳtūn haγa na daγ či Paҳto wāyi, lekin haγa či Paҳto ləri
«Пуштун — это не тот, кто говорит на пашто, а тот, кто обладает Пашто».

Согласно наиболее обоснованной версии, этноним paҳtūn (мн.ч. paҳtānə) происходит от др.иран. *parswāna- «член народа parsū-» (ср. санскр. parśu- «воинственное северо-западное племя» у Панини)[16][19] и таким образом входит в круг древнеиранских этнонимов со значением «бокастый», «богатырь», к которому принадлежит и имя персов[20].

Ситуацию несколько запутывают древние пактии (точнее «пактуи», др.-греч. Πάκτυες) фиксируемые в Индо-Гиндукушском регионе Геродотом. Народ Пактха (paktha-) упоминается уже в Ригведе (7.18.7), как одно из племён, участвовавшее в Битве десяти царей (впрочем как и Паршу-Парсу, санскр. parśu-). Популярное в прошлом возведение пуштунов к пактиям, отразившееся даже в воскрешении древних названий в именах афганских провинций Пактия и Пактика, в настоящее время отвергается: восточнопушт. [paxtun] — это вторичная форма от сохранившейся в западном диалекте [paʂtun], и пушт. -ṧt- [ʂt] регулярно соответствует др.иран. *-rs- (ср. перс. porsidan‎ и пушту puṧtəl «спрашивать»). Индоарийское название пуштунов — патаны (paṭhān) — также восходит к адаптации пуштунского *paṧtan-[16].

Распространённый персидский экзотэтноним пуштунов — афганцы (перс. افغانی‎ [æfʁɒːniː]) известен в приложении к пуштунам с VI в. н.э. и впервые упоминается в индийским астрономом Вараха Михирой в трактате Брихат-самхита в виде Avagāṇa[16]. Китайский монах Сюаньцзан упоминает афганцев в долине реки Жоб[21].

История и этногенез

Эмир Шир-Али с принцем Абдуллой Джаном и афганскими сердарами. 1869 г.

Обстоятельства сложения пуштунского этноса до конца неясны. Прежде всего неясно, насколько строго на протяжении истории соответствовал пуштунам экзоэтноним афган, как и само его происхождение. В XIX в. Кристианом Лассеном впервые было высказано предположение о связи позднего индоарийского avagāṇa с санскритским с аśvaka-, названием одного из племён древних камбоджей, населявших, согласно индийским источникам, северо-восток современного Афганистана, в районе Гиндукуша[22]. Этноним Ашвака связан с санскр. аśva- «конь» и может означать как «коневоды», так и «всадники». Северо-западные земли Камбоджи и Балхики (Бактрии) славились в Древней Индии развитым коневодством. Панини помимо формы Ашвака упоминает его и в иранской форме aspa-[23]. Древнегреческие авторы упоминают в этом регионе как аспасиев (Aspasioi, с глоссой Hippasii), так и ассакенов (Assakenoi, ср. пушту آس ās «конь»).

Во время вторжения через Гиндукуш в Индию саков (т. н. индо-скифов), начавшегося во II в. до н. э., происходит миграция камбоджей на юг. Происхождение пуштунов из Бактро-Бадахшанского региона подтверждают данные языкознания, устанавливающие отдалённую связь языка пашто с памирскими языками и помещающие его в промежуточное положение между мунджанским и южнопамирскими (ишкашимским и сангличским). Раннюю же миграцию на юг подтверждают многочисленные древние заимствования в пашто из индоарийских[16].

В дальнейшем Индо-Гиндукушский регион становился ареной экспансии новых волн завоевателей из Средней Азии: тохаров-кушан (юэчжи, I в.н. э.), эфталитов (IV в.), тюрков-газневидов (X в.). Эти земли подчиняли Сасаниды, арабы, Саманиды. Предполагается, что все они так или иначе оставили след в этногенезе пуштунов[24].

Островком среди Индо-Гинудкушского региона, где вследствие многочисленных завоеваний этническая ситуация была очень нестабильна, оказались горы между Индом, Кабулом и бассейном Гильменда, названные Сулеймановыми (в основном на территории современного Пакистана, в области Вазиристан), которые стали исторической прародиной пуштунских племён, где их практически не затронуло арабское завоевание[25]. Имя афганцев в мусульманской литературе впервые появляется в X в. в трактате Худуд аль-алам и у аль-Утби в хронике Махмуда Газневи. Несмотря на подчинение Пешавара и далее Северной Индии, лежавшие рядом с Газной афганские горы были неподконтрольны Махмуду и его последователям. Разбои афганских горцев значительно затрудняли сообщение между Газной и Пенджабом. До XIV в. пуштунские племена не принимали и ислам, оставаясь верными иранским верованиям[25]. Миграции афганских скотоводов из малоплодородных горных областей началась ещё в XI в.[24] Однако начиная с XIV в., после разрушения Газны монголами, разорения и рассеяния её жителей этот процесс заметно усилился. Пуштуны массово заселяют долины Кабула, Аргандаба и Гильменда. Знаменитый путешественник Ибн Баттута, посетивший Кабул в 1333 г. писал[26]:

Мы прибыли в Кабул, некогда бывший большим городом, на месте которого сейчас расположена деревня, населённая племенем персов, называемым афганцами. В их подчинении горы и ущелья, они обладают большой силой и являются по большей части разбойниками.

Пуштунские племена не только частично ассимилируют коренное земледельческое население, представленное в основном таджиками, но и инкорпорируют в свой состав другие скотоводческие племена. В частности, предполагается, что одно из крупнейших пуштунских племенных объединений гильзаи представляют пуштунизированных тюрков-халаджей[24][25], ещё в X в. бывших самостоятельным народом и окончательно перешедших на пашто только в XVI в.

В XVI—XVII в. Индо-Гиндукушский регион становится ареной борьбы между державой Сефевидов и Великих Моголов. Пользуясь взаимным ослаблением этих двух держав пуштунские племена начинают основывать собственные государства (Афганские ханства). Кандагарский правитель Ахмад-Шах Дуррани из племени абдали, утверждая свою власть с 1747 г., смог подчинить другие пуштунские племена, до того часто враждовавшие между собой, и основать первую настоящую афганскую державу — Дурранийскую империю, подчинившую в том числе на севере от Гиндукуша области Герата и Балха. С тех пор экспансия пуштунских племён, поощряемая правительством, начинает ещё более усиливаться. Пуштуны массово переселяются в северные области Афганистана. Даже в подчинённой Британской Индии пуштуны продвигаются всё дальше на север и северо-восток, где сильно теснят дардов.

Легенды о Бану Исраил

Как всякий народ с развитой родо-племенной структурой, пуштуны живо интересуются всем, что связано с генеалогией и легендами о происхождении. Среди всех пуштунских генеалогических легенд особое внимание историков, как европейских, так и персидских и собственно афганских, привлекала легенда о происхождении пуштунов от «Бану Исраил» — древних израильтян. Согласно легенде, пуштуны происходят от царя Саула и представляют собой «Десять потерянных колен», уведённых Навуходоносором. В последующем они якобы расселились в области Гор на западе Гиндукуша.

Согласно другой легенде, «израильтяне»-пуштуны в количестве 70-ти человек были приведены в Мекку Халидом ибн Валидом и выгодно показали себя в сражениях за дело ислама, за что были щедро вознаграждены Мухаммадом[24].

Расселение

Карта расселения пуштунов (зелёный цвет) в Афганистане и Пакистане на 1980 г.

Пуштуны составляют около 42 % населения Афганистана, населяя прежде всего запад, юго-запад, юг, юго-восток и восток страны: земли в долинах Гильменда, Аргандаба и Кабула. Пуштуны традиционно составляют большинство в провинциях Хост, Нангархар, Вардак, Кунар, Пактия, Пактика, Забуль, Кандагар, Гильменд, Фарах. Значительно число пуштунов в Газни и Кабуле. В Новое время пуштунские племена активно осваивают север страны, где правительство им выделяло лучшие земли. Число их особенно сильно возросло в Герате и Кундузе.

В Пакистане пуштуны населяют долину Кабула с его притоками и район Сулеймановых гор по правым притокам Инда вплоть до Кветты. Сердце земли пуштунов занимает федерально управляемая Зона племён, в значительной мере контролируемая движением Талибан. Западнее расположена населённая преимущественно пуштунами провинция Хайбер-Пахтунхва (ранее Северо-западная пограничная провинция), новое название которой (пушту پښتون‌خوا вост.пушт. [paxtunχwɑː]) означает «земля пуштунов». Центр провинции — древний город Пешавар — один из главнейших пуштуноязычных городов. Пуштуны также основное населения севера провинции Белуджистан. Всего в Пакистане проживает ок. 25,6 млн. пуштунов, что составляет 15 % населения страны[1].

Среди пуштунов проживают остаточные группы допушутунского населения, которое вследствие «пуштунизации» в значительной степени приняло пуштунские обычаи и часто само себя идентифицирует как пуштунов, только с иным языком. Это ираноязычные ормуры и парачи, дардоязычные пашаи и некоторые другие дарды, а также индоязычные хиндкованы. На севере Афганистана наоборот для многих пуштунских племён характерна утрата языка пашто и переход на язык окружающих таджиков (дари), при том что племенное пуштунское сознание у них не утрачивается.

В Викисловаре есть статья «пухтун»

Антропология

Антропологически пуштуны в основной массе — представители индо-иранской расы.

Воины-пуштуны в полном вооружении.

Пуштунские поэты и писатели

См. также

Примечания

  1. ↑ Population by Mother Tongue, Population Census Organization, Government of Pakistan . Retrieved 7 June 2006.
  2. Census of Afghans in Pakistan, UNHCR Statistical Summary Report . Retrieved 10 October 2006.
  3. CIA World Factbook. Retrieved 7 June 2006.
  4. United Arab Emirates: Demography, Britannica.com . Retrieved 15 March 2008.
  5. Joshua Project. People-in-Country Profile. Pashtun
  6. 2010 UNHCR country operations profile - Islamic Republic of Iran. Unhcr.org. Проверено 17 апреля 2010.
  7. Support for Taliban dives among British Pashtuns, Reuters (10 июня 2009). Проверено 6 августа 2009.
  8. Ethnic origins, 2006 counts, for Canada. 2.statcan.ca (11 декабря 2009). Архивировано из первоисточника 14 февраля 2012. Проверено 17 апреля 2010.
  9. Abstract of speakers’ strength of languages and mother tongues — 2001, Census of India . Retrieved 17 March 2008.
  10. Language Spoken at Home US Census Bureau . Retrieved 15 March 2008.
  11. http://www.joshuaproject.net/peopctry.php . Retrieved 6 September 2008.
  12. Globalized Islam: The Search For A New Ummah By Olivier Roy, pg. 261
  13. Khushal Khan Khattak. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2012.
  14. Pashtun Ethnic Agenda at Heart of Afghan War
  15. Ch. M. Kieffer. AFGHAN
  16. ↑ G. Morgenstierne. AFGHANISTAN vi. Paṧto
  17. Ethnic, Cultural and Linguistic Denominations in Pakhtunkhwa(недоступная ссылка), Khyberwatch.com . Retrieved 7 June 2006.
  18. Profiles of Pakistan’s Seven Tribal Agencies, Terrorism Monitor. Retrieved 22 April 2010.
  19. Markwart. Untersuchungen zur Geschichte von Eran, Göttingen and Leipzig, 1896—1905, II, p. 177
  20. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён в Передней Азии. М. 2007, стр. 196
  21. The cradle of Pathan culture
  22. Dr Christian Lassen. Indische Alterthumskunde, Vol I, fn 6; also Vol II, p 129, et al.
  23. Hindu Civilization, 1936, p 283, Dr Radhakumud Mookerji — Civilization; Sīmevarūna parata jā!: Tīna aṅkī aitihāsika naṭaka, 1963, Bāḷa Kolhaṭakara, Balkrishna Hari Kolhatkar.
  24. ↑ ЭТНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В АФГАНИСТАНЕ (историко-политический анализ). Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012.
  25. 1 2 3 Бартольд В. В. Сочинения, VII. Работы по исторической географии Азии. М. 1971, стр. 94-95
  26. extract)

Ссылки

  • Studies of the Pashtun family
  • Afghan Women’s Network
  • A Nation Displaced: The world’s largest refugee population
  • Ethnologue Pashto
  • Pathan/Pashtun population geographic distribution and statistics
  • UNHCR «BETRAYED AND ABANDONED» AFGHAN REFUGEES: HUMAN RIGHTS REPORT
  • Afghan refugees in Iran

Библиография

  • Ahmad, Aisha and Boase, Roger. 2003. «Pashtun Tales from the Pakistan-Afghan Frontier: From the Pakistan-Afghan Frontier.» Saqi Books (March 1, 2003). ISBN 0-86356-438-0.
  • Ahmed, Akbar S. 1976. «Millennium and Charisma among Pathans: A Critical Essay in Social Anthropology.» London: Routledge & Kegan Paul.
  • Ahmed, Akbar S. 1980. «Pukhtun economy and society.» London: Routledge and Kegan Paul.
  • Banuazizi, Ali and Myron Weiner (eds.). 1994. «The Politics of Social Transformation in Afghanistan, Iran, and Pakistan (Contemporary Issues in the Middle East).» Syracuse University Press. ISBN 0-8156-2608-8.
  • Banuazizi, Ali and Myron Weiner (eds.). 1988. «The State, Religion, and Ethnic Politics: Afghanistan, Iran, and Pakistan (Contemporary Issues in the Middle East).» Syracuse University Press. ISBN 0-8156-2448-4.
  • Caroe, Olaf. 1984. «The Pathans: 500 B.C.-A.D. 1957 (Oxford in Asia Historical Reprints).» Oxford University Press. ISBN 0-19-577221-0
  • Dani, Ahmad Hasan. 1985. «Peshawar: Historic city of the Frontier.» Sang-e-Meel Publications (1995). ISBN 969-35-0554-9.
  • Dupree, Louis. 1997. «Afghanistan.» Oxford University Press. ISBN 0-19-577634-8.
  • Elphinstone, Mountstuart. 1815. «An account of the Kingdom of Caubul and its dependencies in Persia, Tartary, and India: comprising a view of the Afghaun nation.» Akadem. Druck- u. Verlagsanst (1969).
  • Habibi, Abdul Hai. 2003. «Afghanistan: An Abridged History.» Fenestra Books. ISBN 1-58736-169-8.
  • Hopkirk, Peter. 1984. «The Great Game: The Struggle for Empire in Central Asia.» Kodansha Globe; Reprint edition. ISBN 1-56836-022-3.
  • Wardak, Ali «Jirga — A Traditional Mechanism of Conflict Resolution in Afghanistan», 2003, online at UNPAN (the United Nations Online Network in Public Administration and Finance).
  • «A Study of the Greek Ancestry of Northern Pakistani Ethnic Groups Using 115 Microsatellite Markers.» A. Mansoor, Q. Ayub, et al.Am. J. Human Genetics, Oct 2001 v69 i4 p399.

Пуштун.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52